Классный час «Милосердие и доброта творят чудеса»
классный час

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цель классного часа: способствовать формированию в сознании детей таких понятий, как «доброта», «милосердие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas.docx430.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час  

в 4 классе на тему:

«Милосердие и доброта творят чудеса»

                                       

Технологическая карта

классного часа в 4 классе на тему: «Милосердие и доброта творят чудеса».

Класс:

4

Тема классного часа:

«Милосердие и доброта творят чудеса»

Тип классного часа:

нравственный классный час

Цель классного часа:

способствовать формированию в сознании детей таких понятий, как «доброта», «милосердие»

Задачи классного часа:

образовательные:

-помочь учащимся раскрыть понятия «милосердие» и «доброта»;

-способствовать формированию умений детей давать нравственную оценку жизненных явлений и поступков;                                 

развивающие:

-развивать у детей потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь;

-развивать у детей чувство товарищества, группового взаимодействия, умения работать в команде;

воспитательные:

-воспитывать у детей желание совершать добрые поступки;

-воспитывать в детях внимательное отношение к окружающим людям. 

Основные понятия:

Милосердие, доброта, уважение, сострадание, гуманность, человеколюбие, альтруизм.

Планируемые результаты.

В результате проведения классного часа учащиеся:

Предметные:

-знают определения понятий «милосердие», «доброта», «уважение», «сострадание», «гуманность», «человеколюбие», «альтруизм»;

-демонстрируют этические знания о вежливых словах;

-демонстрируют способность анализировать, сравнивать, приводить примеры, касающиеся темы классного часа.

Личностные:

-проявляют интерес к теме классного часа;

-демонстрируют желание к усвоению новых знаний;

-демонстрируют уважительное отношение друг к другу;

-осуществляют рефлексивную самооценку.

Метапредметные (УУД):

  • регулятивные:

-демонстрируют умение обсуждать и оценивать, чему научились, что узнали, что получилось, а что нет;

-демонстрируют умение формировать внутренний план действий, умение определять последовательность действий;

-демонстрируют способность к развитию рефлексии;

  • познавательные:

-демонстрируют умение слушать и слышать;

-демонстрируют умение организовать свою деятельность;

-демонстрируют умение анализировать ход и способ действий;

-демонстрируют умение выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

-демонстрируют умение выражать свои мысли;

  • коммуникативные:

-демонстрируют умение работать в группах;

-демонстрируют способность задать вопрос;

-демонстрируют активное включение в командную деятельность;

-демонстрируют умение внимательно слушать собеседников;

-демонстрируют умение полно выражать свою мысль;

-демонстрируют умение вступать в диалог;

-демонстрируют умение сотрудничать с другими людьми;

-демонстрируют умение обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

-фронтальная;

-парная;

-групповая.

Ресурсы:

-мультимедийный проектор;

-презентация к классному часу «Милосердие и доброта творят чудеса» (среда POWER POINT);

-карточки для составления схемы к слову МИЛОСЕРДИЕ;

-шкатулка ДОБРЫХ ДЕЛ.

-просмотр видео с притчей «Окно» Светланы Копыловой;

Структура урока.

Этап занятия, его цель.

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на работу.

 Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Классный час начинается с выполнения некоторых заданий учителя.

Учитель.

Пускай постоят на правой ноге все, кто любит похулиганничать.

Пускай погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пускай улыбнутся все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пуская хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Пускай дотронутся до кончика носа те, кто любит своих родных и близких.

-Молодцы! Эта игра показала нам, что все вы разные. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие заставит вас задуматься о том, как нам таким разным жить в мире и согласии.

Выполняют задания учителя, настраиваются на работу.

Садятся на свои рабочие места по группам.

К.: слушают учителя и понимают его речь; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Р.: самостоятельно организуют своё рабочее место; настраивают себя на продуктивную работу.

II. Постановка проблемы.

-Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем занятии, я предлагаю вам посмотреть видео с демонстрацией притчи «Окно».

-А что такое ПРИТЧА?

-Да, это короткий рассказ, в нём заключена мудрость, напутствие слушающему, история поучительного содержания. Возник этот жанр на Востоке в древности.

 Просмотр видео с притчей «Окно» Светланы Копыловой

-О чём эта притча? (Один добрый человек всеми силами хочет помочь другому, а тот другой завидует помогающему и пытается навредить любыми способами. Эта притча о доброте, милосердии к окружающим).

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?  Какова тема нашего классного часа(Милосердие)

-Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних.

-Назовите цель занятия. (Узнать, что такое милосердие, оно  творит чудеса.)

Просматривают видео с притчей «Окно» С. Копыловой.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель занятия.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л.: умение увидеть чувства другого человека.

П.: формулирование темы и цели занятия.

III. Актуализация знаний.

-Давайте сейчас составим небольшую схему к слову МИЛОСЕРДИЕ. Но сначала разберите это слово по составу. Значит МИЛОСЕРДИЕ – это милое сердце. Интересно, какими качествами личности должен обладать человек с милым сердцем?

Назовите менее распространённые и близкие по значению к этому слову слова.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660617/img1.gif

-Перед вами лежат толковые словари, найдите определения этих слов (работа в парах по рядам:

 I ряд – сострадание и доброта;

 II ряд – уважение и гуманность;

 III ряд – человеколюбие и альтруизм).

-Каждый ли способен на милосердие? В чём оно проявляется? (В заботе  о старшем поколении, о младших, о животных и т.д..)

-Попробуйте сами дать определение слову МИЛОСЕРДИЕ. Давайте прочитаем об этом в толковом словаре.

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08811.JPG

Составляют схему к слову МИЛОСЕРДИЕ. Находят в словаре определения слов-качеств человека

На каждом столе словарь..

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: установление причинно-следственных связей.

IV. Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности.

а) Классификация качеств личности.

б) Инсценировка басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» с последующим обсуждением.

в) Инсценировка стихотворения О. Май «Милосердие» с последующим обсуждением.

г) Составление ПРАВИЛ ДОБРОТЫ для классного коллектива.

V. Заключительная часть.

а) Подведение итогов.

б) Рефлексия.

-А вот какими качествами должен обладать милосердный человек, вы расскажете, поработав в группах. Распределите качества личности в две колонки:

I – черты, присущие чуткой, милосердной личности;

II – черты, присущие равнодушной, бессердечной личности.

(Черты:

  • терпимость
  • бессердечность
  • непонимание
  • сострадание
  • прощение
  • вспыльчивость
  • снисходительность
  • милосердие
  • злорадство
  • лживость
  • сотрудничество
  • доверие
  • раздражительность
  • зависть
  • пренебрежение
  • умение владеть собой
  • равнодушие
  • чуткость
  • агрессивность
  • эгоизм
  • альтруизм

доброжелательность) 

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08806.JPG

-А кто из тех, кто окружает вас нуждается в милосердии?

-Я предлагаю вам послушать басню замечательного писателя Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

(«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него падало изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые  будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.)

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08819.JPG

- Как относились сын и невестка к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Можно ли назвать родителей мальчика милосердными людьми?

- Они исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

-Не успеете оглянуться, как вы тоже станете больными и старенькими. Хотели ли бы вы, чтобы к вам относились также?

К людям старшего возраста нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете. Сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях тоже нужно заботиться, помогать маме и папе их растить.

-Чтобы узнать, кто ещё нуждается в милосердии, послушайте стихотворение «Милосердие» Ольги Май.

 («Милосердие»

Маленький мальчик стоял у витрины

И по слогам объявленье читал.

В нём сообщал продавец магазина,

Что он забавных котят продавал.

Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: «Это много...»,

Ручки засунув в карманы свои,

Он потихоньку извлёк всё, что было.

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло ...

С горечью в голосе он попросил:

«Дяденька, можно хотя бы глазочком

Только на ваших котят посмотреть.

Были бы деньги, купил бы я точно,

Но накопить мне никак не успеть».

И продавец не спеша открывает

Крышку в огромной коробке, и вот

Восемь котят из неё выбегают,

Ну, а девятый за ними ползёт,

Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

Так он родился ... себе на беду.

Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

Но через силу, с огромным волненьем,

Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

«Были бы деньги, то я, без сомненья,

Котёнка хромого у вас бы купил».

А продавец посмотрев с изумленьем,

Грустно ответил, кивнув на него:

«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

Но, если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

Никто и копейки не даст за такого,

Я и не думал его продавать».

Мальчик ответил серьёзно и строго:

«Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

Стоит он так же, как стоят другие,

Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!»

Это, сказав, он неловко нагнулся

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся:

Вместо ноги он увидел протез ...

Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

Он протянул свои руки мальцу.

«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!»)

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08828.JPG

-Кто проявил милосердие?

-Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?

-Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому.)

-Так кто же ещё из окружающих нуждается в милосердии? (Животные, люди с ограниченными возможностями.)

-Есть очень много ярких примеров самопожертвования во имя жизни другого человека. Например, трагедия в г. Беслан в сентябре 2004 года. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России и не только её: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. Это тоже пример людского милосердия.

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08830.JPG

-Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно? Давайте попробуем составить правила доброты, которые помогут нам наш классный коллектив сделать дружным и сплочённым (работа в группах).

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08833.JPG

-Ребята, у меня в руках необычная шкатулка ДОБРЫХ ДЕЛ. Я предлагаю вам подумать и написать на драгоценных камнях – алмазах, доброе дело, которое вы хотели бы совершить в ближайшее время по отношению к своим родным людям, друзьям и т.д..

(Дети пишут и опускают свой алмаз в шкатулку.)

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08847.JPG

-А теперь давайте договоримся: как только вы совершите своё ДОБРОЕ ДЕЛО, то вы забираете свой алмаз из шкатулки. К концу года наша шкатулка должна опустеть. Начните творить ДОБРО прямо сегодня.

- А сейчас я вам предлагаю подвести итог нашей встречи и закончить данные предложения:  

«На сегодняшнем занятии я понял, я узнал …";

«На этом занятии меня порадовало…";

«Я похвалил бы себя…»

«Особенно мне понравилось…»

«После занятия мне захотелось…»

«Я мечтаю о …»

«Сегодня мне удалось…»

«Я сумел…»

«Было интересно…»

«Было трудно…»

«Я понял, что…»

«Теперь я могу…»

«Я почувствовал, что…»

«Я научился…»

«Меня удивило…»

C:\Users\user\Desktop\МИЛОСЕРДИЕ\Классный час\DSC08849.JPG

(Дети читают по очереди стихотворение «Пожалуйста, добрым будь!» Е. Ерохиной  и исполняют песню «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова)

Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,
          А проще – бездомную кошку,
          И громко смеяться над другом,
          Поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,
          А проще – топнуть ногою,
          Забыв, что она ведь устала,
          Но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,
          На ключ заперев своё сердце.
          Но проще быть добрым самым,
          Души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку
          И дашь молока котёнку,
          А вместе с хорошим другом
          Ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,
          Её пожалеешь, обнимешь,
          И мамину за день усталость
         Ты словно рукою снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!
         Люби и животных, и книжки,
          И будет тебе благодарен
          Даже простой муравьишка…

 Добро возвратится добром.
          Улыбка улыбкой вернётся,
          И в сердце горячем твоём
          Только добром отзовётся!
                                              Л. Ерохина

1.Работают в группах по распределению качеств личности в две группы.

2.Дети инсценируют басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Отвечают на вопросы учителя.

Дети инсценируют стихотворение О. Май «Милосердие».

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

В группах составляют правила доброты, озвучивают их.

Пишут о своих добрых делах, которые они хотели бы совершить в ближайшее время.

Отправляют свой алмаз в шкатулку ДОБРЫХ ДЕЛ.

Подводят итог, заканчивают предложения.

Читают по очереди стихотворение, исполняют песню.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Л.: умение увидеть чувства другого человека.

Л.: умение увидеть чувства другого человека.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Р.: умение планировать и организовывать свою работу.

К.: умение выражать свои мысли.

Л.: самоопределение в жизненных ценностях.

К.: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Используемая литература и материалы ИНТЕРНЕТ:

  1. http://android-mafia.net/video/IJT7T6obP3I   Притча «Окно»
  2. http://открытыйурок.рф/статьи/660617/   Класнный час «Милосердие – зеркало души».
  3. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-tvori-dobro-pogovorim-o-miloserdii.html  Классный час «Твори добро. Поговорим о милосердии»
  4. https://урок.рф/library/klassnij_chas_14_kl_141300.html     Классный час «Доброта спасёт мир»
  5. https://irinazaytseva.ru/stixi-o-dobrote.html  Стихотворение «Пожалуйста, добрым будь!» Л. Ерохиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта творит чудеса"

раскрываются ценности доброты, хороших манер...

2018 г. Классный час на тему: "Доброта творит чудеса"

2018 г. Классный час на тему: "Доброта творит чудеса"...

Классный час "Доброта творит чудеса".

ldquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.              ...

Классный час:"Доброта творит чудеса".

«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери» - гласит старинное украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно воспитать человечность, ...

Классный час "Доброта творит чудеса"

Технологическая карта воспитательного мероприятия в интерактивной форме в 5-м классе...

Классный час "Доброта творит чудеса"

Классный час "Доброта творит чудеса"...

Классный час "Доброта творит чудеса"

Нравственное воспитание...