Родительское собрание : " Адаптация учащихся 10 класса к старшей школе"
материал (10 класс)
В работе отражены плюсы и минусы 10 класса, освещены проблемы , с которыми могут сталкиваться десятиклассники и их родители при переходе на новую ступень обучения и даны советы и рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervoe_roditelskoe_sobranie_v_10_kl.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 10 классе на тему: Адаптация учащихся 10 класса к старшей школе"
Классный руководитель: Н.В.Смирнова
Ход собрания
- Десятый класс - плюсы и минусы. Адаптация учащихся к старшей школе.
- Жизнь класса( первые выводы,итоги)
- Выборы родительского комитета класса
- Объявления
Добрый вечер, дорогие родители 10 класса Б. Я ваш новый классный руководитель Смирнова Наталья Викторовна. Давайте познакомимся. Для начала я дам небольшую характеристику новому зародившемуся коллективу.
В классе 19 человек. 11 девушек и 8 юношей. Класс основан на базе учащихся 9 б класса (10 человек) , вошли в его состав 5 учащихся 9 в класса 4 школы, 2 учащихся Гимназии, 1 учащегося ЕФМЛ и 1 учащегося 9 школы.
По итогам 9 класса 3 учащихся закончили основную школу с аттестатом особого образца.
Немного о себе. В 1993 г закончила Тульский педагогический институт по специальности учитель физики и математики. С 1994 г работаю в этой школе учителем математики. В следующем году буду отмечать 30 летний юбилей педагогической деятельности. Имею высшую квалификационную категорию. Выпустила 5 классов. Этот класс 6-й.
Теперь поговорим о новом классе. Сразу скажу работать в нем сложно. Всё-таки половина на половину знакомых и незнакомых детей. Каждый пришёл со своими убеждениями, установками и целями. Мне как классному руководителю, нужно найти подход к каждому, Понять ребёнка, постараться ему помочь освоиться в новом коллективе, наладить контакты с новыми одноклассниками и учителями.
Прошли первые недели обучения. Итоги не радуют. Я зачитаю вам сейчас отзывы учителей, работающих в нашем классе. Сразу скажу нелестные. Но на то мы сегодня здесь собрались, чтобы попытаться понять и разобраться, почему так, и думаю, что мы с вами постараемся помочь друг другу. Только школа и семья совместно способны вывести наших детей на новый уровень. А наша совместная цель- сделать так, чтобы из них , детей, получилось выжать по максимуму., чтобы годы , проведенные в 10-11 классе не были потрачены зря, чтобы каждый поступил в ВУЗ своей мечты. Ведь именно за этим Ваши дети пришли в 10 класс.
Послушайте небольшое сообщение. Я постараюсь кратко.
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникнуть определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.
Тяжело в учении… Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей.
Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.
Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку. Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться; во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений). В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов к оставшимся в 10 классе увеличиваются, изучаемый материал усложняется.
Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднения он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются.
Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или удовлетворительно». Hужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, что бы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Возраст любви и… отдыха от трудов. Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы. Однако есть и большая опасность - можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь эту ужасную музыку! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с планшетом или болтаешь по телефону до одури!.» и т.д. и т.п. Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, - ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении. Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей). Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало, вас в eгo возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь. Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, - сплошные глупости. Только присмотревшись, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут сверстники. Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить. Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени, вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе. Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным. Начинать действовать В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления и начать готовиться к экзаменам. Первый шаг выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три, подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема. Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить день открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например, добавляются новые экзамены. Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе. Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает для этого надо найти ресурс (в идеальном варианте – организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела. Именно, в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам
Рекомендации родителям
1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
3.Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. 4.Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
5.Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
6. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
7.Больше хвалите ребёнка, даже за небольшие успехи. Пусть он растет уверенным в себе и своих силах.
Приложение.
Анкета «Определение уровня познавательной потребности ученика»
1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается, то за одно, то за дру¬гое, у него нет четкого плана действий.
В. Никак не связаны.
2. Случается ли, что старшеклассник об¬ращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?
А. Часто, Б. Иногда. В. Никогда.
3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?
А. Очень часто.
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.
В. Не ставит долговременных задач.
4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б иногда делает, иногда бросает на пол пути.
В Избегает выполнения такой работы.
5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой; иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
А. Всегда, когда это необходимо
Б. Только иногда..
В. Никогда.
Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А», «Б», или «В».
Анкета «Определение уровня познавательной потребности ученика»
1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?
А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается, то за одно, то за дру¬гое, у него нет четкого плана действий.
В. Никак не связаны.
2. Случается ли, что старшеклассник об¬ращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?
А. Часто, Б. Иногда. В. Никогда.
3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?
А. Очень часто.
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.
В. Не ставит долговременных задач.
4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?
А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б иногда делает, иногда бросает на пол пути.
В Избегает выполнения такой работы.
5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой; иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
А. Всегда, когда это необходимо
Б. Только иногда..
В. Никогда.
Необходимо определить, какие ответы преобладают - «А», «Б», или «В».
Рефлексия
Преобладание ответов «А» свидетель¬ствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).
Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь, подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.
Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность, действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.
Надеюсь, что эта информация хоть немного поможет вам понять своего ребёнка и правильно выстроить взаимоотношения с ним.
Помните только о главном- нельзя пускать всё на самотёк. Быть рядом, оказывать помощь, помогать разобраться в сложной ситуации. Обязательно взаимодействовать с учителями и классным руководителем. Помните- мы, учителя вам не враги! Нам тоже хочется воспитать детей хорошими умными людьми! И обьяснять им еще многое придётся.
Давайте постараемся им вместе обьяснять, как можно и как нельзя себя вести. Хочется, чтобы из них выросли толковые , неравнодушные ребята, с достаточной долей ответственности за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса к средней школе"
Материал содержит презентацию и печатные материалы, которые помогут в подготовке и проведении собрания...
Родительское собрание "Адаптация учащихся в 5 классе"
Разработка содержит план собрания и презентацию, созданную по итогам анкетирования учащихся....
Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе
Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...
Родительское собрание. "Адаптация учащихся 5 класса"
Родительское собрание. "Адаптация учащихся 5 класса"...
Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"
Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...
Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класса"
Даны рекомендации родителям в период адаптации учеников в 5 классе....