Классный час "Дорогое слово-Родина"
план-конспект занятия (8 класс)
Цель: Способствовать формированию взглядов и убеждений, соответсвующей патриотической личности.
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:
- Усиление патриотических качеств личности;
- Расширение кругозора учащихся;
- Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт;
- Повышение интереса к истории Отечества;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Воспитание любви к месту, где ты родился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_dorogoe_slovo_rodina.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дорогое слово - РОДИНА»
Цель: способствовать формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:
- Усиление патриотических качеств личности;
- Расширение кругозора учащихся;
- Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт;
- Повышение интереса к истории Отечества;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Воспитание любви к месту, где ты родился.
Форма проведения классного часа – беседа.
Основной вид деятельности на мероприятии – общение через диалог с учащимися, монолог учителя.
Оборудование:
- компьютер и мультимедиа для просмотра презентации;
- презентация
- лепестки ромашки и клубок жёлтых ниток для этапа рефлексии.
- матрёшка
- конверты с пословицами
Ход классного часа
Ребята, добрый день. Я рада встрече с вами. Мы начинаем.
Давайте возьмем друг друга за руки, образуем круг, почувствуем тепло наших рук, тепло наших сердец.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но капельку счастья ты можешь, ты должен
Ты в силах друзьям подарить!
На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему наши узоры получились такие разные?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
- Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но
Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека.
Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
(Высказывания детей)
Да, ребята, сегодня мы будем говорить о Родине.
И тема классного часа «Дорогое слово Родина
Слайд№3 ( 1слайд “Дорогое слово Родина”).
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
(Слайд 5: портрет К.Д. Ушинского)
Наше Отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
Беседа:
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках.
Работа с пословицами.
У каждой группы на столе лежит конверт, в нем рассыпавшиеся пословицы. Постарайтесь их собрать.
- Ребята, что у вас получилось?
Какая мысль объединяет пословицы?
- Родина, Россия, Русь, родной дом – дорогие сердцу каждого слова. А как называется любовь к Родине? (Патриотизм)
Слово учителя:
Многое в нашем восприятии Родины совпадает, потому что объединяет нас чувство любви к родному Отечеству.
Это чувство поднимало людей в бой, и в истории России осталось немало славных имен защитников Отечества.
Сообщения учащихся:
А хорошо ли вам известны эти имена?
Посетим виртуальную портретную галерею и вспомним исторические события, связанные с каждым именем.
Зырянов Владик 1. Великий полководец-Александр Невский: в тяжёлое для Руси время смог объединить вокруг себя народ и не пустить европейских рыцарей, чтобы они завоевали нашу Русь. Эта битва получила название Ледовое побоище. Это было в 13 веке.
Рубан Виталий 2. Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынское иго на Куликовом поле, за рекой Дон, а его правнук Великий государь Иван III объединил под властью Москвы большинство русских земель и избавил их от ордынской зависимости. Так начались новые времена в истории нашей страны – ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. Это было в 14 веке.
Фадеев Семен 3. Александр Васильевич Суворов – начал службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания – генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Суворов говорил: «Побеждают не умом, а уменьем». Его солдаты, которых называли чудо-богатырями, взяли штурмом неприступную турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии, одержали много других побед. Также он вывел свою армию из окружения, пробившись через перевалы Альпийских гор.
Шиянов Александр 4. Великий полководец – Михаил Илларионович Кутузов прославился в Великой Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Именно он выбрал для решающего сражения с армией Наполеона Бородинское сражение и победил в нём. Это было в период 19 века.
Солянников Артем 5. Георгий Константинович Жуков-маршал Победы в Великой Отечественной войне. В XX веке ко всем этим именам добавились ещё имена великих полководцев Великой Отечественной войны - Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, и многие другие.
6. Всегда наши солдаты и офицеры были героями: Афганская и Чеченская война, Сирия и другие военные конфликты, где трудились наши военнослужащие, защищая честь и достоинство своей Родины.
Песня-клип А.Гомана «Русский парень»
Скажите, пожалуйста, чье имя носит наша школа? Почему она названа в честь этого человека.
А.П. Жданова
Правильно.
Белькова Ольга Капитан милиции. Начальник отделения СОБР Восточно – Сибирского РУБОП при УВД по И.о. Погиб 31 октября 1995 г. при исполнении служебных обязанностей по обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности РФ на территории Чеченской республики. За проявленную самоотверженность и героизм при исполнении служебного долга капитан милиции Жданов Андрей Павлович награжден орденом Мужества (посмертно).
Минута молчания.
Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине.
Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал всех российских военных настоящими героями.
Многим из этих воинов, присвоено звание Героя России.
Цена истинного патриотизма – жизнь, но эта жертва оправдана, когда речь идет о свободе и независимости Отечества.
Слово учителя:
Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют русскими, независимо от их национальной принадлежности.
Клип Шамана «Я русский»
- Что же отличает русского человека.
Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно русскому человеку.
Дети называют, Работают с конвертами.
Выбрать положительные качества и поместить на доске. Повторяться не надо.
1.Крепкая вера
2. Обострённое чувство справедливости
3. Любовь к Родине
4. Уникальная щедрость
5. Невероятное трудолюбие
6. Умение видеть и по достоинству ценить прекрасное
7. Гостеприимство
8. Терпение
9. Искренность
10. Коллективизм, соборность
11. Милосердность, человеколюбие
12. Меркантильность
13. Педантичность
14.Агрессивность
15.Подчинение
- Что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?
- Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь к своей Родине!
- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их.
(Ответы детей)
-Звучит Гимн России.
- Что вы знаете о цветах флага? Слайд№6
Закирова Вероника
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество
- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
Борзов Егор
Российский двуглавый орел указывает на евроазиатский состав России как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева, соединение в ней двух великих культур Востока и Запада. Две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам, символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада.
Современный российский двуглавый орел представлен невооруженным: его глаз, клюв, язык, лапы и когти имеют тот же цвет, что и оперение. Такой орел символизирует государство, политика которого строиться на оборонительной военной доктрине, опирающейся на принципы добрососедства и миролюбия. Но крепкий и острый клюв орла все же раскрыт: это говорит о том, что Россия способна надежно обеспечить свою безопасность, защитить себя и своих союзников от любой агрессии. Красный цвет поля в современном гербе символ животворной силы, русской идеи, героизма, красоты и победы, а золотой цвет орла символ достоинства, величия, богатства, великолепия, вечности и славы.
- Ребята, а как называется область, в которой мы живем? (Иркутская область) (слайд № 7)
- У нашей области и у нашего города тоже есть государственные символы. (Слайд № 8)
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр символ Ливана. Сакура символ Японии.
Канадский клен символ Канады.
Кактус (это для нас он маленькое растение) национальный символ Мексики.
- А какое дерево – символ России? (Ответ детей)слайд №9 (2 щелчка)
- Какое милое, очаровательное дерево стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане.
- А какой цветок является негосударственным символом России.
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда... (слайды 1012)
Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
- А сейчас поиграем.
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого на парте 2 лепестка ромашки, ответьте письменно на вопрос: “
Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”/
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
А теперь давайте соберём цветок, из группы выходят по 2 человека с лепестками, зачитывают, что написали и крепят лепестки на доску.
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубокрефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это? (Высказывания детей)
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
(Ответы детей)
- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке? (Высказывания детей)
(Слайд 13: с изображением матрёшек)
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит? (Учитель открывает матрёшку и вкладывает в неё жёлтую нить)
А сейчас займите свои места, (пока дети занимают места, появляется сердцевина ромашки).
Вот и получилась сердцевина для нашей ромашки из объединённой нити.
Итог.
Ребята, так почему же дорого нам это слово Родина?
Родина это земля у порога
Где ты впервые узнал своё имя. Родина это большая дорога
Та, по которой пойдёшь ты с другими.
Итог работы:
Ребята, наша страна великая, и мы должны гордиться ею. Быть достойными гражданами своей страны т.к каждый из нас частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.
Клип Газманова «Россия!»
Слайд№14
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Коррекционно-развивающее занятие по патриотическому воспитанию "Если скажут слово Родина..."
Работа дефектолога заключается в организации коррекционной помощи детям с недостатками развития мыслительной деятельности и учебных навыков. Но не менее важно, особенно в среде детского дома, и формир...
Портрет слова. Родина.
Исследовательская работа ученицы 5 класса....
Проект "Энциклопедия слова Родина"
Мою электронную энциклопедию слова можно отнести к энциклопедическому справочнику, где расположение материала обычно дается по тематическому признаку. Мною определены следующие стороны рассмотре...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...
Конспект внеурочного занятия "Живёт в сердце слово Родина"
Конспект внеурочного занятия или классного часа, патриотического направления....