«Идеологическое воспитание школьников на современном этапе развития общества»
статья
Любое государство сильно определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Определение содержания идеологии и направления идейно-воспитательной работы в школе должно, прежде всего, учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризующих интересы страны, общества, человека-труженика. Сегодня необходимо критически переосмыслить негативные проявления идеологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Идеологическое воспитание школьников на современном этапе развития общества»
Любое государство сильно определенной идеологией. Без идеологии государственное развитие представляет собой спонтанный, а иногда и хаотичный процесс. Определение содержания идеологии и направления идейно-воспитательной работы в школе должно, прежде всего, учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания масс, который включал в себя мощную систему социальной защиты человека, систему его морального стимулирования, систему деятельности средств массовой информации, отражающих и популяризующих интересы страны, общества, человека-труженика. Сегодня необходимо критически переосмыслить негативные проявления идеологического воспитания, которые во многом спровоцировали столь бурное крушение фундамента казалось бы мощной советской государственности. Формальный подход к воспитательной работе разрушил лучшую (по мнению многих специалистов) во всем мире систему советского образования. «Осколки» главных направлений воспитательной работы, после 30-летнего отказа от всех догм советской идеологии, наконец-то собраны в виде поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации». В 2021-2024 годах реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Это значит, что воспитание школьников вновь стало приоритетной задачей государства. Идеологическое воспитание обучающихся педагоги нашей школы тесно связывают с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения. Большое внимание уделяется идейно-политическому воспитанию школьников. Оно ориентируется на осмысление молодежью политики экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место в сообществе других государств; гражданского согласия; формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы государства о каждом человеке. В реализации этого вида воспитательной деятельности эффективными стали «пятиминутки», которые стали проводиться в прошлом учебном году. Практика показывает, что большинство обучающихся не умеет извлекать из полученной информации «крупицы истины», не в состоянии интерпретировать ее с позиций геополитических и иных интересов России. Учитывая, что учебники не успевают за событийной «лентой времени», политинформация, как набор фактов, требующих осмысления и разъяснения, становится востребованной. В школе проводится много мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, которые ориентированы на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Родины, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни. Традиционные мероприятия, проводимые в любой школе –это классные часы, посвященные памятным датам российской истории, встречи с интересными людьми, беседы, викторины о достижениях российской науки и техники, мероприятия, посвященные Дню Победы, экскурсии, мероприятия в рамках проекта «Кадетское движение» и т.д. Еще одна традиция, которая появилась в наших школах- поднятие флага в начале недели. Такая практика способствует формированию чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Идейно-нравственное воспитание призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей. Нравственность усваивается через уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности. Важную роль играет развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы. Цель идейно-нравственного воспитания – духовное оздоровление формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека. Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется мероприятиям о ЗОЖ: это и участие в различных спортивных мероприятиях, и разъяснительная работа волонтеров, а также работа, проводимая социальными педагогами. Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими российской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой России, приобщению к ее национальному наследию. У россиян ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощь и сердечность. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются трудолюбие, дисциплинированность, стремление к порядку, справедливость, солидарность. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами. Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов. Проект, который школа начнет реализовывать в этом учебном году – «Разговоры о важном». Полноценный урок, а не пятиминутка, поможет классным руководителям именно в идеологическом воспитании обучающихся.
В нашей школе было проведено заседание педагогического совета, где было отмечено следующее: Идеология существует в каждом государстве, как его фундамент. И если по каким-то причинам она рушится, то тут же навязывается идеология извне, и существование государства ставится под угрозу. Поколения 40-80-х учили свою историю и учились гордиться Родиной, Великой Победой не по учебникам, а по рассказам отцов и дедов. К сожалению, это постепенно уходит. Уже пропущено 30 лет, и молодое поколение учит собственную историю по материалам зарубежных сайтов. Государственную систему сломать легко, а на восстановление нужны десятилетия. И пока решается вопрос, каким будет воспитание, и нужна ли школьникам идеология, нужно брать инициативу в собственные руки. Чтобы избежать прошлых ошибок и не дать заполнить пустоту чуждыми нам постулатами, нужно не только говорить об идеологическом воспитании будущего поколения, но и активно работать в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
цели и задачи христианского воспитания детей...
Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.
Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Исследование рынка – систематизированный аналитический процесс изучения информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах, известных как «этика...

«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.
Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...