Разработка психологического занятия-тренинга по улучшению навыков эмоционального саморегулирования для обучающихся 5-6 классов.
проект (5 класс)

Коновалова Оксана Владимировна

Данное занятие-тренинг способствует улучшению навыков эмоционального саморегулирования у обучающихся 5-6 классов, помогает сформировать крепкие взаимоотношения между обучающимися, построенные на взаимном уважении и принятии друг друга, предупреждает конфликтные ситуации в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Роль эмоциональной саморегуляции в формировании психического здоровья обучающихся.

Коновалова Оксана Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ “Погранично-таможенно-правовой лицей”

2021

1.Пояснительная записка.

    Целью настоящей работы является представление о методах и способах коррекции эмоциональных состояний обучающихся в условиях учебного процесса.  Постоянное изменение социокультурной среды требует овладение обучающимися приемами и техниками эмоциональной саморегуляции  для укрепления и сохранения психического здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое (духовное) здоровье- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать. Процесс социализации обучающихся в современном обществе возможен при условии воспитания эмоциональной саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция помогает сделать процесс возникновения, становления и развития отношений осознанным, создать благоприятные условия для осуществления учебной деятельности, решения жизненных задач, личностного эмоционального роста.

 1.1. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

     Физическое воспитание - процесс обучения, направленный на развитие физических сил и здоровья, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. В народе есть известная поговорка “В здоровом теле- здоровый дух”. Эта фраза подчеркивает необходимость гармоничного развития тела и духа человека. Здоровье - полноценная жизнь, полное физическое и психическое состояние, социальное благосостояние, здоровый образ жизни. Под культурой здоровья мы понимаем знания о факторах, благоприятствующих здоровью, и умение  правильно их применять в  жизни. Хлебас О.А., преподаватель кафедры медицинской этики и профессиональных коммуникаций, включает в  процесс формирования культуры здоровья  саморазвитие, овладение навыками здорового поведения через самопознание к самосовершенствованию, самоанализ собственного образа жизни и внесение коррекций. Эмоциональная саморегуляция  как один из компонентов культуры здоровья регулирует навыки осознанного здорового поведения.

1.2. Тема воспитательного мероприятия  и обоснование ее выбора.

  Тема воспитательного мероприятия называется “Роль эмоционального саморегулирования в формировании психического здоровья обучающихся”. Данное воспитательное мероприятие особенно актуально для обучающихся у которых процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания эмоций еще не развиты, а значит не сформированы навыки здорового осознанного поведения. Таким обучающимся свойственны  повышенная двигательная активность, трудности концентрации внимания, неусидчивость, порой отсутствие мотивации к деятельности, требующей волевых усилий, низкая успеваемость.  Нередко  у таких обучающихся  возникают конфликты в межличностных отношениях. Им нужно постоянное психологическое “сопровождение”. После урока организовать проведение перемены. Перед каждым уроком настроить на обучение, успокоить, на кого-то просто посмотреть. Иногда присутствовать на уроке, чтобы обучающиеся концентрировали все свое внимание на изучение новой темы или закрепление пройденной. В работе выделены наиболее значимые способы эмоциональной саморегуляции, способствующие нормализации негативных эмоциональных переживаний, стабилизирующие эмоциональное состояние и сознательное здоровое поведение у обучающихся.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.

     Воспитательное мероприятие “Роль эмоционального саморегулирования в формировании психического здоровья обучающихся” рекомендовано для обучающихся 5-6-х классов в возрасте 10-13 лет.

 1.4.  Роль и место данного воспитательного мероприятия  в системе работы классного руководителя.

     Данное воспитательное мероприятие  входит в систему внеклассной работы школы, позволяет выработать у обучающихся систему отношений к окружающей действительности, формирует их образ личности, их мотивы, чувства, ценностные установки, ответственность за действия и поступки.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

      Цель занятия -  обучение навыкам эмоциональной саморегуляции.

     Задачи занятия:

Образовательные:

Актуализировать и систематизировать знания о человеческих эмоциях.

Развивающие:

1.Способствовать развитию способности осознавать и распознавать эмоции. 2.Способствовать развитию умения  регулировать  эмоции и их внешние проявления и управлять ими в стрессовых ситуациях.

3.Способствовать формированию навыков осознанного здорового поведения.

Воспитательные:

1.Воспитывать  волевые качества, организованность, сдержанность.

2.Прививать навыки открытого доброжелательного общения, основанного на честности, справедливости.

Планируемые результаты:

  Обучающийся  осознает свои способности, имеет представление о положительных и отрицательных чертах своего характера, умеет устанавливать эмоциональный контакт с людьми,  определять их эмоциональное состояние, контролировать, регулировать  и управлять внешними проявлениями собственных эмоций и эмоций других людей.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия -классный час. Такая форма проведения воспитательного мероприятия  предлагает обучающую среду, которая помогает раскрыть и осознать глубинные установки обучающегося, влияющие на его поведение спонтанно, дает возможность подвергнуть анализу устоявшихся точек зрения, попытку изменить свой образ жизни и мышление.

1.7. Педагогические технологии: психологический тренинг, технология критического мышления, здоровье сберегающие и игровые технологии,  личностно-ориентированная технология, технология проблемного диалога.

   Методы: беседа, психологические игры Шауны Томини и Меган МакКлеланд, метод нервно-мышечной релаксации Э.Джекобсона, практическая деятельность, рефлексия.

      Приемы: эмоциональная разминка-приветствие, упражнения на развитие самопознания, упражнения на развитие осознанности, анализ поведения, релаксация, дыхательная техника, рисование, письмо, составление кластера “Правила поведения в школе”, эссе-рассуждение.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

   Оборудование: компьютер, презентация, стартовая и финишная линии, детский набор регулировщика, музыкальные треки, просторный кабинет, большой и маленький мячи, мыльные пузыри, коврики для йоги, карточки со словами, магнитная доска, разноцветные магниты, видеозаписи, рабочие листы, фломастеры, карандаши, ручки.

1.9.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

     Данную методическую разработку можно использовать в практике работы классных руководителей, психологов, социальных педагогов. Она содержат систематизированную информацию о целях, задачах, формах, методах организации работы по формированию психического здоровья обучающихся.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

   Перед началом воспитательного мероприятия обучающиеся выполняют тестирование на выявление своих психологических черт темперамента и характера, эмоционально-волевой сферы, просматривают видеозапись о разных видах эмоций, стараются показать их, используя мимику и жесты.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

                   Конспект  воспитательного мероприятия.

Вводная часть.

   Вводная часть занятия представлена двумя играми, направленными на формирование умения контролировать внешние проявления эмоций, управлять своим телом, жестами, мимикой, привыкать к новым правилам игры, к изменяющимся условиям среды.

      Первая игра называется “Красный свет, зеленый свет”.

  Для игры выбирается один обучающийся, который выполняет роль дорожного регулировщика. Все остальные обучающиеся (игроки) стоят на стартовой линии. Дорожный регулировщик поворачивается спиной к остальным игрокам. Когда он говорит “зеленый свет”, игроки пытаются добежать до финишной линии. Когда дорожный регулировщик говорит “красный свет”, он поворачивается к игрокам, игроки должны остановиться. Если дорожный регулировщик поймает движущегося игрока, он отправляет его на стартовую линию. Игрок, который пересекает финишную линию первым, становится победителем и  новым дорожным регулировщиком. Как только игроки привыкли к правилам, учитель (ведущий) меняет их так, что команда “красный свет” стала означать движение, а “зелёный свет” остановку движения.

     Вторая игра называется “Замерзни”. 

  Обучающиеся танцуют, когда музыка играет, “замерзают” в одном положении, не двигаясь, когда музыка прекращается. Танцуют быстро под быстрый темп мелодии, медленно под медленные песни. Как только игроки привыкают  к правилам, ведущий их меняет. Быстрый темп мелодии требует танцевать медленно, а медленные песни наоборот требуют танцевать быстро.

Рефлексия.

     Беседа с обучающимися о том, что нужно стараться  контролировать свое тело в жизни так, как в игре. Например, слушая учителя или одноклассника, следить за вредными привычками своего тела.

  После беседы обучающиеся выполняют технику Э.Джекобсона под названием “Сжаться и потянуться”, во время которой обучающиеся сжимают мышцы всего тела и расслабляют их, тем самым снимая мышечное и эмоциональное напряжение.

      Основная часть.

  Основная часть состоит из упражнений, которые учат контролировать обучающихся их эмоции и чувства, раскрывать их внутренние способности, позволяющие  познать себя изнутри, проявлять волевые качества, а также работать над отрицательными чертами характера, такими как гнев, волнение, страх. Учитель использует дыхательные техники, чтобы снять напряжение у обучающихся.

           Первое упражнение называется “Безумное реле”.

    Двое или более обучающихся несут предмет до финишной линии, который нельзя брать руками. В качестве предмета выступил мяч. Поддерживать предмет они могут только сообща, вместе, надавливая на него плечами, локтями, лбами, подбородками, спинами, коленями, бедрами и другими частями тела. Задание усложняется к концу игры. Выбирается маленький мяч, что усложняет задачу.

          Рефлексия.

    Беседа о силе работы в паре или команде, о том, что нужно научиться сближаться с людьми, уметь контролировать свои эмоции, знать свои сильные стороны и применять их в жизни, преодолевать жизненные трудности, привыкать к постоянно меняющимся условиям среды.

         Второе упражнение  называется “Пузыри самоконтроля”.

  Обучающиеся сидят в кругу. Учитель выдувает мыльные пузыри. Обучающиеся должны догонять и лопать пузыри. Как только все пузыри будут лопнуты, ведущий выдувает еще столько же мыльных пузырей, но задание меняется. Теперь лопать пузыри можно только с помощью носа. К концу игры правила снова меняются. Обучающимся  больше  нельзя лопать падающие на пол пузыри.

        Рефлексия.

    Беседа с обучающимися о самоконтроле, помогающем сдерживаться, когда есть искушение сделать что-нибудь. Во время рефлексии учитель  выдувает каждому обучающемуся пузыри, хваля и подбадривая его за его выдержку и терпение, задает вопросы о том, трудно ли не лопать пузыри, когда они вокруг, какие мысли помогали оставаться спокойным, просит провести связь с ситуацией в повседневной жизни, когда мы хотим съесть больше конфет, чем это позволено.

    После беседы обучающиеся выполняют дыхательную технику под названием “Выдувай”, во время которой обучающиеся набирают большое количество воздуха в рот и выдувают его, осмысленно понимая реальность вокруг, отвечая учителю, что они видят вокруг себя, слышат, какой запах они чувствуют, какие изменения чувствуют в теле. Такое упражнение помогает сфокусировать внимание на том, что они делают в данный момент. Обучающиеся в состоянии покоя отмечали, что могут обдумать предстоящие действия лучше, сфокусироваться на разных вещах.

      На следующем этапе работы учитель предлагает посмотреть видеофильм и  составить кластер на тему: “Правила поведения  в школе”.  Обучающиеся смотрят видеозапись о том, что такое самоконтроль, а после составляют из слов на карточках правила поведения в школе, оформляя полученные фразы на доске с помощью кластера.

        После выполнения кластера на доске, учитель приступает к выполнению других упражнений, упражнений на развитие самопознания и осознанности у обучающихся.

        Следующее упражнение называется “Вулкан-Будда”.

    Обучающиеся получают рабочие листы с изображением вулкана. Внутри вулкана каждому обучающемуся нужно написать, что он чувствует, какие эмоции он испытывает, когда готов “взорваться” в классе, нарушить дисциплину или проявить насилие к одному из одноклассников. После чего  обучающиеся на оборотной стороне листа рисуют Будду, который является символом духовного взросления человека, и пишут короткое эссе-рассуждение о том, что заставит их успокоиться в тот момент.

     В конце основной части занятия проводится игра, которая называется “На старт, внимание, марш!”. В основном это соревнование по бегу, но обучающимся нужно дождаться слов “На старт, внимание, марш!”, чтобы начать бег. Ведущий заменяет слово “марш” на любое другое слово, похожее на это по звучанию. Такая игра способствует развитию умения ждать, волевых качеств, таких как терпение, самообладание, уравновешенность, выносливость, усидчивость, организованность, сдержанность.

      Рефлексия.

  Беседа о волевых качествах человека, которые  нужно уметь обучающимся применять в обычной жизни.

      Заключительная часть.

      В конце занятия  обучающиеся  выполняют два задания.  В первом задании учитель  предлагает написать короткое  письмо,  в котором каждый из обучающихся выразит сожаление другому обучающемуся по поводу неприятного случая, который произошел по его вине. Если обучающемуся удалось избежать конфликтных ситуаций, то он благодарит в письме другого обучающегося за то, что между ними сложились хорошие отношения.

     Рефлексия.

     Такой вид деятельности делает обучающегося человечным, готовым к прощению обид и разногласий, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие хороших доброжелательных межличностных отношений между обучающимися, создает благоприятную атмосферу для познания ими самих себя.

                                     

               

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие тренинг: "Здоровье - это режим дня"

Рассматриваются вопросы:утомление-переутомление - признакиигровые ситуации для определения физического состояния (утомление-переутомление)вместе с группой выводится формула здровья и даётся определени...

Психологическая программа для эмоциональной саморегуляции обучающихся 1-11 классов

Цель: предоставление социально-психологической поддержки обучающимся  в процессе социального становления в целях профилактики аутоагрессивного поведения. Задачи:* предотвращать суицидальное ...

МОНИТОРИНГ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье представлены результаты эксперимента по определению содержания и процедуры мониторинга навыка чтения слогов у обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью. Мониторинг разработан...

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...

Методическая разработка образовательного путешествия «Мое первое кафе» по предмету технология для обучающихся 5-ых классов.

Методическая разработка образовательного путешествия «Мое первое кафе».Целевая аудитория: обучающиеся 5-ых классов, в том числе и дети с ОВЗ.Дидактическая цель: Организовать активную самос...

Образовательный проект «Формирование навыков математической грамотности у обучающихся 5-6 классов в ходе решения простейших алгебраических задач»

Образовательный проект направленный на развитие навыков математической грамотности засчет работы на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности. В ходе разработки и реализации образов...