Табак уму не товарищ!
методическая разработка (10, 11 класс)

Стонога Юлия Валентиновна

Разработка классного часа, для старших школьников, студентов СПО и НПО, по проблеме табакокурения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска – на - Амуре

(Межрегиональный центр компетенций)»

               

«Табак уму не товарищ!»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

Комсомольск – на – Амуре, 2024

Внеаудиторное мероприятие

«Табак уму не товарищ!»

Цели: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи мероприятия:

  • формирование неприятия табакокурения;
  • через сатиру и мультипликацию показать пагубное влияние табакокурения на организм;
  • развитие внимательности, сплоченности коллектива.

Форма проведения: викторина (с элементами сатиры).

Время проведения: 40-45 минут

Целевая группа: старшеклассники, студенты  1 курса СПО

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация, чистые ватманы, маркеры, памятки с рекомендациями «Как бросить курить», карточки: сигарета и символ «IQ», призы.

Оформление аудитории: плакат с изображением головного мозга, на доске высказывание «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Оноре де Бальзак).

Ход мероприятия

1. Вступительная часть (5 минут).

Преподаватель. Добрый день! Сегодня поговорим с вами об одной из пагубных привычек человека. Попробуйте ее отгадать по ребусу.

Верно – это табакокурение. Тема нашего мероприятия «Табак уму не товарищ!».

О вреде курения говорят часто и очень много, но мало кто из вас задумывался, как табак влияет на ваш организм, кто виновник такой пагубной привычки как курение? Сегодня  мы попробуем разобраться в этих вопросах.  Наше мероприятие час пройдет в форме викторины. За правильные ответы, команды будут награждаться полезными призами, которые могут доставить не меньшее удовольствие, чем курение. Для этого вы разделились на три группы и определили группу жюри (5 человек), которая будет не только подсчитывать баллы, но и проводить конкурсы.

Но прежде я предлагаю ознакомиться с результатами анкетирования, которое было проведено в группе накануне. Вам были задано 4 вопроса.

1. Курите ли вы: да,   нет?

2. Сколько сигарет в день вы выкуриваете:

а) 1 – 2;   б) 3 – 4; в) более 5?

3. Верите ли вы в то, что курение вредит здоровью: да,   нет?

4. Как вы думаете, какие заболевания может вызывать курение?

(На слайде высвечивается слайд с ответами студентов).

Итак, попробуем заглянуть правде в глаза.

2. Основная часть (27 – 32 минуты). Ведут студенты, члены жюри.

Тур 1. Тайна едкого дыма.

 О влиянии курения на организм человека сказано не мало. Но как никотин разрушает организм человека, вряд ли вы представляете. Предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм «Тайна едкого дыма». После просмотра вам предстоит ответить на вопросы по фильму и заработать баллы для вашей команды.

Просмотр мультфильма «Тайна едкого дыма».

Вопросы викторины.

1. Отчего желтеют зубы у курильщиков? (Отложение табачного дегтя)

2. Через какую часть легких организм получает кислород? (Альвеолы)

3. Что в бронхах «выметает мусор»? (Реснички)

4. Какие живые организмы живут в большом количестве в легких курильщиков? (Вирусы и паразиты)

5. В какой части тела курение вызывает опухоли? (В любой)

6. Частицы крови, которые разносят кислород? (Эритроциты)

7. На какое время сужаются сосуды при выкуривании одной сигареты? (до 1,5 часов)

Критерии оценки команд: 3 балла, 2 балла, 1 балл.

Тур 2. Нейрогимнастика.

Медицинские исследования показали, что у курящих людей происходит потеря когнитивных способностей: ухудшается память, становится сложнее концентрировать внимание, мыслительные процессы замедляются, человек дольше включается в процесс работы.

Предлагаю прокачать ваши когнитивные функции, т.е. познавательные функции головного мозга. Поможет нам в этом нейрогимнастика, гимнастика для мозга. Будем на скорость выполнять упражнение «Ухо-нос». Для начала познакомимся с этим упражнением.

Просмотр видеоролика «Нейрогимнастика. Упражнение Ухо – нос».

Далее студенты в каждой команде, по очереди выполняют данное упражнение 5 раз. Побеждает команда, выполнившая данное упражнение быстрее остальных. Контролируют члены жюри.

Критерии оценки команд: 3 балла, 2 балла, 1 балл.

Тур 3. Мозговой штурм.

Просмотр видеоролика «Остров сокровищ. О вреде курения».

Познакомил весь мир с табаком испанский мореплаватель Христофор Колумб. Когда он со своей командой высадился на берегах Америки, они увидели туземцев, держащих в зубах трубочки из тлеющих листьев. Туземцы называли их «тобакко». Возвращаясь в Европу Христофор Колумб захватил с собой сушеные листья этого растения.

Предлагаю потренировать наш мозг в игре «Слова из слов». Из имени и фамилии первооткрывателя Америки Христофора Колумба составьте как можно больше слов.

Критерии оценки команд: 3 балла, 2 балла, 1 балл.

Тур 4. Преступление и наказание.

Из Испании, куда Колумб привез листья табака, привычка табакокурения пошла, путешествовать по миру. Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи, которая стала применять его от приступов мигрени. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей.

При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

А теперь проверим, что запомнили вы. И проверим ваши догадки.

1. Родина табака:

а) Южная Америка,

б) Южная Африка,

в) Южный Азия.

2. В честь кого никотин получил свое название?

а) французская королева

б) французский король

в) французский посол

3. Кому во Франции разрешалось торговать табаком?

а) аптекарям

б) табельщикам

в) стрелкам

4. К какому преступлению приравнивалось курение в Англии?

а) убийство

б) воровство

в) мошенничество

5. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) при Петре I

б) при царе Михаиле Федоровиче

в) при царе Алексее Михайловиче

6. В школах Китая юного курильщика ожидает наказание. Какое же?

а) тренировка на велотренажере

б) родителей в школу

в) мытье полов в школе

7. Какие профессии в Болгарии  объявлены «профессиями некурящих»?

а) учителей и медиков

б) пожарных и милиционеров

в) лесничих и подводников

Критерии оценки команд: 3 балла, 2 балла, 1 балл.

Тур 5. «Социальная реклама».

С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Юноши, а в последнее время и некоторые девушки, считают шиком, когда с независимым, как им кажется, «взрослым» видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Но вряд ли они задумываются какими они будут идти «крутыми» через лет десять: с желтой кожей, с желтыми зубами, дряблыми щеками, редкими волосами.

А теперь предлагаем вам нарисовать на предложенных ватманах свою социальную рекламу, которую можно будет продемонстрировать в общественных местах (каждая команда тянет жребий, на котором указано место размещения рекламы: остановка общественного транспорта, мужской туалет в колледже, женский туалет в колледже).

Критерии оценки команд: 3 балла, 2 балла, 1 балл.

3. Заключение, подведение итогов, рефлексия (8 минут).

Преподаватель. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам посчитать, сколько человек тратит денег на курение.

В пачке 20 сигарет. Допустим, пачки вам хватит на 5 дней. В году 365 дней, значит, за год выкурите 73 пачки. Цена самой дешевой пачки 120 рублей. Итого выходит 8760 рублей. Подумайте, что вы могли бы купить на эти деньги.

Пожалуйста, члены жюри огласите результаты викторины.

Поздравляем победителей. Вручаем призы, а вместе призами памятки с рекомендациями медиков и психологов, как помочь себе в желании бросить курить. (Призы:1 место – яблоки по количеству участников группы, 2 место – сок в упаковке 0,2 по количеству участников группы, 3 место – небольшие шоколадные батончики по количеству участников группы).

Но главное, что вы сегодня вместе провели время, в компании друзей.

Подведем итоги нашего мероприятия. Прошу представителя первой команды ответить на вопрос «Что курение нам дает?», представителя второй команды ответить на вопрос «Что курение нам готовит в будущем?». Представитель третьей команды проанализируйте ответы своих товарищей и сделайте аргументированный вывод о «необходимости» курения.

И в  завершении хочу задать вам вопрос: «Что вы выбираете: сигарету или ясное мышление и развитый интеллект?». Прикрепите ваши ответы на вопрос: на изображение головного мозга (студенты приклеивают картинки с изображением сигареты или символа «IQ»).

Хочется верить, что на нашей планете будет как можно больше здоровых людей, ведь здоровая молодежь – это наше будущее.

Всего доброго! До новых встреч!

Приложение 1

Памятка

как помочь себе в желании бросить курить

1. Бросайте курить резко, в один день. Разговоры о том, что на этой неделе я буду выкуривать по 3 сигареты в день, на следующей неделе по 2, затем по одной и в итоге брошу, являются лишь отговорками. В реальности такие люди не добиваются успеха.

2. Не должно остаться ни одной сигареты, пепельницы в местах вашей жизнедеятельности: в квартире,  машине, карманах, в рабочем столе и т.д.

3. Начните регулярно заниматься физическими упражнениями или хотя бы ежедневно как можно больше ходите пешком.

4. Поговорите со знакомыми, удачно бросившими курить, о том, как  они это сделали и каких трудностей можно ожидать.

5. Самое тяжелое - выдержать первую неделю.

6. Пейте больше воды для выведения из организма токсинов и облегчения болезненного состояния в этот период.

7. Принимайте витамины и минералы, а также больше ешьте овощей и фруктов, содержащих каротин (морковь, тыкву, шпинат, томаты, красный перец, абрикосы, облепиху).

8. Делайте все возможное, чтобы отвлечься от желания взять в руки сигарету: ходите в театр, кино, найдите интересную книгу, занятие по душе.

9. Избегайте мест, провоцирующих вас закурить (баров, курящих компаний и т.д.), и, наоборот, старайтесь больше времени проводить с некурящими друзьями.

10. Держите всегда при себе семечки, небольшие конфеты или жевательную резинку, чтобы «занять себе рот» в критический момент.

11. В моменты сильного желания затянуться сигаретой старайтесь отвлечься хотя бы на несколько минут. Позвоните по телефону, поиграйте с собакой, помогите родителям. Возможно, после этого вы уже не вспомните о сигарете.

12. Дайте себе слово прожить один сегодняшний день без сигареты, что бы ни случилось. Такое обещание повторяйте каждое утро!

Источники информации:

1. Дик Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже / Н.Ф. Дик – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

2. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10 – 11-х классах / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. – Изд. 9-е, справл. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш друг и товарищ - предлог"

Урок обобщения по теме "Предлог" 7 класс по учебнику С. И. Львовой...

« Как собака себе товарища искала»

Костюмированное представление...

Ты и твои товарищи

презентация к уроку обществознания в 7-м классе  по учебнику Л.Н.Боголюбова...

Сценарный ход творческой импровизации по теме «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)»

тема «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (снюсы)» раскрывается  с помощью  былинного стиля повествования,  использ...

Буклет на родительское собрание «Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (СНЮСы)».

Буклет на родительское собрание "Скажем "Нет!" табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (СНЮСЫ)"...

Класнный час по ткме"Скажем «Нет!» табаку, курительным смесям и бездымному (жевательному) табаку (СНЮСы)»

Гледяева Ирина Владимировна,учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2имени Героя Советского Союза И.А. Передерия муниципальн...