"Призвание быть классным руководителем!"
статья
Предварительный просмотр:
Эссе
«Призвание быть классным руководителем!»
"Воспитание — это не подготовка к жизни, это сама жизнь."
Джон Дьюи
Чтобы стать классным руководителем, надо сначала стать учителем. Почему я учитель? Вы не поверите, всегда хотела стать учителем, не представляла себя ни в какой другой профессии и нисколько не жалею. Мне действительно повезло с моими учителями в школе, с благодарностью вспоминаю о них. А классный руководитель всегда была с нами рядом везде и во всём, на всех внеклассных мероприятиях занимали первые места.
Бывают моменты, когда я счастлива и уверена, в том, что я настоящий классный руководитель, что это мое высокое призвание. Чаще всего это бывает, когда все задуманное удается реализовать, и я вижу счастливые лица детей, благодарную искорку в их глазах, вижу, что ребенок на глазах меняется к лучшему, становится самостоятельным и уверенным в себе.
Хотя иногда бывают моменты, когда я начинаю сомневаться в правильности того, что я делаю. Но, как ни странно, у меня никогда не было желания куда – то убежать, заняться чем-то другим, может оттого, что я ничего другого не знаю и не умею.
Мы живем и работаем в более благоприятных условиях, чем наши великие предшественники, но это не означает, что задача тем самым для нас упрощается. Скорее, наоборот, в наше «сытое» время, когда в приоритете часто материальные ценности и зыбкая грань между добром и злом, ложью и правдой, когда вокруг слишком много соблазнов поддаться искушению делает наш мир менее устойчивым. Здесь нужна духовная зрелость самого учителя, которому нигде не учат, но она приходит к тем, кто понимает: учитель – не профессия – это миссия!
Работа классного руководителя это очень тонкая, я бы сказала, ювелирная работа. Она исходит из глубокого понимания человеческой природы, умения вдохновлять и поддерживать того, кто еще не нашел себя. У каждого ребёнка свои качества, потребности, цели, желания, поэтому я как классный руководитель, стараюсь относиться к нему, как ко взрослому. Дети растут на моих глазах, становятся взрослыми, но какими станут в будущем, во многом зависит от меня. Малейшая ошибка может перечеркнуть всё, но у меня принцип: если ты ошиблась, признайся и исправь. Только учитывая индивидуальные особенности каждого, можно помочь в формировании мировоззрения ученика, в определении его собственных жизненных ценностей.
Мне запомнились слова великого педагога-гуманиста современности Ш.А. Амонашвили: «Ребенок это божье создание, это посланник бога, и рождается он на земле со своей миссией, определенной на небесах. И задача педагога помочь ребенку найти, распознать эту миссию и максимально реализовать его. И тем сложнее его миссия, тем необычнее и страннее ребенок. Это чрезвычайно трудная задача. Но если педагог это понимает и делает все возможное для этого, то только тогда он может называться педагогом». Эти слова невольно заставляют задуматься над тем смыслом, который вкладывает в понятие «педагог» Амонашвили. И задать себе вопрос: соответствую ли я этим высоким критериям?
Чтобы чуть приблизиться к этому идеалу нужно, прежде всего, разобраться в смыслах и содержании педагогической деятельности, т.е. в ключевых вопросах философии образования, актуализировать свои знания о человеке, закономерностях его развития, о его месте в окружающем мире. Образование мыслится как процесс развития личности. Обращение к философии образования помогает педагогу отказаться от всяких упрощений в понимании детства, учит распознавать и учитывать в своей деятельности такие состояния ребенка как грусть, тоска, страх, беспокойство. В данном случае очень важен поиск истины, который может нас научить тактично и негромко входить в мир детства и юности, слышать понимать ребенка, осторожно и бережно относиться к самочувствию ребенка. Без этого в пространстве детства возникают конфликты, драмы, трагедии, порождающие у детей стрессы и депрессии.
Классный руководитель улавливает эмоциональное состояние ребенка, выражает готовность вступить с ним глубинный и одновременно тонкий и деликатный контакт на уровне эмоциональных переживаний и личностных смыслов. Здесь нужна «понимающая» воспитательная деятельность, в которой одновременно проявляются рациональные, эмпатические и интуитивные способности классного руководителя. Способом достижения понимания является искусство договора на основе открытого справедливого обсуждения проблемы.
Основной формой взаимодействия является диалог, в процессе которого и раскрывается потенциал каждого ребенка. Если он воспринимается целостно, тогда приходит понимание того, что ребенок находится в постоянном развитии, меняется, и это не позволяет выносить окончательных выводов и приговоров, что бы ребенок не натворил. Умение импровизировать в спонтанной ситуации – это важная составляющая педагогической деятельности. Как бы ни старались спроектировать и регулировать ситуацию, а жизнь намного богаче и содержательнее. «Суха теория везде, а древо жизни пышно зеленеет» (Гете).
Обязательное условие успешности в нашей профессии - это предельная заинтересованность в успехе каждого ребенка и вера в его успешную перспективу. Каждое мгновение школьной жизни нужно помнить слова Ш.А. Амонашвили, что «ребенок – это чудо, рожденное не для того, чтобы удовлетворять твои мечты и амбиции, у него своя миссия, пока неизвестная тебе и твоя задача помочь ребенку понять его и выполнить».
Общение с детьми делает меня лучше, добрее, умнее. Обучая и воспитывая, мы учимся и воспитываемся сами. Учимся понимать, любить и быть честными, добрыми и бескорыстными, учимся быть благодарными, ведь, по меткому замечанию великого Конфуция, «человек человеку не друг и не враг, человек человеку - учитель», потому заставляет нас каждый раз рефлексировать, оценивая свои слова и поступки как бы со стороны.
Ещё Сократ более двух тысяч лет сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Я стараюсь заинтересовать детей, чтобы они приходили в школу с удовольствием, заходили в свой класс, делились своими впечатлениями и эмоциями, ставили планы и реализовывали, чтобы занятия пролетали мигом и, чтобы детям нравилось быть вместе с классом.
Не менее важным аспектом работы классного руководителя является сотрудничество с родителями. Установление доверительных отношений с семьями учеников позволяет лучше понимать их потребности и проблемы. Совместная работа над воспитанием и обучением детей создает единое пространство для их развития и помогает избежать многих конфликтов.
Свое призвание я вижу в том, чтобы создать условия для полноценного развития личности, способствовать раскрытию скрытых способностей, талантов, формировать способность к успешности у будущих предприимчивых, продвинутых в плане социализации людей.
Одним из моих принципов стали слова Экзюпери, который не был педагогом, а был просто интеллигентным человеком. Он писал: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пусты. Обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать новое. Не судите о способностях по легкости усвоения, успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствие. Любовь к познанию – вот для меня главное мерило образованности».
Закончить хотелось бы словами из «Монолога Шалвы Амонашвили»:
Ты – маленький ребенок,
Я – большой,
Вот моя, представьте,
Педагогика.
Тебе - со мной,
А мне с тобою хорошо!-
У педагогики моей
Простая логика.
Мы дети все
Своей родной Земли.
Как короток наш век
Перед седою вечностью!...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хочу ли я быть классным руководителем?
Всем нам известны обязанности классного руководителя, суть его деятельности, роль в учебно-воспитательном процессе. Тема моего эссе «Хочу ли я быть классным руководителем?». Я думаю, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/05/picture-1028521-1522916547.jpg)
Эссе «Быть классным руководителем – обязанность, призвание или образ жизни?»
Что значит быть классным руководителем? Это обязанность или призвание, образ жизни? Наверное, у каждого свой выбор ответа. Баланс между обязанностью и призванием каждый устанавливает для себя сам. Но ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218571-1581578074.jpg)
Воспитательная концепция классного руководителя " Быть или не быть"
Воспитательная система-это сценарий личностного становления учащихся. Целью ее является развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизне...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/09/picture-138328-1631211862.jpg)
эссе что значит быть классным руководителем
Воспитание - это искусство. Оно начинается с детства, с семьи, оттуда ребёнок попадает в мир школы. В ребёнке заложено стремление узнавать и созидать. Мир маленького человека красочный, эм...
эссе "Призвание быть классным руководителем!"
Быть классным руководителем – не самое простое дело....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-4117-1396702724.png)
Эссе "Быть классным руководителем - это призвание?"
С утверждением «Учитель – это призвание» согласятся, думаю, все. А вот классный руководитель – это тоже призвание? Давайте поразмышляем…Призвание – это понят...