Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»
статья
Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной,
востребованной и хорошо оплачивалась? Безусловно, это решение непростое, ведь каждый из нас хочет быть счастливым. Но давайте
подумаем, когда человек чувствует себя счастливым?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»
Добрый день, коллеги. Тема моего выступления: «Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»»
Если человек не знает, к какой пристани
он держит путь, для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась? Безусловно, это решение непростое, ведь каждый из нас хочет быть счастливым. Но давайте подумаем, когда человек чувствует себя счастливым?
Конечно, мы счастливы, когда едем в отпуск, покупаем что-то, о чём давно мечтали, но такое счастье — мимолётно.
Анализируя факты, невольно задумываешься: в чем причина неудач и разочарований молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.
Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
В современном мире очень много профессий и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно.
Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
И ведь, действительно, счастлив тот, кто занимается любимым делом, когда его труд приносит пользу ему самому, его близким и даже всей стране — это и есть настоящее счастье.
Так кто может помочь ребёнку в профессиональном самоопределении?
Семья?
Службы труда и занятости?
Сверстники?
Дополнительное образование?
Или Школа?
Несомненно, начинать разговор о профориентации очень важно именно в школе — закладывать первое представление о мире профессий, формировать важные навыки, которые потом пригодятся ребенку. Решаются важнейшие вопросы: кем быть, какая профессия по душе, а также, где реализовать себя, какие возможности и запросы диктует время
с 1 сентября этого года во всех школах страны стартовал Профориентационный минимум в рамках проекта «Билет в будущее».
Это современный просветительский проект по ранней профориентации, который объединяет педагогов и школьников в решении важных жизненных вопросов.
Цель проекта – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.
Направления и форматы Профминимума* вы видите на экране
1. Урочная деятельность.
2. Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты».
3. Практико-ориентированный модуль.
4. Дополнительное образование.
5. Профессиональное обучение.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
7. Профильные предпрофессиональные классы.
Существует несколько уровней профминимуму. Наша школа выбрала базовый, это 40 часов. В проекте участвуют обучающиеся с 6 по 9 классы. Я являюсь педагогом-навигатором 8 класса.
Знакомство с материалами профминимума проходит на электронной платформе, которая представляет собой многофункциональную информационную систему, содержит отдельные личные кабинеты, образовательные материалы, онлайн-курсы.
Также на платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора.
В личном кабинете педагогов в этом году появился новый инструмент «Конструктора будущего». С помощью его ресурсов педагоги могут сформировать 45-минутный урок, используя уникальный материал платформы bvbinfo.ru: видео, графические элементы, интервью с профессионалами различных корпораций, тесты, игровые механики и квесты.
При этом «Конструктор будущего» сразу учитывает возрастные особенности каждого класса и предлагает различные методики для профессионального выбора. Так, например, педагог может наглядно показать ученикам пользу от школьных предметов для будущей карьеры или дать выпускникам 9 классов советы по выбору продолжения обучения после сдачи ОГЭ от специалистов разных отраслей.
Курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Цели и задачи курса «Россия — мои горизонты»
- популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны;
- формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики;
- знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране;
создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны.
Курс «Россия – мои горизонты включает:
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ и ЗАНЯТИЯ, которые
носят интерактивный характер и включают в себя:
- видеоролики с уникальным профориентационным контентом;
- обсуждения, дискуссии, игры, задания-практикумы;
- разбор важных тем профориентации в доступном формате и др.
- моделирующие онлайн-пробы
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКА
Онлайн-диагностика позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Диагностика осуществляется в онлайн-формате, что дает возможность провести ее как в образовательной организации, так и в домашних условиях.
В проекте запланировано 10 онлайн-диагностик: 2 обязательные «Мои прфсреды» в разделе «Понимаю» и «Мои таланты» в разделе «Осознаю», остальные дополнительные.
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА «Лаборатория будущего»
В рамках проекта предполагается посещение мультимедийных выставок – экспозиция на базе исторических парков «Россия – Моя история»
Задачи Выставки:
- знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с многообразием вариантов профессионального выбора;
- вовлечение, повышение мотивации к совершению профессионального выбора;
- помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться дальше.
Эта выставка действует осенью и весной. К сожалению, у нас не получилось в этом году, но мы планируем посетить весной.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Профессиональная проба является средством самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.
В рамках данного этапа школьники приняли участие в очных и онлайн профессиональных пробах.
Так девушки 8-9 классов посетили Михайловский педагогический колледж, где познакомились с профессией воспитатель.
Обучающиеся 7 класса попробовали себя в роли комбайнеров, а восьмиклассники – лесничего.
Ребята 7-8 классов посетили мастер-класс по изготовлению шоколада и попробовали себя в роли кондитера.
С 14 декабря был открыт раздел «Планирую», в котором содержится анализ полученных рекомендация и предлагает выбор профессиональной сферы и построение образовательно-профессиональной траектории.
В моем классе все ребята прошли 10 диагностик (чем больше обучающийся прошел диагностик, тем более полным и детализированным будет его личные рекомендации).
В этом разделе несколько вкладок:
Профиль обучения поможет понять, какой профильный класс подходит школьнику
Образовательная траектория поможет определиться, какой уровень образования и какие направления подходят школьнику.
Профессии – содержит перечень отраслей и профессий, рекомендованных ученику по результатам диагностик.
В Талантах узнают свои профессиональные зоны потенциала, которые рекомендуется развивать в будущем
В Способностях узнают описания своих эмоциональных, социальных и творческих компетенций
Таким образом «Билет в будущее» - это инновационный продукт, который основан на навыке свободного выбора: он не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ «Основы профессионального самоопределения обучающихся»
Программа занятий "Основы професионального самоопределения обучающихся"...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в рамках комплекса "Детский сад - школа - колледж". Методическая разработка спортивного мероприятия "Веселые старты"
Данная разработка может быть использована для организации спортивно-оздоровительной работы с воспитанниками детского сада и учащимися начальных классов Цель: популяризация здорового образа ...
Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...
формы работы организации ДО в рамках социально-профессионального самоопределения обучающихся
профессиональное самоопределение обучающихся...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
Результаты конкурсного отбора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации Федерального проекта «Билет в будущее»
В июле-августе 2019 года Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» инициировал проведение конкурсных отборов лучших практик, моделей, форматов профессиональной ориентации, а также ...