Классный час "Права и обязанности"
классный час (8 класс)
Материал предназначен для проведения классных часов в старщих классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_prava_i_obyazannosti.docx | 29.1 КБ |
klassnyy_chas_prava_i_obyazannosti.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: " Права и обязанности" 8 класс
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
- Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
- Програмное обеспечение: MicrosoftPowerPoint, Word.
3. Эпиграфы к занятию:
- “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);
- “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
- “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
- “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
- “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
- “Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели “правильной жизни”” (жизненная установка учащихся 8 “а” класса МБОУ " СОШ № 21" г. Элиста).
4. 28 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем приглашенным на классный час.
5. Календарь правовых дат.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
Для команд:
- чистые листы бумаги,
- ручки, карандаши,
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.
Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.
Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?
Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.
Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”.
Какие вида права вы можете назвать?
Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.
Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.
А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций...
Учащийся:
1) хомосапиенс (человек разумный);
2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;
3) индивид;
4) личность;
5) гражданин (по факту рождения).
Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Итак, права человека-гражданина – это...
Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.
Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Учащийся: Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.
Учащийся: Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.
Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.
Учитель. В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.
Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.
Вы сами сделали подборку таких документов.
Учащийся (по таблице):
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);
- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.
Учащийся (по таблице):
XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав ребенка.
Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?
Учащийся: Международные конвенции (от латинского conventio) – соглашение, один извидом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.
Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?
Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является ПинГимун. Штаб-квартира организации находится в США в г. Нью-Йорк. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2004 г.).
Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.
III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.
О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.
В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.
Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем...
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)
Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство России, Президент и Правительство Республики Башкортостан, т. к. Республика Башкортостан является составляющей частью Российской Федерации.
Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем...
Учащийся:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. О необходимости учения сочинил стихотворение наш ученик… (читается стихотворение).
Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. На уроках обществознания мы с вами сразу определились с таким принципом: “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.
Учащиеся заканчивают фразу хором:
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.
По заданию вы заполняли анкеты, в которой сами отвечали на вопросы. Посмотрим...
1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.
Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.
Учитель: О семейном отдыхе нам прочитают свои стихотворения... (учащиеся читают свои стихи).
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...
Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.
Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих творческих работ.
Обзор выставки печатных изданий, в которых постоянно публикуются материалы о правовом воспитании, о правах и обязанностях граждан Республики Башкортостан, Российской Федерации. Обзор выставки специальной литературы по правовому обучению.
Учитель: Вы подготовили стихотворения о нашей жизни, о мире, в котором мы живем, о том, как вам, молодым, живется в этом мире. Послушаем...
Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.
Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.
Учитель: Ребята сочинили стихотворения и на эту тему. Послушаем...
Общие выводы по ходу диалога:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
- жизнь;
- имя;
- гражданство;
- благополучие и любовь;
- образование;
- отдых на личную жизнь;
- собственное мнение на мирную жизнь;
- здоровый образ жизни.
По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.
Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:
Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!
Учащийся:
Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?
Учитель и учащиеся вместе:
Всей Земли права его -
Право на надежду!
Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.
Учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы, поэтому я ...
1 ученик: Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.
2 ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.
3 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума, поэтому я ...
1 ученик: Не совершаю бездумных действий.
2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.
3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я...
1 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.
2 ученик: Я помогаю.
3 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...
1 ученик: Осознаю, что я человек.
2 ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.
3 ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...
1 ученик: Стремлюсь хорошо учиться.
2 ученик: Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.
3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...
1 ученик. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.
2 ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.
3 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...
1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.
2 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.
3 ученик: Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.
Учитель.
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!
Предварительный просмотр:
Классный час: " Права и обязанности" 8 класс
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
- Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
- Програмное обеспечение: MicrosoftPowerPoint, Word.
3. Эпиграфы к занятию:
- “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);
- “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
- “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
- “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
- “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
- “Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели “правильной жизни”” (жизненная установка учащихся 8 “а” класса МБОУ " СОШ № 21" г. Элиста).
4. 28 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем приглашенным на классный час.
5. Календарь правовых дат.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
Для команд:
- чистые листы бумаги,
- ручки, карандаши,
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
- карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.
Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.
Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?
Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.
Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”.
Какие вида права вы можете назвать?
Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское, семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т. д.
Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.
А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций...
Учащийся:
1) хомосапиенс (человек разумный);
2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;
3) индивид;
4) личность;
5) гражданин (по факту рождения).
Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Итак, права человека-гражданина – это...
Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.
Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.
Учащийся: Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.
Учащийся: Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.
Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.
Учитель. В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.
Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.
Вы сами сделали подборку таких документов.
Учащийся (по таблице):
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);
- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.
Учащийся (по таблице):
XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав ребенка.
Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?
Учащийся: Международные конвенции (от латинского conventio) – соглашение, один извидом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.
Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?
Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является ПинГимун. Штаб-квартира организации находится в США в г. Нью-Йорк. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2004 г.).
Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.
III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.
О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.
В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.
Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем...
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)
Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.
Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство России, Президент и Правительство Республики Башкортостан, т. к. Республика Башкортостан является составляющей частью Российской Федерации.
Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем...
Учащийся:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. О необходимости учения сочинил стихотворение наш ученик… (читается стихотворение).
Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. На уроках обществознания мы с вами сразу определились с таким принципом: “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.
Учащиеся заканчивают фразу хором:
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.
В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.
По заданию вы заполняли анкеты, в которой сами отвечали на вопросы. Посмотрим...
1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.
Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.
Учитель: О семейном отдыхе нам прочитают свои стихотворения... (учащиеся читают свои стихи).
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...
Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.
Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих творческих работ.
Обзор выставки печатных изданий, в которых постоянно публикуются материалы о правовом воспитании, о правах и обязанностях граждан Республики Башкортостан, Российской Федерации. Обзор выставки специальной литературы по правовому обучению.
Учитель: Вы подготовили стихотворения о нашей жизни, о мире, в котором мы живем, о том, как вам, молодым, живется в этом мире. Послушаем...
Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.
Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.
Учитель: Ребята сочинили стихотворения и на эту тему. Послушаем...
Общие выводы по ходу диалога:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
- жизнь;
- имя;
- гражданство;
- благополучие и любовь;
- образование;
- отдых на личную жизнь;
- собственное мнение на мирную жизнь;
- здоровый образ жизни.
По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.
Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:
Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!
Учащийся:
Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?
Учитель и учащиеся вместе:
Всей Земли права его -
Право на надежду!
Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.
Учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы, поэтому я ...
1 ученик: Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.
2 ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.
3 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума, поэтому я ...
1 ученик: Не совершаю бездумных действий.
2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.
3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я...
1 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.
2 ученик: Я помогаю.
3 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...
1 ученик: Осознаю, что я человек.
2 ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.
3 ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...
1 ученик: Стремлюсь хорошо учиться.
2 ученик: Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.
3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...
1 ученик. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.
2 ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.
3 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...
1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.
2 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.
3 ученик: Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.
Учитель.
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права, обязанности и ответственность детей"
Классный час для учащихся 5 класса. В разработке классного часа предложена информация об основных правах детей, игровые ситуации, анкета....
Классный час "Права, обязанности, ответственность"
Класссный час для обучающихся 5 класса. Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...
Законы жизни в классном коллективе и обязанности членов дежурного звена.
Материал содержит законы жизнив классе и обязанности членов дежурного звена....
Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"
Цель:продолжить формировать у учащихся понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человеказакрепить представление о «Декларации прав...
Классный час "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних".
Классный час на правовую тему в 8 классе "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних"....
Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка".
Данный классный час позволяет рассказать учащимся об их правах и обязанностях...
Классный час "Права, обязанности и ответственность "
Каждый из вас имеет множество прав в различных сферах. Чем вы взрослее, тем больше прав у вас появляется. Давайте вместе подумаем, какие у вас есть права:1. на имя2. на гражданство3. жить и воспитыват...