Деятельность педагога, выполняющего функции классного руководителя, по использованию приёмов, форм и методов современных педагогических технологий
статья
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельность педагога, выполняющего функции классного руководителя, по использованию приёмов, форм и методов современных педагогических технологий
Черепушкина С.В., классный руководитель
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классное руководство – это не только обязанность с должностными инструкциями, а это прежде всего творчество каждого педагога.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классному руководителю необходимо знать
- психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях,
- способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть современными воспитательными технологиями;
- совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру своего населенного пункта, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.
Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного руководителя.
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные.
Много лет в школе используются с большим успехом традиционные технологии:
1. Технология организации и проведения группового воспитательного дела
2. Педагогика сотрудничества
3. Гуманно – личностная технология
4. Технология коллективного творческого воспитания
5. Технология гуманного коллективного воспитания
В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:
здоровьесберегающая технология;
технология проектов;
технология личностно-развивающего диалога;
технология педагогического разрешения конфликта;
информационно-коммуникативная технология;
социальное проектирование;
арт-технология.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
по подходу к ребёнку
Но все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:
1) подготовительный этап (диагностирование);
2)пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;
3) психологический настрой (вступительное слово);
4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);
5) завершающий этап;
6) планы на будущее.
Арт-технология – воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.
Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся; создание благоприятного психологического климата на занятиях; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Шоу-технологии
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей( «зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Мероприятия «Осенний бал», «Новогодний маскарад», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий.
Технология социального проектирования - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Социальное проектирование может быть индивидуальным или групповым видом деятельности. Задачи данного вида деятельности – участие в решении социальных вопросов через гражданские для значительного и реального эффекта по улучшению социальной среды. Эти проекты дают практическую возможность в реальном действии попытать свои силы, а не ограничиваться рассуждениями и догмами о своей готовности спасать мир, делать что то полезное и помогать окружающим людям. Важно, что еще одним свойством социального проектирования является персональный, самостоятельный выбор именно той деятельности, которая важна для ребенка и в наибольшей мере соответствует его способностям и интересам.
Социальное проектирование с точки зрения психологии подростка наиболее мотивирующее направление воспитания. Подростковый период, когда происходит становление личности, часто может характеризоваться выраженными потребностями и желаниями проверки своих способностей в реальных действиях.
Деловая игра
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том
или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой
(игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга,
взаимодействовать и помогать друг другу.
Задачи игр:
· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы
учителя;
· развивать проективные умения у учащихся;
· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной
деловой игры.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации
обучения:
· Имитация реальной жизненной ситуации.
· Распределение ролей между участниками.
· Различение интересов у участников игры.
· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам
времени.
· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.
Технология проектной деятельности - организация исследовательской деятельности. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Роль проектно-исследовательской деятельности во внеклассной работе является неотъемлемой частью воспитательного процесса в классе. Особое место во внеурочной деятельности педагоги отводят интеллектуальному направлению.
Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.
Заключение
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками.
Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Статья."Использование опорных планов –конспектов в современных педагогических технологиях"
Использование опорных планов –конспектов в современных педагогических технологиях...
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
«Медиаобразование в семье и школе, как важнейшее средство воспитания культуры оперирования информацией, обогащения собственного сознания и самосознания учащихся» Использование современных педагогических технологий в деятельности педагога
Проблема психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. В современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительску...
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности
Анализ и оценка качества образовательного процесса, современные педагогические технологии, формы, методы, средства, используемые при организации урочной и внеурочной деятельности....
Инновационные формы и методы осуществления функций классного руководителя, тьюторского сопровождения развития обучающихся
Одной из актуальных и основных задач системы образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующи...
Результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя
Имею многолетний опыт работы классного руководителя. В настоящее время являюсь классным руководителем 10 «А» класса. Каждый день я погружаюсь в прекрасный мир детства,...