Классный час по теме: "Мы вместе - о волонтерах и волонтерском движении"
классный час (9 класс)

Валентина Сергеевна Сандукова

Классный час в рамках школьного этапа "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.4._klassnyy_chas_volontery_.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Волонтеры»

Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание.

Формирующиеся ценности: Милосердие, социальное служение, гуманизм.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Обоснование выбора темы: В России с каждым годом создаются новые волонтерские организации. Они разрабатывают множество интересных проектов и программ для нуждающихся. Кто такие волонтеры? Чем занимаются эти организации, и кто в них может работать?

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС СОО, способствует формированию у школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям, участвовать в полезной для общества деятельности. Проводится как внеурочное занятие, практическое применение находит во внеклассной деятельности, выходит за рамки школы в социум.

Цель мероприятия: дать представление о волонтерах и волонтерском движении, формировать позитивное отношение на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

 Дидактические:

  • способствовать актуализации представления обучающихся о волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;
  • создать условия для формирования представления о волонтерском движении.

 Воспитательные:

  • способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  • формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

 Развивающие:

  • содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения

Учебные задачи:

  • познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
  • рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
  • определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.

 Планируемые результаты: 

Предметные: сформулировать понятие волонтёр; научиться извлекать нужную информацию; проводить обобщение, делать выводы. 

Личностные: развивать навыки работы в сотрудничестве; развивать учебно-познавательный интерес; развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.

Метапредметные: научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Классный час проводится в форме тренинга. Это позволяет познакомить детей с новыми понятиями, историей волонтерского движения. Учащиеся включаются в различные виды деятельности, могут быть максимально активны, проявляют свои творческие способности.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: Используется ИКТ, дискуссия, решение практических задач, творческая, проектная ,игровая деятельность.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Компьютер, интерактивная доска, бумага, ватман, ручки, фломастеры, картинки для творческого задания, карточки с заданиями по группам, плакат «Словесный портрет волонтера».

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: использовать при проведении благотворительных акций.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

  • поиск и отбор нужной информации;
  • создание презентации;
  • создание видеоролика;
  • изготовление карточек с заданиями по группам
  • составление сценария проведения внеклассного мероприятия.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Приветствие.

Учитель Здравствуйте ребята, сегодня наш классный часа пройдёт в необычной форме, в форме тренинга. Перед вами перечень из 10 принципов поведения людей  одного большого российского сообщества. Как полагаете, о сообществе каких людей идёт речь?

Аргументируйте свой ответ.  Буквально, 2-3 предложения.

Добровольность, сознательность, безвозмездность, этичность, помощь и взаимовыручка, солидарность, личная ответственность за результат, дисциплина, культур речи, культура поведения

 (Слайд 1)

(Ответы детей)

Учитель: (Слайд 2)

Правильно. Речь идет о сообществе  волонтёров. Сегодня можно с уверенностью сказать, что их больше чем 21 млн всех возрастов - школьников, студентов, взрослых людей. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа. Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.

Поэтому наше занятие называется: «МЫ ВМЕСТЕ»

- включить видео с сайта «Разговоры о важном» - говорим о важном с финалистами премии «Мы вместе»

Второй этап

  1. Теоретическая часть

Цель: познакомить детей с деятельностью волонтеров в Бурятии , раскрыть понятие «волонтер»

(Слайд 4)

Учитель: 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внёсшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.

(Слайд 5)

 

В прошлом году мы с вами начали говорить о волонтерстве и волонтерском движении. Давайте вспомним, что означает это слово

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. Волонтером может стать любой желающий от 14 лет.

(Слайд 7)

Существуют различные волонтерские направления, такие как:

1.Экологическое волонтерство 

Волонтёрская деятельность в области сохранения природы, защиты флоры и фауны и решения экологических проблем, способствующая формированию экологической культуры.

Основные акции: сбор макулатуры, пластика, батареек; информационно-просветительские акции;

2.Волонтерство в сфере культуры

Волонтёрская деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодёжи.

Основные акции: литературный квест, встречи с интересными людьми, организация экскурсий.

3.Медицинское волонтерство

Волонтёрская деятельность в области помощи медицинского сопровождения массовых мероприятий, профориентации школьников, популяризации ЗОЖ и профилактики заболеваний.

Основные акции: организация встреч с почетным донором, проведение акций , направленных  на формирование здоровых привычек.

4.Сохранение исторической памяти (волонтёры-Победы).

Волонтёрская деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

Основные акции. «Георгиевская ленточка», встречи с ветеранами ВОВ и тд.

Социальное волонтерство.

 Волонтёрская деятельность, на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалидам, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям, а также деятельность, связанная с заботой о животных.

Учитель- В нашей республике  развивается и функционируют различные волонтерские движения

Региональный компонент

Волонтеры Бурятии

      По данным регионального министерства спорта и молодежной политики, в Бурятии насчитывается 94 тысячи волонтеров. История волонтерского движения в Бурятии включает не одно десятилетие, зародилось оно в 2000 –х годах.

  1. Возник большой ресурсный центр «Фирн». Они проводили различные экологические кампании, весной проводили целую добровольческую неделю. Она так и называлась «Весенняя неделя добра». К этому мероприятию подключалась абсолютно вся республика, школы в первую очередь, молодёжные, общественные, студенческие организации.
  2. Среди волонтёров есть и экологи, и поисковики. В 2018 году в рядах добровольцев появилось новое направление "Волонтеры Культуры".
  3. В 2019 году был открыт ресурсный добровольческий центр «ДоброДом».

Входит в состав организации «Ассоциация волонтерских центров»
Ресурсный центр добровольчества «ДоброДом» создан с целью популяризации волонтерской (добровольческой) деятельности среди жителей города Улан-Удэ и Республики Бурятия.
Центр ведет работу по обучению добровольцев, оказанию образовательных услуг организациям, а также занимается выстраиванием их эффективной работы по взаимодействию с органами власти, бизнесом и СМИ.

4.Существует премия «Звезда Дальнего Востока».  Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.

Волонтеры МОУ Таловская СОШ

На базе Таловской СОШ Прибайкальского района добровольческое движение зародилось еще в 2005 году. Волонтерская группа прошла обучение по программе «Равный обучает равного» в Республиканском центре профилактики и борьбы со СПИД». На протяжении семнадцати лет, волонтерская группа осуществляет добровольческую   деятельность по различным направлениям. На данный момент численный состав группы составляет: 27 учеников из 5-11 классов, и это не придел.

    На протяжении многих лет волонтеры школы сотрудничают с реабилитационным центром «Отрадный Сад», в котором воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Педагогами Таловской школы и воспитателями реабилитационного центра «Отрадный Сад» был разработан проект «Лаборатория Милосердия», который нацелен на создание возможностей для социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через общение, дружбу, совместную трудовую и творческую деятельность с волонтерами. Для детей с ограниченными возможностями здоровья взаимодействие с волонтёрами способствует формированию социального опыта и социальному развитию. В мероприятиях, проводимых добровольцами, дети примеряют на себя различные социальные роли, получают полезную информацию. Волонтеры в свою очередь реализуют потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку. Формируют в себе   такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание.

     Также волонтеры школы сотрудничают с Республиканским центром профилактики и борьбы со СПИД. Волонтерами школы был разработан проект «Равный обучает равного»

В рамках данного проекта специалисты и волонтеры «Центра СПИД» проводят обучающие тренинги, семинары, игры по станциям с нашими волонтерами.

Волонтеры школы являются активными участниками Республиканского Слета волонтеров, на тринадцатом слете волонтеров мы были удостоены Специальным призом – кубком «Красная лента».

Проект «Спасательный круг», данный проект в  школе новый, начал реализацию с 1 июня 2022 года, был разработан волонтёрами совместно с педагогами школы, школьной администрации и психологом и направлен на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, испытывающим проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками, детям, находящимся в социально опасном положении.

ПРЕМИЯ «Звезда Дальнего Востока»

Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.

  1. Практическая часть

Упражнение «Проблемные ситуации»

Цель: Проанализировать жизненные ситуации, в которых нужно проявлять милосердые поступки, выявить мотивы совершения добрых дел.

Учитель: Сейчас каждая группа будет обсуждать ситуацию, и предлагать  и высказывать свое мнение. Затем будем обсуждать вместе

Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем,  переходим к общему обсуждению).

Ситуация 1.

Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он
подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.

Ситуация 2.

Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!»

Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему?

Ситуация 3.

Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал».

Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю».

«Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева)

Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему?

  1. Создание эмблемы волонтерской деятельности в гимназии

Цель Создание эмблемы волонтерской деятельности в МОУ «Бурятская гимназия № 29»

Материалы: карандаши, фломастеры,  цветной картон, ножницы, картинки, клей

Учитель: Ребята, волонтерское движение может существовать и в нашей гимназии. Давайте придумае для него эмблему.


Третий этап - заключительный

Цель: подвести итог занятия. Определить ценности волонтерского движения в жизни каждого человека

Учитель. Ребята, сегодня вы узнали, кто такие волонтеры, какими они должны быть, познакомились   с волонтёрскими движением в Бурятии и в нашей школе.

Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными.  В заключение мы составим «Сердце волонтера» из разноцветных ладошек. У каждого из вас есть ладошка, на которой написан вопрос, сейчас по очереди подходим к доске, зачитываем вопрос, отвечаем и прикрепляем на доску

(Ребята отвечают на вопрос, и прикрепляет ладошку, составляя «Сердце волонтера»)

Вопросы

  1. Что нового вы узнали?
  2. Кого вы можете назвать волонтером?
  3. Кто может стать волонтером?
  4. Когда отмечается День волонтера в России?
  5. Какими качествами должен обладать волонтер?
  6. Чему вас научил классный час?
  7. Какие эмоции вы испытали на классном часу?
  8. Хотели бы вы стать волонтером?
  9. Нужны ли в обществе волонтерские движения? Почему?
  10. Ваши пожелания волонтерам

Учитель. Волонтером может быть каждый – независимо от образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Спасибо за внимание!!

Звучит песня «Гимн волонтеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летние каникулы волонтеров..." Опыт реализации волонтерского движения в 239 Лицее.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдель...

открытый классный час на тему "Мы вместе"

Создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива взвода (класса); развитие стремления дружить с окружающими, общаться в коллективе....

Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!"

Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!" Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! ...

Классный час о волонтерском движении

laquo;Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь!»Цели: - оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей; - развитие волонтёрского движения в школе...

Проект по организации волонтерского движения "Мы ВМЕСТЕ"

В рамках развития волонтерского движения в школе мы разрабатываем различные формы волонтерской практики. Одним, из которых, является  социальный проект «Мы вместе», реализуемый совмес...

Волонтеры, волонтерское движение

Добрая воля –добрые дела –добрая жизнь!...