Мы разные, мы вместе
классный час (6 класс)
Открытый классный час в рамках "Разговора о важном" с использованием информационных технологий и регионального коомпонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_raznye_my_vmeste_1.docx | 333.45 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Приобщение к культурному наследию
Тематическое направление
«ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ:
ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
Тема методической разработки
Хабитуева Бэлигма Цыденовна, учитель английского языка
МАОУ СОШ № 19
Автор: ФИО, должность,
образовательная организация (в соответствии с Уставом)
2023 год
Структура описания методической разработки
воспитательного мероприятия:
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы
классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса)
1.6. Цель
1.7. Задачи
1.8. Планируемые результаты
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование
ее выбора
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения
планируемых результатов
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
3. Рекомендации по использованию методической разработки практике работы классных руководителей.
Пояснительная записка
В современном мире цифровых технологий межличностное общение уплощается и упрощается, переходя из реального в виртуальное. Другой аспект – возникновение нетерпимости к ученикам с особенностями внешности, отличающимися музыкальными и литературными вкусами, других национальностей, с дефектами речи или слуха и др. Особенно это выражено в коллективах подростков. Классный час в форме беседы направлен на создание доброжелательной атмосферы, положительных эмоций среди участников, возникновение желания узнать больше о своих одноклассниках, познакомиться ближе. Сплочение ученического коллектива, развитие умений реконструкции других также являлось первостепенной задачей.
- Тематическое направление: приобщение к культурному наследию, развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края.
- Тема (название) воспитательного мероприятия: «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы: данный классный час может быть проведен в рамках гражданско-патриотического воспитания, духовно – нравственного. История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Поэтому данная тема, несомненно, актуальна.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы
классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) методическая разработка воспитательного мероприятия занимает особое место в работе
классного руководителя в воспитание у учащихся чувства патриотизма, духовное и нравственное воспитание.
1.5. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): учащиеся 5-7 классов (11-13 лет)
1.6. Цель. формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации и Республики Бурятия, чувства гордости за культуру нашей страны и республики.
1.7. Задачи
- Формирование у учащихся представлений о своей Родине. Создание условий для патриотического воспитания учащихся, формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свою школу.
- Формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к школе, к Родине. формирование у учащихся активной жизненной позиции, желание приобретать новые знания, оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (общество, школьный коллектив, семья). Регулятивные УУД:
- Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: Развивать устную речь, творческие способности, самостоятельные навыки.
1.8. Планируемые результаты
Личностные: осознают свою роль в жизни родной страны.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УДД):
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и
учителя.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование
ее выбора Данное воспитательное мероприятие проведено в форме классного часа, беседы, обучающиеся включены в активную деятельность. Они узнают много новой информации по теме воспитательного мероприятия и смогут высказать собственное мнение.
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения
планируемых результатов педагогика сотрудничества, игровые технологии, здоровье сберегающая технология.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия для подготовки данного мероприятия необходимы, следующие ресурсы: мультимедиа-проектор, презентация Power Point; толковые словари С.И.Ожегова, листы для заполнения, ножницы, плакат, видеопрезентации.
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы: портал Разговоры о важном, вордвол, лернинг ап, видеоуроки.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия. Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Подбирает вопросы. Продумывает содержание презентации. Даёт задание учащимся самостоятельно подготовить информацию по теме классного часа. B ходе выполнения подготовительной части классного часа (поиск информации по заданной теме), учитель формирует в учениках умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, делать выводы.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
3. Рекомендации по использованию методической разработки практике работы классных руководителей. Рекомендовано к использованию во «Внеурочной деятельности» для педагогов средних классов общеобразовательной школы. Расширяет методический и технологический инструментарий классного руководителя, обогащая его современными формами и приёмами работы.
по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ:
ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России и Республики Бурятия.
- формировать интерес к культурному наследию региона;
- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- комплект интерактивных заданий;
- презентационные материалы;
- видеоролик.
- платформа Wordwall
- платформа Learning App
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека; о некоторых особенностях культур народов Российской Федерации.
Часть 2. Основная. Показ видеофильма, обсуждение. Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах (предложены варианты организации работы).
Часть 3. Заключение. Варианты творческого задания.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут)
Учитель.
Ребята! Название сегодняшнего занятия «Мы разные, мы вместе» сразу настраивает нас на то, что наверняка речь пойдет о понимании. В разных концах страны, разных республиках, краях мы говорим на разных языках, гордимся своей родной культурой. Как мы находим взаимопонимание?
(Ответы ребят)
Учитель. В нашей стране государственным языком Российской Федерации является русский язык. Русский язык объединяет всех жителей страны, позволяет понять особенности родной культуры, родного языка для каждого человека.
И сегодня мы поговорим о роли языка и культуры в жизни народов нашей многонациональной страны.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
Народы нашей страны объединяют духовно-нравственные ценности: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. Бережное отношение к русскому языку, к языкам народов Российской Федерации закреплено в главном законе нашей страны – Конституции.
Во 2 пункте 68-ой статьи Конституции написано:
«Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».
Так, наравне с русским языком в Республике Башкортостан используется башкирский язык, в Чеченской Республике – чеченский.
Республика Татарстан наравне с русским языком, как государственным, использует татарский язык, а Республика Саха (Якутия) – якутский и в нашей с вами Республике – бурятский язык. И это важно – знать государственный язык своей республики, своего края.
Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, на родных языках выпускаются газеты и журналы, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.
Культура Российской Федерации является уникальным наследием её многонационального народа, поэтому она поддерживается и охраняется государством.
Больше узнать об особенностях каждого региона нашей страны можно, если посещать музеи и выставки, театры и концерты, ходить на экскурсии по родному краю. Картина нашей уникальной России – это картина нашей с вами жизни!
Обсуждение просмотренного видеофильма
Учитель.
Из видеоролика мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны. Россия бережно сохраняет их разнообразие.
Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:
Какие факты о языках вы знали? Какой язык является вашим родным языком? Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать? Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга? Какова роль русского языка?
Часть 2. Содержательная (до 20 мин)
Учитель.
Наша страна является не только крупнейшей державой мира. Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.
Интерактивное задание №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» «Народов много — страна одна!» (задание с выбором ответа)
Учитель. Ежегодно в нашей стране в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!»
Попробуйте сегодня ответить на вопросы диктанта 2021 года.
Вопрос 1
На Русском Севере, на берегах Белого и Баренцева морей сложилась особая культура, связанная с мореходством. Её частью был особый словарь названий ветров, погоды, сторон света. Был и особый этикет. При встрече кораблей на море здесь обязательно говорили: «Здравствуйте, на все четыре ветра». Как называют носителей подобной культуры?
а. Семейские
б. Липоване
в. Казаки
г. Поморы
Правильный ответ: г
Вопрос 2
«С пустыми руками в гости не ходят» — говорит русская пословица, ей вторит крымскотатарская. Собираясь в гости, у крымских татар принято брать с собой пачку кофе. А что обязательно должны сделать хозяева?
а. Сварить для гостя кофе
б. Убрать этот кофе подальше
в. Погадать на кофейных зёрнах
г. Угостить гостя чаем
Правильный ответ: а
Вопрос 3
Ниже перечислены названия разных традиционных видов одежды и обуви народов Сибири и Кавказа. Какой из этих предметов изготавливают из войлока, а не из меха?
а. Гусь
б. Кухлянка
в. Кисы
г. Бурка
Правильный ответ: г
Вопрос 4
В 2006 г. в Москве открыли необычный памятник фольклорному персонажу, которого считают своим и на Кавказе, и на Востоке. Он лукав и мудр, справедлив и насмешлив. Скульптор изобразил героя вместе с его верным спутником – осликом. Как зовут героя?
а. Синдбад-Мореход
б. Ходжа Насреддин
в. Алладин
г. Али-баба
Правильный ответ: б
Вопрос 5
«Ысыах» – главный национальный праздник этого народа, который его представители, проживающие в столице, ежегодно в течение уже многих лет, отмечают в начале июня в музее-усадьбе «Коломенское». Праздник связан с поклонением солнечным божествам и плодородием. О каком народе идёт речь?
а. Буряты
б. Уйгуры
в. Калмыки
г. Якуты
Правильный ответ: г
Учитель
В «Большом этнографическом диктанте» было мало вопросов про нашу Республику Бурятию. Хотя много есть достопримечательностей, про которые вы возможно слышали, а некоторые из вас даже побывали в этих местах. Бурятия – горная республика в Восточной Сибири. Через город Улан-Удэ – столицу Бурятии – проходит Транссибирская магистраль. Город знаменит своим православным Свято-Одигитриевским собором и огромным памятником В. И. Ленину. В Этнографическом музее под открытым небом можно познакомиться с местной культурой. Выставки Художественного музея, расположенного в Иволгинском дацане, посвящены бурятскому искусству. Рядом с западной границей республики находится огромное озеро Байкал.
Поэтому мы добавили свои вопросы про Бурятию. Попробуйте сегодня ответить на вопросы, связанные с достопримечательностями нашей Республики и посмотрим все ли вам знакомо:
https://learningapps.org/29570217
- 2.
3. 4.
5.
Физкультминутка
Учитель
Я вижу вы вы очень хорошо осведомлены об истории, священных местах. Мы немного устали, поэтому проведем зарядку.
Интерактивное задание №2 «Моя страна – Россия!»
Установление соответствия достопримечательностей и региона, в котором они находятся.
Учитель.
Насколько мы эрудированны в вопросах культуры? В России десятки тысяч культурных объектов: музеев, храмов, памятников, парков. Исследование, которое провела компания Яндекс, помогло понять, сколько среди них достопримечательностей, известность которых выходит за пределы городов, где они расположены.
Посмотрите на список этих достопримечательностей и их изображений и соотнесите их с городом (регионом), где достопримечательности находятся. (Правильные ответы)
Учитель
В нашем регионе много интересных мест для посещения. Дети подготовили доклады про озеро Байкал, Тункинский национальный парк, Иволгинский дацан, Старообрядцы Забайкалья, Этнографический музей и Баргузинский биосферный заповедник.
Интерактивная игра
Как много мы с вами узнали, теперь проведем викторину и узнаем где находятся эти места. Необходимо соотнести на карте с местонахождением достопримечательностей.
https://wordwall.net/resource/53880552
Групповая работа Задание
1. «Мы разные, мы вместе!»
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4–5 групп. Каждая группа получает листы и ручки (карандаши) для работы, определяется тот, кто будет представлять работу группы.
Цель задания: показать, что уважение, любовь к родному языку и культуре – важнейшие ценности для любого человека; показать существование ценностей, которые важны для всех людей вне зависимости от их национальности; совершенствовать умения взаимодействовать в малой группе.
Задание: напишите на карточке ответы на вопросы (выполняется индивидуально каждым обучающимся):
- Какой язык вы считаете родным языком?
- Что вы больше всего цените в культуре своего народа?
- Какое ваше любимое национальное блюдо?
- Какое ваше любимое слово на родном языке и как оно переводится?
- Какие у вас есть народные праздники?
- Вспомните стишок на своем родном языке.
Затем каждая группа собирает ответы всех участников, обсуждаются ответы. Представители от каждой группы озвучивают самые интересные ответы.
Итоговая рефлексия: • Близки ли ответы, когда речь идёт о разных родных языках и разных культурах? • Почему ответы так близки и в случае, когда речь идёт об одном родном языке и об одной культуре?
Задание 2. «Подарочная карта»
Цель: показать ценность умения поделиться друг с другом – знаниями, делами, добрыми словами.
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4–5 групп.
Задание: представим себя добрыми волшебниками, у которых есть возможность «подарить» человеку другой национальности что-то очень ценное из достижений вашей родной культуры – поделиться с ним радостью. Это могут быть песни, стихи, картины, книги, сказки, народные легенды и т.д.
Каждый обучающийся получает карточку – «подарочную карту», на которой он напишет, в чём состоит этот подарок. Задача состоит в том, чтобы подарок показал щедрость и желание установить прочные контакты с представителем другой национальности.
Затем каждая группа собирает ответы всех участников, «подарки» обсуждаются. Группа делает выбор, о каком самом интересном варианте будет рассказано всему классу. Авторы самых интересных «подарков» от всех групп озвучивают свои предложения, объясняя свой выбор.
Итоговая рефлексия:
• Почему вы выбрали именно этот подарок? Что он выражает?
• Легко ли было сделать выбор?
Задание 3. «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»
Цель: показать ценность родного края, региона; расширить представления о культурном и языковом своеобразии малой родины.
Форма работы: групповая.
Класс делится на 4–5 групп.
Учителю важно заранее подготовить (совместно с учителями истории или географии) карты региона /города.
Задание: знаете ли вы о Всероссийском проекте «Большая перемена»? Победители одного из конкурсов «Познавай Россию» смогли отправиться в «Путешествие мечты» через всю страну, смогли увидеть её знаковые места: Токаревский маяк во Владивостоке, планетарий в Новосибирске, космодром Восточный в Амурской области, Кремль Нижнего Новгорода, Омскую крепость, мечети Татарстана, буддистские храмы Забайкалья. А также Уральские горы, Красноярскую ГЭС, Кругобайкальскую железную дорогу и многое другое.
Представим, что мы экскурсоводы, разрабатывающие маршрут по родному краю, родному городу. Отметьте на карте района, города те места, которые непременно надо включи ть в маршрут по вашей малой родине.
По результатам работы создаётся карта с общим названием «Моя малая родина: знаю, люблю, горжусь!»
Часть 3. Заключительная (до 5 минут).
Учитель.
При всём культурном и языковом объединяют духовно многообразии народы нашей страны нравственные ценности.
Среди этих ценностей каждому человек: то, что дорого каждому народу, каждой семье, человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.
Нас объединяет русский литературный язык и уважение к родным языкам народов России. И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас. Варианты 1) творческих заданий: О каком памятнике архитектуры вашего региона, достопримечательности вы хотели бы рассказать жителям других регионов нашей страны? Подберите фотографию (иллюстрацию) и 1-2 интересных факта.
2) Мы можем говорить на разных языках, но испытываем одинаковые чувства радости от встречи, сожаления от обиды … Как поздороваться на вашем родном языке? Как попросить прощения? Как выразить благодарность?
Составьте небольшой словарик этикетных слов для тех, кто хотел бы ближе познакомиться с культурой вашего народа.
3) Постарайтесь найти время и загляните на сайт перемена» ( https://community.bolshayaperemena.online ). проекта «Большая Какие направления вам показались интересным и? В чём бы вы хотели принять участие? Обсудите это с родителями, друзьями, одноклассниками.
Список использованной литературы:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
- https://razgovor.edsoo.ru/topic/24/grade/57/
- Из опыта работы классного руководителя в 5-9 классах Мира Иченская
Список интернет ресурсов использования на уроке
- https://learningapps.org/29570217
- https://youtu.be/SAWr-KZhD0E
- https://wordwall.net/resource/53880552
- https://razgovor.edsoo.ru/topic/24/grade/57/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы разные, но вместе мы - Россия"
Проект "Мы разные, но вместе мы - Россия" заканчивает курс изучения литературного краеведения в 5 классе...
Фестиваль"Мы разные,мы вместе!"
Демонстрация творческих способностей детей....
Открытый классный час на тему "Мы все такие разные, но вместе"
Этот материал можно использовать среди 5,6 классов...
Классный час "Мы разные. Мы вместе"
Данный классный час призван содействовать воспитанию толерантности у студентов в условиях многонациональной России; расширить и обобщить знания о понятии «толерантность»; познакомить с законодат...
Мой мастер- класс "Мы разные-мы вместе"
Мастер-класс по теме ""Мы разные-мы вместе"...
Творческий конкурс "Мы разные, мы вместе-2019"
Открытый областной творческий конкурс для обучающихся образовательных учреждений, реализующих АООП «Мы разные, мы вместе - 2019» Организатор конкурса: Митрофанова Валерия Александровн...
Классный час "Мы -разные, мы - вместе"
Я, ты, он, она – вместе дружная страна, в слове « мы» - сто тысяч «я»!- так оптимистично и жизнеутверждающе начиналась популярная в мое время песня. Далее в песне следует...