Классный час по теме: "Мы вместе - о волонтерах и волонтерском движении"
классный час (9 класс)
Классный час в рамках школьного этапа "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.4._klassnyy_chas_volontery_.docx | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Волонтеры»
Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание.
Формирующиеся ценности: Милосердие, социальное служение, гуманизм.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Обоснование выбора темы: В России с каждым годом создаются новые волонтерские организации. Они разрабатывают множество интересных проектов и программ для нуждающихся. Кто такие волонтеры? Чем занимаются эти организации, и кто в них может работать?
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС СОО, способствует формированию у школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям, участвовать в полезной для общества деятельности. Проводится как внеурочное занятие, практическое применение находит во внеклассной деятельности, выходит за рамки школы в социум.
Цель мероприятия: дать представление о волонтерах и волонтерском движении, формировать позитивное отношение на добровольческую деятельность.
Задачи:
Образовательные задачи:
Дидактические:
- способствовать актуализации представления обучающихся о волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;
- создать условия для формирования представления о волонтерском движении.
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
- формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
Развивающие:
- содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения
Учебные задачи:
- познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
- рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
- определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: сформулировать понятие волонтёр; научиться извлекать нужную информацию; проводить обобщение, делать выводы.
Личностные: развивать навыки работы в сотрудничестве; развивать учебно-познавательный интерес; развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.
Метапредметные: научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Классный час проводится в форме тренинга. Это позволяет познакомить детей с новыми понятиями, историей волонтерского движения. Учащиеся включаются в различные виды деятельности, могут быть максимально активны, проявляют свои творческие способности.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: Используется ИКТ, дискуссия, решение практических задач, творческая, проектная ,игровая деятельность.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Компьютер, интерактивная доска, бумага, ватман, ручки, фломастеры, картинки для творческого задания, карточки с заданиями по группам, плакат «Словесный портрет волонтера».
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: использовать при проведении благотворительных акций.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
- поиск и отбор нужной информации;
- создание презентации;
- создание видеоролика;
- изготовление карточек с заданиями по группам
- составление сценария проведения внеклассного мероприятия.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Приветствие.
Учитель Здравствуйте ребята, сегодня наш классный часа пройдёт в необычной форме, в форме тренинга. Перед вами перечень из 10 принципов поведения людей одного большого российского сообщества. Как полагаете, о сообществе каких людей идёт речь?
Аргументируйте свой ответ. Буквально, 2-3 предложения.
Добровольность, сознательность, безвозмездность, этичность, помощь и взаимовыручка, солидарность, личная ответственность за результат, дисциплина, культур речи, культура поведения
(Слайд 1)
(Ответы детей)
Учитель: (Слайд 2)
Правильно. Речь идет о сообществе волонтёров. Сегодня можно с уверенностью сказать, что их больше чем 21 млн всех возрастов - школьников, студентов, взрослых людей. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа. Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.
Поэтому наше занятие называется: «МЫ ВМЕСТЕ»
- включить видео с сайта «Разговоры о важном» - говорим о важном с финалистами премии «Мы вместе»
Второй этап
- Теоретическая часть
Цель: познакомить детей с деятельностью волонтеров в Бурятии , раскрыть понятие «волонтер»
(Слайд 4)
Учитель: 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внёсшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.
(Слайд 5)
В прошлом году мы с вами начали говорить о волонтерстве и волонтерском движении. Давайте вспомним, что означает это слово
В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. Волонтером может стать любой желающий от 14 лет.
(Слайд 7)
Существуют различные волонтерские направления, такие как:
1.Экологическое волонтерство
Волонтёрская деятельность в области сохранения природы, защиты флоры и фауны и решения экологических проблем, способствующая формированию экологической культуры.
Основные акции: сбор макулатуры, пластика, батареек; информационно-просветительские акции;
2.Волонтерство в сфере культуры
Волонтёрская деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодёжи.
Основные акции: литературный квест, встречи с интересными людьми, организация экскурсий.
3.Медицинское волонтерство
Волонтёрская деятельность в области помощи медицинского сопровождения массовых мероприятий, профориентации школьников, популяризации ЗОЖ и профилактики заболеваний.
Основные акции: организация встреч с почетным донором, проведение акций , направленных на формирование здоровых привычек.
4.Сохранение исторической памяти (волонтёры-Победы).
Волонтёрская деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.
Основные акции. «Георгиевская ленточка», встречи с ветеранами ВОВ и тд.
Социальное волонтерство.
Волонтёрская деятельность, на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалидам, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям, а также деятельность, связанная с заботой о животных.
Учитель- В нашей республике развивается и функционируют различные волонтерские движения
Региональный компонент
Волонтеры Бурятии
По данным регионального министерства спорта и молодежной политики, в Бурятии насчитывается 94 тысячи волонтеров. История волонтерского движения в Бурятии включает не одно десятилетие, зародилось оно в 2000 –х годах.
- Возник большой ресурсный центр «Фирн». Они проводили различные экологические кампании, весной проводили целую добровольческую неделю. Она так и называлась «Весенняя неделя добра». К этому мероприятию подключалась абсолютно вся республика, школы в первую очередь, молодёжные, общественные, студенческие организации.
- Среди волонтёров есть и экологи, и поисковики. В 2018 году в рядах добровольцев появилось новое направление "Волонтеры Культуры".
- В 2019 году был открыт ресурсный добровольческий центр «ДоброДом».
Входит в состав организации «Ассоциация волонтерских центров»
Ресурсный центр добровольчества «ДоброДом» создан с целью популяризации волонтерской (добровольческой) деятельности среди жителей города Улан-Удэ и Республики Бурятия.
Центр ведет работу по обучению добровольцев, оказанию образовательных услуг организациям, а также занимается выстраиванием их эффективной работы по взаимодействию с органами власти, бизнесом и СМИ.
4.Существует премия «Звезда Дальнего Востока». Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.
Волонтеры МОУ Таловская СОШ
На базе Таловской СОШ Прибайкальского района добровольческое движение зародилось еще в 2005 году. Волонтерская группа прошла обучение по программе «Равный обучает равного» в Республиканском центре профилактики и борьбы со СПИД». На протяжении семнадцати лет, волонтерская группа осуществляет добровольческую деятельность по различным направлениям. На данный момент численный состав группы составляет: 27 учеников из 5-11 классов, и это не придел.
На протяжении многих лет волонтеры школы сотрудничают с реабилитационным центром «Отрадный Сад», в котором воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Педагогами Таловской школы и воспитателями реабилитационного центра «Отрадный Сад» был разработан проект «Лаборатория Милосердия», который нацелен на создание возможностей для социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через общение, дружбу, совместную трудовую и творческую деятельность с волонтерами. Для детей с ограниченными возможностями здоровья взаимодействие с волонтёрами способствует формированию социального опыта и социальному развитию. В мероприятиях, проводимых добровольцами, дети примеряют на себя различные социальные роли, получают полезную информацию. Волонтеры в свою очередь реализуют потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку. Формируют в себе такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание.
Также волонтеры школы сотрудничают с Республиканским центром профилактики и борьбы со СПИД. Волонтерами школы был разработан проект «Равный обучает равного»
В рамках данного проекта специалисты и волонтеры «Центра СПИД» проводят обучающие тренинги, семинары, игры по станциям с нашими волонтерами.
Волонтеры школы являются активными участниками Республиканского Слета волонтеров, на тринадцатом слете волонтеров мы были удостоены Специальным призом – кубком «Красная лента».
Проект «Спасательный круг», данный проект в школе новый, начал реализацию с 1 июня 2022 года, был разработан волонтёрами совместно с педагогами школы, школьной администрации и психологом и направлен на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, испытывающим проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками, детям, находящимся в социально опасном положении.
ПРЕМИЯ «Звезда Дальнего Востока»
Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.
- Практическая часть
Упражнение «Проблемные ситуации»
Цель: Проанализировать жизненные ситуации, в которых нужно проявлять милосердые поступки, выявить мотивы совершения добрых дел.
Учитель: Сейчас каждая группа будет обсуждать ситуацию, и предлагать и высказывать свое мнение. Затем будем обсуждать вместе
Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем, переходим к общему обсуждению).
Ситуация 1. Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он |
Ситуация 2. Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!» Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему? |
Ситуация 3. Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал». Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю». «Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева) Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему? |
- Создание эмблемы волонтерской деятельности в гимназии
Цель Создание эмблемы волонтерской деятельности в МОУ «Бурятская гимназия № 29»
Материалы: карандаши, фломастеры, цветной картон, ножницы, картинки, клей
Учитель: Ребята, волонтерское движение может существовать и в нашей гимназии. Давайте придумае для него эмблему.
Третий этап - заключительный
Цель: подвести итог занятия. Определить ценности волонтерского движения в жизни каждого человека
Учитель. Ребята, сегодня вы узнали, кто такие волонтеры, какими они должны быть, познакомились с волонтёрскими движением в Бурятии и в нашей школе.
Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными. В заключение мы составим «Сердце волонтера» из разноцветных ладошек. У каждого из вас есть ладошка, на которой написан вопрос, сейчас по очереди подходим к доске, зачитываем вопрос, отвечаем и прикрепляем на доску
(Ребята отвечают на вопрос, и прикрепляет ладошку, составляя «Сердце волонтера»)
Вопросы
- Что нового вы узнали?
- Кого вы можете назвать волонтером?
- Кто может стать волонтером?
- Когда отмечается День волонтера в России?
- Какими качествами должен обладать волонтер?
- Чему вас научил классный час?
- Какие эмоции вы испытали на классном часу?
- Хотели бы вы стать волонтером?
- Нужны ли в обществе волонтерские движения? Почему?
- Ваши пожелания волонтерам
Учитель. Волонтером может быть каждый – независимо от образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Спасибо за внимание!!
Звучит песня «Гимн волонтеров»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Летние каникулы волонтеров..." Опыт реализации волонтерского движения в 239 Лицее.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдель...
открытый классный час на тему "Мы вместе"
Создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива взвода (класса); развитие стремления дружить с окружающими, общаться в коллективе....
Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!"
Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!" Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! ...
Классный час о волонтерском движении
laquo;Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь!»Цели: - оказание позитивного влияния на учащихся при выборе ими жизненных ценностей; - развитие волонтёрского движения в школе...
Волонтерское движение "ЮнЭКО" Волонтеры - рекам и озёрам!
Волонтерское движение "ЮнЭКО"...
Проект по организации волонтерского движения "Мы ВМЕСТЕ"
В рамках развития волонтерского движения в школе мы разрабатываем различные формы волонтерской практики. Одним, из которых, является социальный проект «Мы вместе», реализуемый совмес...
Волонтеры, волонтерское движение
Добрая воля –добрые дела –добрая жизнь!...