Профилактическая работа
методическая разработка
Данный материал содержит индивидуальный план профилактической работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_profilakticheskoy_raboty.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
План профилактической работы
с детьми “группы риска”
на 2023-2024 учебный год
7 “В” класс
Классный руководитель: Сарочка А.С.
«Трудные» дети.
Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
- Педагогической запущенностью. «Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к такому искривлению личности ребёнка, что потребуется его перевоспитание»
- Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.
3) Отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Проблема «трудных» учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
План индивидуальной профилактической работы классного руководителя
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Выявление детей группы риска посредством наблюдения, проведения психологического тестирования | Начало года |
2. | Организация контроля посещаемости учебных занятий, своевременное выяснение причин отсутствия и их анализ | Ежедневно |
3. | Осуществление педагогического наблюдения, контроля за состоянием и поведением обучающихся | Ежедневно |
4. | Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыков. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультировании. | В течение года. |
5. | Контроль за выполнением домашнего задания. Контроль за ведением учебной документации | В течение года. |
6. | Разработка плана психолого-педагогической помощи обучающимся и его корректировка при необходимости | В течение года. |
7. | Оказание всех видов психологической помощи (психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция) | В течение года |
8. | Проведение тренингов, направленных на развитие навыков позитивного общения, способностей к самостоятельному решению жизненных трудностей; укрепление взаимопривязанности детей и родителей. | В течение года. |
9. | Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства, контроль виртуального пространства | В течение года. |
10. | Организация циклов бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) | В течение года |
11. | Индивидуальные консультации с учащимисяся (анализ собственного поведения, законопослушное поведение) | В течение года |
12. | Информирование ребенка об его правах и обязанностях | 2 четверть |
13. | Защита прав и интересов детей, находящихся в социально-опасном положении | В течение года |
14. | Изучение интересов и склонностей учащегося через тестирование, анкетирование и наблюдение | Согласно плану |
15. | Предоставление адресной помощи ребенку из социально-тревожных, малообеспеченных семей | 1 раз в год |
16. | Привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях и кружках по интересам, вовлечение в общественно-значимую деятельность | В течение года |
17. | Организация отдыха в дни осенних, зимних и весенних каникул Проведение инструкиажей по правилам безопасного поведения | В течение года |
18. | Индивидуальные консультации с родителями и проведение профилактических бесед в целях соблюдения единых требований и оказания педагогической поддержки | В течение года |
19. | Организация взаимодействия с учителями-предметниками по осуществлению контроля и оказанию психолого-педагогической поддержки | В течение года |
20. | Укрепление положения обучающегося в классном коллективе, формирование социальной компетенции, сотрудничества. | В течение года |
Цель работы: социальная защита и адаптация обучающегося, коррекция поведенческих установок, его развитие, воспитание, образование.
Задачи:
- Выявление интересов и потребностей учащегося, трудностей и проблем, в отклонении поведений, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающемуся в них учащемуся;
- Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, административными органами;
- Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающегося, реализаций прав и свобод личности;
- Координация взаимодействия учителей, родителей, социальных служб для оказания помощи учащемуся;
- Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждении.
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
- отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
- Создание ситуации успеха.
- Укрепление положения детей в классном коллективе
- Организация помощи в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной «Я-концепции».
- Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
- Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
- Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Выявление учащихся «группы риска».
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- учебная деятельность;
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- поведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
-социометрические исследования;
- наблюдения;
- беседы со школьником;
- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);
- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;
- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации с последующего места учебы школьника;
Алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»
- Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.
- Формулировка целей и задач работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
- Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.
- Реализация плана:
- включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
- оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
- преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
- изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,
- регулирование отношений с семьей,
- анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,
- дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
- Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.
Подведение итогов работы.
Карта наблюдения
Памятка классному руководителю
Как оказать помощь подростку в разрешении проблем.
Когда у подростка случается горе, душевный разлад, разочарование, он, как правило, ищет сочувствия у окружающих, стремится «выговорить» свои неприятности. То, что высказано вслух, как бы отчуждается от человека в слове, при этом нередко «отходит», облегчается и переживание.
Если учащийся находится в эмоционально подавленном состоянии, безотлагательно пригласите его на беседу.
Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.
Этапы беседы
Действия после беседы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:
- отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;
- продумайте план оказания помощи ребёнку;
- учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;
- ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;
- не оставляйте подростка без контроля и внимания;
- при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА "Оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики""
Цельработы: оптимизация детско-родительских отношений в профилактической работеОбъектом исследования являются детско – родительски отношения .Предмет - влияние детско-родительских отн...
Приложения к творческой работе "Оптимизация детско - родительских отношений в профилактической работе группы дошкольного возраста "Смешарики"
Прильжение1 - ОпросникПриложение 2 - Тематический планПриложение 3 - Конспекты занятий...
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Профилактические мероприятия: Безопасное колесо, Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский» 2021 год
Муниципальный конкурс «Лучшая организация антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях МО ГО «Охинский»В современном обществе широко обсуждается тема подро...