Классный час по теме "Толерантность - путь к миру"
классный час по теме
Классный час для 5-6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_-_tolerantnost.doc | 99.5 КБ |
klassnyy_chas_-_tolerantnost.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Цели:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: презентация, мультимедиа, листочки, плакат с деревом.
Ход классного часа:
1. Вступление: Здравствуйте!
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
(Слайд №1)
Эпиграф классного часа: Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю».
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях (Слайд № 2). А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность (Слайд № 3). Об этом мы и поговорим сегодня.
Тема нашего классного часа «Толерантность – путь к миру!».
2. Постановка проблемы:
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов (Слайд № 4).
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно (Слайд № 5) 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
(слайд № 6) Петр Иванович Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
(слайд № 7) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
(слайд № 8) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
(слайд № 9) Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
3. Из истории возникновения толерантности:
Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто (Слайд № 10) Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.
(Слайд № 11) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.
4. Введение и объяснение понятия толерантность:
(Слайд №12) Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
(Слайд №13) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5. Работа с понятием «толерантность»:
Что понимают под словом – толерантность? (Слайд № 14)
Давайте проведем буквенный анализ слова толерантность: (Слайд № 15)
- Т – терпение.
- О – ответственность.
- Л – любовь, любезность.
- Е – единство, единомыслие.
- Р – равенство, развитие, радость.
- А – альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
- Н – независимость, надежность.
- Т – товарищество.
- Н – неравнодушие, нравственность.
- О – оптимизм, общение.
- С – справедливость, свобода, сотрудничество, сострадание.
- Т – терпимость.
- Ь – чуткость.
6. Тестирование:
А сейчас мы с вами проведем тестирование (Слайд № 16) и определим, насколько вы толерантны.
Если вы выбираете первый ответ, то загибаете палец.
(Слайд № 17)
Миша плохо одет ...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии ...
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего ...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
(Слайд № 18)
Пожилая женщина медленно идет ...
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком ...
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик – нули.
(Слайд № 19)
На твоих глазах на кого-то нападают ...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок-инвалид ...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
(Слайд № 20)
Ответы:
Если вы загнули 7 пальцев: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6: то ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех: Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
7. Толерантные позиции:
Согласно Эрику Берну (Слайд № 21) (выдающемуся американскому психологу и психиатру), существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
1. «Я - о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
2. «Я - о'кей, ты - не о'кей.» Я - Принц, а ты - Лягушка. Эта позиция сходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
3. «Я - не о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция неудачника, который потерял себя, занимается самоунижением и самоедством.
4. «Я - не о'кей, ты - не о'кей.» Эта позиция безнадежности, отчаяния, жизненного смысла.
8. Правила толерантного общения: (Слайд № 22)
- Уважай собеседника;
- Старайся понять то, о чем говорят другие;
- Отстаивай свое мнение тактично;
- Ищи лучшие аргументы;
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого;
- Стремись учитывать интересы других.
9. Тренинг: (Слайд № 23)
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
- Наша Родина – Россия.
- Мы живем дружно.
- Мы терпимы друг к другу.
- Мы милосердные, добрые, справедливые.
- Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
10. Заключение: «Дерево толерантности»
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что вы хотели бы пожелать своим друзьям, одногруппникам, преподавателям и просто любому человеку, чтобы наша школа и наш класс и наш мир стало пространством толерантности.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы училище стало «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в файе.)
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, он должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Мои пожелания: (Слайд № 24)
- Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
- Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И любите человека просто, за то … что он человек! (Слайд № 25)
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! Спасибо за внимание! (Слайд № 26)
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
- Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
- Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.
- Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html, свободный. – Загл. с экрана.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все люди на планете Земля разные
Классный час «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ»
166 национальностей и народностей
Петр Иванович БАГРАТИОН российский генерал с грузинскими корнями герой Отечественной войны 1812г.
Абрам Петрович ГАННИБАЛ Генерал прадед Пушкина по материнской линии эфиоп
Владимир Иванович ДАЛЬ российский лексикограф автор «Толкового словаря живого великорусского языка» из обрусевших датчан.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ русский ученый – самоучка основоположник современной космонавтики из поляков
Талейран Шарль Морис Перигор (1754 – 1838) к нязь Беневентский французский дипломат государственный деятель
16 ноября всемирный Был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН и посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости
– терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение)
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Уважение прав других Уважение человеческого достоинства Сотрудничество, дух партнерства Милосердие
Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь – терпение – ответственность – любовь , любезность – единство , единомыслие – равенство , развитие , радость – альтруизм – независимость , надежность – товарищество – неравнодушие , нравственность – оптимизм , общение – справедливость , свобода , сострадание – терпимость - чуткость
ТЕСТИРОВАНИЕ
1. Миша плохо одет ... Это неважно . Ты подсмеиваешься над ним. 2. Петя питается не так, как ты, по причине своей религии ... Ты просишь, чтобы он объяснил это. Ты говоришь, что он выглядит смешно . 3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего ... Ты стремишься лучше узнать его. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4. Пожилая женщина медленно идет ... Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. Ты – девочка (мальчик) , тебя ставят рядом с мальчиком (девочкой) ... Ты разговариваешь с ним. Ты говоришь, что все мальчик – нули.
7. К тебе подходит ребенок-инвалид ... Ты естественным образом разговариваешь с ним. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. Ты пытаешься защитить его. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь. 6. На твоих глазах на кого-то нападают ...
Ответы: 7: Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. 3- 6: Ты не очень толерантен, недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится. Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: 1. «Я - о'кей , ты - о'кей .» Эта позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. 2. «Я - о'кей , ты - не о'кей .» Я - Принц, а ты - Лягушка. Эта позиция сходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. 3. «Я - не о'кей , ты - о'кей .» Эта позиция неудачника, который потерял себя, занимается самоунижением и самоедством. 4. «Я - не о'кей , ты - не о'кей .» Эта позиция безнадежности, отчаяния, жизненного смысла. Эрик Берн (1910 - 1970) - выдающийся американский психолог и психиатр
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ - Уважай собеседника - Старайся понять то, о чем говорят другие - Отстаивай свое мнение тактично - Ищи лучшие аргументы - Будь справедливым, готовым признать правоту другого - Стремись учитывать интересы других
Наша Родина – Россия Мы живем дружно Мы терпимы друг к другу Мы милосердные, добрые, справедливые
Будьте щедрыми : не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь. Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми : любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, умейте прощать. Будьте надёжными : честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания. Будьте заботливыми : вежливыми, внимательными, любезными. Пожелания:
Любите человека просто за то… что он человек
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Толерантность - путь к миру!"
Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»
Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....
Классный час по теме : «Толерантность – путь к миру и согласию»
Форма проведения - круглый стол . Проблемный вопрос: ТОЛЕРАНТНЫ ЛИ МЫ?Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;развить способност...
Классный час: "Толерантность - путь к миру!!!".
Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим прав...
Классный час "Толерантность - путь к миру"
Презентация к классному часу "Толерантность - путь к миру"Рассчитан на 5-7 классы в качестве духовного наставления учащимся и развитии комфортной атмосферы в классе....
классный час "Олимпийские игры - путь к миру и дружбе всех стран и народов"
Тема: Олимпийские игры – путь к миру и дружбе всех стран и народов. Цель занятия: знакомство школьников с историей и культурой проведения Олимпийских игр.Задачи:1. ...