Методическая разработка внеклассного мероприятия "Семья и семейные традиции"
классный час (5 класс)
Все начинается с семьи... Семейные праздники, совместные спортивные соревнования, увлечения одним делом - все это сплачивает семью и создает условия для разносторонего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_traditsii_i_semeynye_prazdniki.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейные традиции. Семейные праздники.
Подготовительная работа к мероприятию:
- Изречения о семье, пословицы, поговорки.
- Стихи о доме, семье.
- Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
- Анкетирование родителей, родительское собрание, мини-сочинения родителей о своих детях.
- Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции».
- Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в
Семейный альбом».
- Составление родословной своей семьи.
- Семейные вещи, сделанные своими руками - выставка.
- Кондитерские изделия.
- Сбор пословиц и поговорок учащимися класса.
- Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты.
- «Кирпичики семейного дома».
- Грамоты класса.
Ход мероприятия:
На фоне музыки и слайдов читается стихотворение «Дом» (Антон Кузнецов исполнение под гитару)
Ведущий 1:
Мимо текла-текла река.
Плыли куда-то облака.
Шел человек. Была дорога нелегка.
И человек мечтал о том,
Чтобы построить где-то дом,
Чтоб поселилось счастье с ним в доме одном.
Если бывало, он сдавал,
То неизменно напевал
Песню любимую свою ту, что пою.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом. Это не дом.
Дом — это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь.
Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом — это там, где Вас поймут.
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом — это твой дом.
Ведущий 2:
«В давние времена жила одна семья из 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом доме долетела до правителя, и он спросил у главы семейства: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано 100 раз единственное слово – понимание».
Ведущий 1:
А что – это такое семья? Послушайте одну сказку.
Звучит музыка к песне «Маленький принц», инсценировка сказки
Рассказчик: Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки.
Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?
Рассказчик: Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила.
Звёздочка: Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?
Звёздочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?
Луна: Ты узнала тайну спешащих странников?
Звёздочка: Да. Однажды я задала вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза...
Луна: А какими были его глаза?
Звёздочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Я спросила у него: «Чему ты радуешься, странник»?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Рассказчик: Звездочка замолчала, а затем ответила.
Звёздочка: Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.
Рассказчик: Луна посмотрела на Звездочку и спросила.
Луна: Моя маленькая помощница! А хотела бы ты иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?
Звёздочка: А разве это возможно»?
Рассказчик: Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
Ведущий 1:
Интересна, а какая семья у наших ребят? Существует ли понимание в этих семьях? Об этом мы узнаем совсем скоро.
- Сегодня мы поговорим с вами о семейных праздниках и традициях. Готовясь к классному часу, ребята получили задание:
- написать сочинения о своей семье и каждый выбрал себе разную тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени - как они проводят его со своей семьей, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека;
- провели анкеты среди учащихся и родителей;
- рисовали рисунки;
- составляли родословную своей семьи;
- собирали фотографии, семейные реликвии, вещи которые сделаны своими руками.
Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом.
Первый конкурс «Пословица неспроста молвится»
Ведущий 2:
Конкурсное задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получили в конвертах, составить пословицу. Конечно, для этого надо немного потрудиться, так как пословицы эти немного забыты.
- «Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья - это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно ваши родные и близкие вам люди - это ваша
семья.
И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи. Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
3. Генеалогическое дерево.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память - это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с вами попытались составить свои родословные.
- «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми
предками.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
- Мини-сочинения родителей о своих детях.
Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас.
- Семейные династии.
Ну, а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
- «Наши имена».
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руки¸ кого назвали в честь родственников.
- «Загляните в семейный альбом».
Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией она связана? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии).
В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.
- Выставка и рассказ о старинных семейных предметах.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими - либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук.
- Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
- Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
IV. Выводы:
Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Пословицы и поговорки о семье, детях и родителях:
- Семья воюет, один горюет.
- Семьёй и горох колотить.
- В семье и каша гуще.
- Коли у мужа с женой лад, не нужен и клад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье дружат – живут, не тужат.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Семейное согласие всего дороже.
- Семейный горшок всегда кипит.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Дети, что цветы: уход любят.
- Добрые дети – дому венец, а плохие дети – дому конец.
- За что батька, за то и детки.
- Изба детьми весела.
- И сова своих детей хвалит.
- Каковы родители, таковы и дети.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце.
- Своё дитя милее.
- Без матки пчёлки – пропащие детки.
- Без отца – пол сироты, а без матери и вся сирота.
- Без пригляду одни только муравьи плодятся.
- Детишек воспитать – не курочек воспитать.
- Детки – радость, детки ж и горе.
- Дитя хоть криво, а да отцу-матери мило.
- Дом с детьми – базар, без детей – могила.
- Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут.
- Живы родители – почитай, померли – поминай.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Мать кормит детей, как земля людей.
- На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
- Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
- Отца и матери на всю жизнь не хватит.
- Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
- Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
- У кого детки, у того ягодки.
- Умел дитя родить, умей и научить.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Друг другу надежда, друг другу опора.
- И если мы вместе, по плечи нам горы.
- Семьёй мы любую проблему решаем
- И вместе победу свою отмечаем.
- Нет крепче, дороже, добрее тех уз.
- Чем наш нерушимый семейный союз.
- Миру – мир, почёт – семье, где содружество в цене.
- Не нужен клад, когда в семье лад.
- Мы прикольная семейка, нас попробуй-ка, расклей-ка!
- Пусть семейка не подарок, но живём мы без «запарок».
- Дружно вместе соберёмся и по полной оторвёмся.
- Солнце дарит нам тепло, вместе быть нам повезло.
1. Семья воюет, один горюет.
2. Семьёй и горох колотить.
3. В семье и каша гуще.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. В недружной семье добра не бывает.
6. Семейное согласие всего дороже.
7. Семейный горшок всегда кипит.
8. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
9. Без матки пчёлки – пропащие детки.
10. Без отца – пол сироты, а без матери и вся сирота.
11. Без пригляду одни только муравьи плодятся.
12. Дочерями красуются, сыновьями в почёте живут.
13. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
14. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
15. Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
16. Отца и матери на всю жизнь не хватит.
17. Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
18. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
19. Друг другу надежда, друг другу опора.
20. И если мы вместе, по плечи нам горы.
21. Чем наш нерушимый семейный союз.
22. Миру – мир, почёт – семье, где содружество в цене.
23. Не нужен клад, когда в семье лад.
24. Яблоко от яблони недалеко падает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"
В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....
Методическая разработка. Внеклассное мероприятие. Праздник «Чайные традиции Англии»
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Чайные традиции Англии"...
Методическая разработка внеклассного занятия по теме:«Пасха. Пасхальные традиции на Руси».
Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...
Методическая разработка внеклассного занятия по теме: «Пасха. Пасхальные традиции на Руси».
Цель: познакомить учащихся с праздником «Пасха» и пасхальными традициями и символами на Руси.Задачи: после изучения этой темы учащиеся смогут:называть основные праздники, выделять среди них прав...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Традиции чаепития в Англии, Германии и России»
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для студентов 1-го курса СПО, обучающихся по специальности «Технолог продукции общест...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Методическая разработка на тему «Семья. Семейные ценности и традиции»
Актуальность темы.Данная тема является ключевой в развитии не только человека, но и общества. Для каждого человека семья является началом начал; ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи...