Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру».
классный час
Классный час на тему: "Толерантность- путь к миру".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost_-_put_k_miru.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
села Новоселицкого Новоселицкого муниципального округа Ставропольского края
Классный час на тему:
«Толерантность – путь к миру»
Автор: Лисовская Светлана Владимировна,
учитель математики и информатики
с.Новоселицкое, 2024
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной личности.
Формы и методы работы:
Занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия), сюжетно-ролевая игра.
Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение. Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта, полученного учащимися в ходе ролевого действия. Сюжетно-ролевая игра позволяет организовать проживание учащимися драматических ситуаций
Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Почему это происходит? Что стало с людьми? Что нужно делать, чтобы люди жили в мире, взаимопонимании?... (слайд 2).
Ход занятия.
(слайд 3)- Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат.
И к людям обращаюсь я сейчас
И говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)
Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы начали со стихотворения Ломиа, абхазского поэта. Как вы думаете, в чем идея этого стиха?
Сегодня на нашем классном часе мы поговорим об одном очень важном качестве, которым должны обладать все люди на земле, которое точно поможет людям жить в мире друг с другом!! А что это за качество вы сейчас сами мне скажите! Но перед этим послушайте индийскую сказку(слайд 4):
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Учитель: О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
(Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие).
Учитель: Были ли мудрецы действительно мудрыми?
(У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).
Учитель: Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Учитель: Итак ребята сегодня мы поговорим о толерантности, узнаем что это такое и почему так важно быть толерантным в нашем мире.
Термин « толерантность» происходит от лат. «tolerant» - терпение. Знакомство с понятием «толерантность».
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.Умение жить в мире и согласии со всем миром.(слайд 5).
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)(слайд 6).
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. (слайд 7)
(слайд 8)Тема нашего классногочаса – «Толерантность – путь к миру»
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.
Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.
« Про всех на свете»
Все – все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки не меньше нужны,
чем Слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,-
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела у Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто – нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!
Если мы будем придерживаться правила «Не оценивайте людей, а цените их»! все будет хорошо.
Тренинг «Выбери фигуру! (слайд 9, 10)
- Давайте посмотрим на себя – разные ли мы?
- Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится.
- А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг!
Вы доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;
-Кто выбрал квадрат? Вы организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;
- Кто выбрал треугольник, это лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;
- Кто выбрал зигзаг - это творческие натуры, мечтательны и непосредственны, настроение и поведение может у вас часто меняться;
- Кто выбрал прямоугольник – это люди, которые принимают решения после долгих раздумий, основательны и надежны.
-Вот видите, какие вы все разные, у каждого свой свободный выбор, свое внутреннее решение. Но вам всем хорошо вместе. Вы единый коллектив. Вы вместе – в этом ваша сила!
Вы разные – в этом ваша ценность, уникальность, неповторимость. Знайте, что уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Люди нужны и интересны друг другу именно потому что, что они отличаются.
Практические задания (слайд 11, 12)
- Все знают, что нужно жить дружно, но иногда бывает очень трудно сдержаться, особенно когда мы видим недостатки других. Давайте подумаем, а толерантны ли мы сами? Можем ли мы проявить терпимость?
- Поэтому я предлагаю вам практическое задание для решения проблемных ситуаций.
Задания:
1. Какой ты дома?
1. Младший братишка сломал твой телефон …
- Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
- Ты ударишь его…
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
2.Ты поссорился со своей сестрой или со своим братом…
- Ты пытаешься объясниться с ней ( с ним) …
- Ты обижаешься и мстишь ей за это…
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
3.Тебе хочется смотреть интересный фильм, но тебя зовут помогать по дому
- Ты не соглашаешься помочь, выражаешь недовольство …
- Ты раздражаешься, но идешь помогать, чтобы они были довольны…
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
2. Какой ты в школе?
1.В классе учитель уже спросил тебя…
- Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
- Ты предоставишь другим возможность ответить….
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
2.В вашем классе новичок ( это может быть девочка или мальчик). У него ( у нее) нет учебников, чтобы выполнить домашнее задание…
- Ты сам предложишь ему (ей) пользоваться своими учебниками.
- Для меня это не важно… Раз приехал, то должен иметь учебники.
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...
- Ты пытаешься разнять и примирить их.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Ваш вариант ответа. Как вы поступите?
(Слайд 13)
Ситуация 1. Игра “Возьму с собой”
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.
Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.
Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
Вопросы по итогам игры:
-Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)
Ситуация 2. Игра “Испорченный телефон”
– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.
Для этой игры 3–4 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.
Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.
Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней во 2 и 3 четверти в Алтайском крае в 2023-2024 учебном г.”.
– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?
Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом, вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.
Ситуация 4. “Мой портрет в лучах солнца”
Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.
Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Эпилог
По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.
– Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.Понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему?
- солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
– На следующем занятии мы с вами поговорим, удалось ли вам придерживаться правил толерантности.
Учитель: - Вы наверное немножко устали, поэтому я предлагаю вам поиграть и закрепить принципы толерантного человека с помощью сказки «репка» Игра: учащимся раздаются роли со словами. При назывании того или иного героя сказки, вы должны каждый раз говорить свою фразу.
Слова Репки: Толерантность – путь к миру!
Слова Деда: Понять и принять человека может не каждый.
Слова Бабки: Слушать и слышать другого – талант!
Слова Внучки: Принимайте меня такой, какая я есть!
Слова Жучки: Будьте милосердны!
Слова Кошки: «Простите, если что не так.»
Слова Мышки: Будьте снисходительны!
Итог: Составления цветка толерантности при помощи магнитиков на доске.
Самоанализ
Проблема формирования толерантности в современном мире актуальна. Одним из важных факторов социализации человека является ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которая в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей воспитательного процесса становится развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, нужно формировать готовность принять других людей, их взгляды, привычки во всем их многообразии.
Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми.Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме : «Толерантность – путь к миру и согласию»
Форма проведения - круглый стол . Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;развить способност...
Классный час по теме "Толерантность - путь к миру"
Классный час для 5-6 класса....
Классный час по теме: Толерантность - путь к миру
Толерантность – это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование (терпимость, гибкость, снисходительност...
Классный час на тему "ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!"
Цели: · сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);·...
Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру».
Классный час, посвященный международному дню толерантности...
Классный час на тему «Толерантность-путь к миру».
Классный час на тему «Толерантность-путь к миру»....
Классный час по теме: «Толерантность – путь к миру»
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.Задачи: Сформировать правил...