Учебно-методическая разработка классного часа "Детям о детях героях"
методическая разработка (7 класс)

Бондарева Светлана Александровна

В мероприятии (классном часе) принимают участие 2 и 7 классы. По желанию классы можно поменять. Дети среднего или старшего звена играют роли детей - героев Великой Отечественной войны, рассказывая от лица героя о главных событиях в его жизни, о подвигах совершенных в годв Великой Отечественной войны. Ученики начальной школы являются не только слушателями, но и участниками этого мероприятия. Они читают стихи о детях героях, сопереживают, узнают новые факты биографии героев, отвечают на вопросы, понимают о востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_s.a._tekst.docx613.06 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс учебно-методических разработок классных часов,

внеурочных мероприятий и программ патриотического воспитания

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

  1.                                       «Начальная школа»

                                                Учебно-методическая разработка классного часа

                                                 Героико-патриотическое воспитание

Тема: «Детям о детях - героях»

Учебно-методическая разработка классного часа

Бондарева С.А. кл. рук. 7 В класса;

Горбатикова В.Н. кл. рук. 2 Г класса.

  1. Оборудование: мультимедиа, аудио, фото героев.
  2. Участники мероприятия: ученики 2 и 7 классов.
  3. Вовлечь максимальное количество учащихся в проведение мероприятия поддерживающее развитие патриотической компетенции.
  4. Цель: воспитание гражданственности, патриотизма через личностно-ориентированный подход обучающихся; увековечивание подвигов детей - героев в Великую Отечественную войну.

Задачи:  обеспечить возможность самореализации личности школьников и демонстрации учащимися значимости их деятельности на мероприятии; формировать признание и востребованность обществом проявление их гражданских и патриотических качеств; воспитывать бережное отношение к прошлому своего народа.

  1. Ход занятия.

Вступление. На доске (на слайде) написано название классного часа «Детям о детях - героях».  Звучит песня военных лет «С чего начинается Родина», затем песня становится тише, учитель 1  читает стихотворение.

Давно это было, давным -предавно.

Жил мальчик один, ходил он в кино,

И бегал на речку, ловил пискарей,

И очень хотел стать взрослым скорей.

И вдруг на рассвете, в дыму голубом

Земля содрогнулась от вражеских бомб.

Запел над землею горячий свинец.

На фронт уходил добровольцем отец.

Не спится мальчонке, он думал всю ночь:

«Ну как же, ну как же нашим помочь?»

А утром, на зорьке, мальчишка встаёт

И в партизаны к солдатам идет.

Рассказывает (читает) учитель 2.

Сегодня разговор будет серьезный, мы будем говорить о детях, чьи подвиги приближали День Победы в Великую Отечественную войну.

Восемь десятилетий минуло с тех дней, как закончилась Великая Отечественная война. Она длилась четыре года, страшных четыре года, с 1941 по 1945 годов……

 22 июня 1941 года в 4 утра, когда все люди спали, Германия без объявления война напала  на нашу страну. Почему Гитлер выбрал именно эту дату? 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь в году, фашисты планировали за длинный световой день завевать как можно больше земель нашей Родины. Немецкое командование рассчитывало на быструю победу. Гитлер хорошо подготовился к войне. Были захвачены почти все западные территории Европы: от Балтики до Карпатских гор. И армия его была огромной, и казалось непобедимой,  из пяти миллионов немецких солдат, словно черная птица она летела и захватывала наши села и города. Казалось, что нет такой силы, которая могла бы остановить эту черную птицу, армию фашистской Германии.

Вчера еще звучала музыка, дарили цветы, все смеялись,  проходили в школах вечера выпускников, молодежь планировали свое будущее… и вот ВОЙНА! Выпускники бежали домой, снимали нарядные белые рубашки, костюмы и спешили в военкоматы. Вместо школьной форму они одевали шинели и становились в один ряд со взрослыми бойцами Красной армии. В военкоматы спешили все – и молодые и пожилые, и мужчины и женщины. Они рвались на фронт защищать родную землю,  Родину – мать!

Рассказывает (читает) учитель 1.

 Первые месяцы войны были самыми трудными, фашисты только наступали и наступали. И только в декабре 1941 года, уже под Москвой, когда стояли сильные морозы, Красная армия отбросила немцев от Москвы. Потом еще было много побед в разных городах нашей страны. Такие города получили гордое название - ГОРОД – ГЕРОЙ. Это города, в которых всё население, взрослые, старики и дети отчаянно боролись,  защищая свой город. Это города: Брест, Керчь, Киев, Ленинград (Санкт – Петербург), Минск, Москва, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Волгоград, Смоленск, Тула.

 Но грозный сорок первый год, как он изменил судьбы людей,  а особенно судьбы детей. Эта война короткими сделала жизни детей, разрушила их мечты, а главное лишила их детства. Дети того поколения, их называют – дети войны, как-то в миг повзрослели. Тяжелое время было для всего нашего народа, но особенно тяжело пришлось маленьким детям. Многие остались сиротами, их отцы погибали на войне, другие теряли родителей во время бомбежек, третьи - лишились не только родных, но и родного дома, четвертые оказались в оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

 Дети немало сделали для приближения Дня Победы. Послушайте рассказы об их героических поступках.

На классной доске висит портрет Вити Коробова (слайд на экране).

Рассказывает (читает) от лица Вити Коробова ученик 7 класса.

Витя Коробков

«Я, Витя Коробков, родился в Крыму, в курортном городе Феодосии. Я сочинял рассказы, любил рисовать и мечтал стать художником. Когда мне было 10 лет мои планы перечеркнула война. С первых дней войны фашисты бомбили наш город. Когда враги захватили наш город, мой отец работал в типографии и подпольно передавал бланки немецких документов партизанам. Наш дом стал конспиративной квартирой. Я был связным, высматривал немецкие посты, штабы, батареи и сообщал партизанам о количестве войск и их перемещениях, распространял листовки. Я был маленьким и худеньким, выглядел младше своих лет, и немцы не обращали на меня внимание. Захватчики установили свои порядки. Везде шли обыски и аресты. Людей избивали на улицах за малейшее неповиновение. Заподозренных в сопротивлении и связях с подпольщиками и партизанами увозили за город и расстреливали без суда.

За квартирой, в которой мы жили, установили слежку, наша семья попала под подозрение,  и нам пришлось покинуть город. В октябре 1943 года я и мой отец были зачислены в партизанскую бригаду. Я выполнял различные боевые задания: расклеивал листовки, осуществлял связь подпольщиков с партизанами, наблюдал и докладывал обстановку в городе. В 1944 году начались бои за освобождение Крыма. Мы с отцом пришли в город Феодосию с очередным заданием, но были арестованы немцами, кто-то нас узнал и донес фашистам. Более двух недель нас допрашивали и жестоко пытали, но мы молчали. Сначала расстреляли отца, а затем пришли и за мной. Я обернулся и громко сказал: скажите мамке, что умер за Родину!»

А через несколько дней Феодосия была освобождена.  Но я этого уже не увидел».

Рассказывает (читает) ученик 2 класса.

Вот новое задание, сынок:

Повесить надо на стене листок.

В листовках правду пишем о войне,

О том, как боремся с фашистами в стране!

Листовки надо клеить на стенах,

На тумбах, на деревьях, на столбах.

Чтоб каждый житель мог из них узнать,

Что победим мы дьявольскую рать.

На классной доске висит портрет Зины Портновой (слайд на экране).

Рассказывает (читает) от лица Зины Портновой ученица 7 класса.

Зина Портнова

«Я, Зина Портнова. Когда мне было четырнадцать  лет, я поехала на летние каникулы к родственникам в деревню, недалеко от Ленинграда, там и застала меня война. Уже через год я вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Мы распространяли листовки, добывали и передавали сведения о расположении немецких войск, выводили из строя вражеские машины, устраивали диверсии на железной дороге.

 Мне удалось устроиться работать в столовую для немецких офицеров, где я отравила пищу и ушла в партизанский отряд. Через некоторое время на очередном задании меня схватили палицаи. На допросе я выхватила пистолет у следователя и мгновенно застрелила его. На шум в комнату ворвались еще два гитлеровца, которых я застрелила не задумываясь. Мне удалось выбежать из здания, но другие ранили меня, выстрелив мне в спину. В тюрьме меня долго пытали, я молчала. Своим молчанием я спасла сотни жизней своих товарищей.

13 января 1944 года меня расстреляли. После войны мне посмертно присвоили звание Героя Советского Союза».

Рассказывает (читает) ученица 2 класса.

И молниеносным движением вдруг

Она пистолет выбивает из рук!

И вот офицер убит наповал,

А Зина бежит через темный подвал.

И к лесу, и к лесу помчалась скорей,

Но кинулись сворой фашисты за ней.

Поймали и месяц держали в тюрьме.

Ее расстреляли зимой на заре.

 На классной доске висит портрет Марата Казея (слайд на экране).

Рассказывает (читает) от лица Марата Казея ученик 7 класса.

Марат Казей

«Я, Марат Казей. Я жил в Белоруссии в деревне Станьково, тогда я только окончил четвертый класс, когда началась война. Войска фашистской Германии стремительно перешли границы нашей Родины и уже десантировались у автомобильных и железнодорожных дорог.

 Однажды на опушке леса я встретил незнакомца, он говорил по-русски. Он спросил у меня, есть ли в деревне милиция или военные, я ответил, что «НЕТ». А незнакомец отправился в сторону кладбища. Я бежал домой со всех сил, чтобы предупредить пограничников, которые остановились у нас в доме. Вбежав, я с порога негромко крикнул: «Там немец, диверсант, на опушке леса, недалеко от кладбища, я покажу!» Скоро завязался бой! Первый бой в моей жизни!

Мою мать фашисты повесили на площади Свободы в Минске, мы с сестрой ушли в глухие леса к партизанам, чтобы вместе сражаться за Родину, за наших матерей и отцов.

 Одеваясь в оборванные вещи, я часто обходил деревню, побирался, прося милостыню. А сам высматривал расположение врагов, считал немецких солдат и офицеров, запоминал, где стоят часовые и как охраняют фашисты пропускные пункты. Всё это было необходимо для наших партизан.

 Я несколько раз проникал в немецкие гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения, принимал участие в диверсиях на дорогах. Сестра потеряла ноги из-за обморожения и я обратил свое горе и ненависть к фашистам – стал сражаться еще яростнее.

 В мае 1944 года, возле деревни Хоромицкие, близ Минска фашистам удалось взять меня в кольцо. Я обстреливался до последней пули. Когда патроны закончились я поднялся во весь рост, с гранатой в руке шагнул к врагам на встречу. Прогремел взрыв. Фашисты погибли… погиб и я».

Рассказывает (читает) ученик 2 класса.

Маму родную враги погубили!

Мамочку, маму сегодня убили.

Биться с врагом она помогала,

Мамы любимой сегодня не стало!

Что же мне делать теперь одному?

Как буду жить? Ничего не пойму!

Как победить мне лихую беду?

В лес к партизанам с сестренкой уйду.

Стану я жить среди партизан,

Буду бойцом и разведчиком там.

На классной доске висит портрет Нади Богдановой (слайд на экране).

Рассказывает (читает) от лица Нади Богдановой ученица 7 класса.

Надя Богданова

 «Я, Надя Богданова, я родилась в Белоруссии. Своих родителей я не знала, воспитывалась в детском доме. Когда началась война, мне было 9 лет. Наш детский дом эвакуировали в Киргизию, на одной из станций я смогла сбежать, очень уж хотелось мне на фронт, но меня приняли в партизанский отряд. Маленькая и худенькая я бродила по занятым фашистами деревням, запоминая и подмечая каждую мелочь, а затем возвращалась к своим с ценнейшими разведданными.

 На кануне 7 ноября партизаны решили в оккупированном немцами Витебске развесит советские флаги. Это должно укрепит дух местных жителей. Эту задачу поручили мне и двенадцатилетнему Ване Звонцову – дети не привлекут внимание нацистов. Мы повесили флаги, но на выходе из города нас схватили фашисты, допрашивали и решили расстрелять. Вместе с пленными взрослыми нас вывезли за город и поставили у ямы. Я чудом осталась жива, потеряв сознание за мгновения до выстрела. Очнувшись,  я вернулась к партизанам и усиленно начала учиться стрелять, бросать гранаты, училась подрывному делу.

 В феврале 43 года мне поручили подорвать мост, я заминировала переправу и уже возвращалась в отряд, когда меня остановили полицаи. Меня обыскали и нашли крошки взрывчатки. В это время мост взлетел на воздух. Меня привели в штаб. Фашисты долго издевались надо мной – обливали холодной водой на морозе, бросали на раскаленные угли, выжгли на моей спине звезду, но я молчала. Измученную и искалеченную меня бросили в сарай, но я собрала все свои силы и выползла из сарая. Меня спасли проходившие мимо крестьяне. После пыток я была парализована, потеряла зрение.  И потом еще много лет я провела в больнице».

Рассказывает (читает) ученица 2 класса.

Сегодня допоздна мне не уснуть…

Судьба тревожит душу, как и прежде,

Сумевшей смерть два раза обмануть

Девчонки с русским именем Надежда.

На классной доске висит портрет Пети Клыпа (слайд на экране).

Рассказывает (читает) от лица Пети Клыпа ученик 7 класса.

Петя Клыпа

«Я Петя Клыпа, родился в Брянске в семье железнодорожника. Я рано потерял отца и в 12 лет пошел воспитанником в музыкальный взвод, которым командовал мой  старший брат Николай. Наш взвод стоял в Брестской крепости.

То утро, когда началась война, я очень хорошо запомнил, мы с ребятами собирались на рыбалку… Я проснулся от грохота орудий, вскочил с постели, но меня взрывом отбросило в сторону и я сильно ударился головой о стену. Сколько я пролежал без сознания не знаю. Едва придя в себя, наполовину оглохший я взялся за оружие и приготовился встретить врага. Мой пример помог остальным взять себя в руки!

Я поднялся наверх – следил и докладывал о появлении врага. Мне, как наблюдателю,  грозила опасность, вражеские снаряды один за другим летели на верхние этажи нашей казармы.

Второй день войны. Я маленький, шустрый, юркий обнаружил чудом уцелевший склад боеприпасов, о чем и доложил командиру. Я отважно участвовал в штыковых боях, стрелял из пистолета и порой творил невозможное. Когда закончились бинты для раненых, я нашел в развалинах разбитый склад медсанчасти, сумел вытащить перевязочные средства и доставить их нашим медикам.

В июле 41 года нашу крепость окружили, защитники пытались прорвать осаду, но без успешно. Это был страшный бой, большинство солдат погибло. Я чудом остался жив, но меня взяли в плен. Через несколько дней меня вместе с другими пленными погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Из неволи меня освободили только в 1945 году, тогда я вернулся на Родину.

За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками я награжден орденом Отечественной войны I степени».

Рассказывает (читает) ученик 2 класса.

Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

Чтоб небосвод был вечно голубым,

Что ради жизни шли на смертный бой!

Нет, не забудем никогда героев,

Рассказывает (читает) учитель 2.

Свыше 20 миллионов человек наша страна, тогда СССР, потеряла во время Великой Отечественное войны. Язык цифр скуп, но вы услышьте, вдумайтесь…более 20 миллионов. Если бы мы посвятили каждому погибшему по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет. Среди живых не осталось человека, кто не знал горечи потери.

Рассказывает (читает) учитель 1.

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания. Звучит метроном.

Рассказывает (читает) ученик 2 класса.

Войны не хотим мы нигде, никогда!

Пусть мир будет в мире везде и всегда!

Рассказывает (читает) ученица 2 класса.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

Ты, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

Задает вопросы учащимся (читает) учитель 2

- Мы можем назвать детей героями, которые сражались с фашистами?

- Какими качествами обладали маленькие герои?

- Почему дети противостояли врагу во время Великой Отечественной войны?

- По какой причине дети попадали в партизанские отряды?

- Какие поручения выполняли дети герои и почему?

- Почему мы не должны забывать о маленьких героях?

- Сколько длилась война?

- Назовите примерное число погибших во время Великой Отечественной войны?

- Почему Гитлер начал войну 22 июня?

- Какие города – герои вы знаете?

7. Основные итоги и выводы.

В мероприятии (классном часе) принимают участие обучающиеся 2 и 7 классов. Дети среднего звена играют роли детей - героев Великой Отечественной войны, рассказывая от лица героя о главных событиях в его жизни, о подвигах совершенных в годы Великой Отечественной войны. Ученики 2 класса являются не только слушателями, но и участниками этого мероприятия. Они читают стихи о детях – героях, сопереживают, узнают новые факты биографии героев, отвечают на вопросы, понимают о востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Сегодня для современных школьников крайне важно живое общение с людьми, которые пережили Великую Отечественную войну. Хорошим помощником в этом могут стать воспоминания участников и свидетелей тех далеких событий. Но таких людей становиться всё меньше и меньше. А знакомство детей с воспоминаниями детей войны, способствует воспитанию уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, формированию чувства гордости за свою родину, армию, за свой народ. Приходит понимание того, что героями были их ровесники, дети, которые могли бы сидеть с ними за одной партой, которые мечтали, рисовали, писали стихи, а стали маленькими героями своей огромной Родины.

Данная учебно-методическая разработка классного часа представляет тематическую подборку материала по патриотическому воспитанию обучающихся, может  иметь продолжение и раскрывать для детей такие темы, как «Города – герои в Великой Отечественной войне», «Женщины на защите Отечества», «Сталинградская битва», «Битва под Москвой» и т.д.

 Представленный методический материал может быть полезным учителям – предметникам, классным руководителям, организаторам воспитательной работы в образовательном учреждении, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, руководителям кружковой работы в подготовке и проведении работы по патриотическому воспитанию.

  1. Литература.
  1. Дети-герои

Учебно-методическое пособие. Автор проекта Т.В. Цветкова. Редактор О.В. Павлова. www.sfera-book.ru

  1. Шорыгина Т.А.

Беседы о Великой Отечественной войне. – 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2020. – 160с.

  1. Носов Игорь Петрович

ЮНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Рассказы. Художник Владимир Юдин. Ответственный редактор С.А. Карпухин. Художественный редактор С.А. Панкратьева. Редактор Т.С. Дмитриева. Компьютерная вёрстка А.М. Тарасова.

Оформление ООО «Издательская группа» «Азбука – Аттикус», 2024.

9.Приложения

C:\Users\Admin\Desktop\грамоты 24 -25\Детям о детях - героях\Детям о детях-героях\Бондарева С.А. Приложения\Витя Коробков.jpg  C:\Users\Admin\Desktop\грамоты 24 -25\Детям о детях - героях\Детям о детях-героях\Бондарева С.А. Приложения\Зина Портнова.jpg  C:\Users\Admin\Desktop\грамоты 24 -25\Детям о детях - героях\Детям о детях-героях\Бондарева С.А. Приложения\Марат Казей.jpgC:\Users\Admin\Desktop\грамоты 24 -25\Детям о детях - героях\Детям о детях-героях\Бондарева С.А. Приложения\Надя Богданова.jpg         C:\Users\Admin\Desktop\грамоты 24 -25\Детям о детях - героях\Детям о детях-героях\Бондарева С.А. Приложения\Петя Клыпа.jpg

10. Мультимедийная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Учебно-методический материал для классного часа. Презентация "М.Ломоносов - великий сын России"

При изучении темы урока "Монументальная живопись. Мозаика" я применяю презентацию о великом ученом М.Ломоносове. который и возродил забытое искусство мозаики в России....

Методическая разработка классного часа «Здоровые дети –в здоровой семье» для 6-8 классов

Задачи: 1. Напомнить основные правила здорового образа жизни. 2. Мотивировать обучающихся к ведению здорового образа жизни. 3. Развивать внимание, мышление, речь, умение обучающихся работать ...

Методическая разработка классного часа по теме «Герои Великой Отечественной войны»

В предверии 70-летия Победы  над фашистской Германией необходимо проводить классные часы по патриотическому воспитаниюТема: Герои Великой Отечественной войныЦель: формировать уважительное отношен...

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Методическая разработка классного часа по теме «Герои нашего времени: кто они?»

Методическая разработка классного часа по теме «Герои нашего времени: кто они?»...

разработка классного часа "Памяти юных героев посвящается"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная юным героям-разведчикам в Великой Отечественной войне...