Воспитательная система класса
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Различные типы воспитательных систем (они выделяют четыре основных типа воспитательных систем в зависимости от доминирующей ориентации: рационально-познавательной, нравственно-культурной, социальной, индивидуально-личностной) детерминируют ведущие роли классного руководителя:
- "контролер", обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный
процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выясне-
ние отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирую-
щими учебно-воспитательный процесс);
- "проводник по стране знаний", создающий условия для развития познавательного
интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особен-
ностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных ме-
роприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразо-
вании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
- "нравственный наставник", содействующий соблюдению учащимися норм и пра-
вил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между
учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нрав-
ственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуаль-
ная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном
учреждении);
- "носитель культуры", помогающий освоить культурные ценности, на основе ко-
торых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, кол-
лективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о
культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
- "старший товарищ", помогающий включиться в различные виды деятельности,
берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, ор-
ганизация коллективной творческой деятельности);
- "социальный педагог", способствующий решению различных социальных
проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, за-
щита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
- "фасилитатор", оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопреде-
лении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная рабо-
та с учащимися).
В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в
соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики, как:
- тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
-методика М.И. Шиловой "Изучение воспитанности учащихся
- методика Б.П. Битинаса "Диагностика ценностных отношений школьника"
- тест А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"
- анкета "Я и моя школа"
- методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина
- методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С.
Немова
- методика Л.В. Байбородовой "Исследование мотивов участия школьников в сов-
местной деятельности"
- методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой "Диагностика лич-
ностного роста школьников
Использование классным руководителем в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик позволит более достоверно и точно оценивать результативность воспитательной работы в классе.
Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.
задачи:
1) совершенствовать работу творческого объединения бумажного моделирования, из-
брав его системообразующим фактором воспитательной системы;
2) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каж-
дого ребенка;
3) развивать познавательную активность учащихся;
4) способствовать формированию основ культуры общения и построения межлич-
ностных отношений;
5) осуществлять коррекцию поведения и развития учащихся.
6)научить детей конструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и
культуросообразно выражать свои чувства и мысли.
. Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы класса
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной систе-
мы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение трех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности;
- нравственный (ценностный) потенциал - восприятие и понимание учащимися таких
ценностей, как "семья", "школа", "учитель", "Родина", "природа", "дружба со сверст-
никами", "уважение к старшим", потребность выполнять правила для учащихся, уме-
ние различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия
и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, обществен-
ных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал - наблюдательность, активность и прилежание в учебном
труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал - овладение простейшими коммуникативными умения-
ми и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувство-
вать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность
первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал - эстетическая восприимчивость предметов и явлений в
окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, ин-
дивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал - соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремле-
ние стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Связи с внешкольными учреждениями
Расширение культурно-образовательного пространства, как свидетельствуют ре-
зультаты многочисленных исследований, позитивно влияет на процесс интеллектуального,духовно-нравственного и физического развития детей. В этой связи представляется педагогически целесообразным использовать воспитательный потенциал действующих в микрорайоне школы и других частях города учреждений дополнительного образования,культуры и спорта (Дом детского творчества, планетарий, центр образования "Подросток" стадион "Локомотив", кинотеатр "Смена", детская библиотека и др.). Например, регулярное посещение детской библиотеки № 7 позволяет ученикам более глубоко и детальноознакомиться с основными направлениями работы этого учреждения, научиться правильно вести себя в нем и пользоваться его услугами
С каждым годом воспитательное пространство класса расширяется. Это связано с тем,
что ежегодно увеличивается число памятных мест Пскова и Псковской области, где побы-
вали ученики 7 "Б" класса
II. Ценностное основание воспитательной системы
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном со-
обществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к
реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей,
52
индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопо-
знания, самостроительства и саморефлексии.
Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию образован-
ной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыраже-
нию.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
1) способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и
эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
2) внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей,
поддерживать и обеспечивать ее становление;
3) пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной
самооценки и чувства самоуважения.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллек-
тивное ценностное самоопределение посредством осознания и приятия таких ценностей,как:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных варианта проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);
- требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намечен
ных целей);
- любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир,познавай и самого себя);
- самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийтина помощь);
- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценива-
ется как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);
- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...