Классный час "Гражданин"
классный час (10 класс)

Пахомова Ольга Васильевна

Классный час посвящен патриотическому воспитанию подростков. Помогает ответить на вопрос "Кто такой гражданин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_grazhdanin.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Сценка.

На сцене ширма с надписью «ПАСПОРТНЫЙ СТОЛ»

Паспортистка (П): (снимает висящую табличку с надписью ОБЕД): Граждане, прошу пройдите получать документы.

Входят трое.

П:

-Распишитесь, ваш паспорт гражданка Иванова. (получает, уходит).

- Следующий, гражданин Васильев, распишитесь, получите, поздравляю! (получает, уходит).

- А вы к нам зачастили, гражданин Петров, никак женились? (забирает, уходит).

П. окликает его:

-Гражданин Петров, а подпись то кто ставить будет? Уж вы- то не первый раз, знать должны…

(Голос за кадром)

В наше время очень редко можно услышать такое обращение «гражданин», но от этого это слово не потеряло свою значимость.

СЛАЙД № 2 (паспорт)

Если вы откроете свой паспорт на последней странице, то увидите текст, в котором 9 раз встречается слово «гражданин».

Так кто же такой «гражданин»?

ВКЛЮЧАЕТСЯ ВИДЕО (с ответами учеников). СЛАЙД № 3

Выходит Учитель 1.

У: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. 

Сегодня мы поговорим с вами о том, кто такой гражданин.

Заглянув в словарь Ожегова мы прочтем (СЛАЙД №4), что гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

СЛАЙД № 5 (ГРАЖДАНИН)

В других словарях мы встретим похожие определения этого слова.

По словам президента Российской Федерации В. В. Путина, «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме».

Бесспорно, каждый гражданин должен любить свою Родину. Но как же пробудить в людях  чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно изначально есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

«Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.

ВИДЕО № 2 СЛАЙД № 6

После видео выходит Учитель 2.

- Все мы граждане великой страны. А как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам по сказанному мною определению,  назвать  качества гражданина.

Любовь ко всем людям, человечность. (Гуманизм) 

 Если люди тебя уважают, 
Часто просят дать им совет. 
И тебя очень многие знают 
Значит, завоевал ты… (Авторитет) 

 Это качество ассоциируется, прежде всего, с мамой, которая оберегает вас всю жизнь. (Заботливость) 

 Почтительное отношение, основанное на признании человеческих достоинств. (Уважение) 

 Качество, характеризующее человека на которого всегда можно положиться. (Надежность) 

 Какое чувство испытывает человек к другому человеку за оказанную помощь, поддержку. (Благодарность) 

 Подбери те синоним к слову правдивость. ( Честность) 

 Человек, обладающий яркой индивидуальностью. (Личность) 

Очень скоро нам предстоит оформлять кабинет к Новому году и когда мы, классные руководители, обратимся к вам с этой просьбой, у вас есть, как минимум три варианта ответа: 
А) Вы бы отложили все дела и занялись оформлением кабинета. 
Б) Оформили бы кабинет, тогда когда вам будет это удобно.

В) Попросили бы оформить кабинет другие классы. 
Если вы выберете ответ А, то про  какое качество гражданина идет речь? (Ответственность).

А теперь мы предлагаем немного поиграть. Вспомнить и составить пословицы про Родину, найти начало пословицы и ее вторую часть. (Пока звучит музыка, дети составляют пословицы).

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Чужбина — калина, родина — малина.

Родной край – сердцу рай.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Если народ един, он непобедим.

Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт.

УЧЕНИКИ СОСТАВЛЯЮТ ПОСЛОВИЦЫ И ОЗВУЧИВАЮТ ИХ.

Учитель 1.

Все мы граждане России, мы родились в этой стране.

Какие ассоциации у вас с этим словом?

На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию Ученики: (СЛАЙД № 7)

Р – родина
О – особенная,одна,огромная
С – славная,сильная
С – смелая,свободная
И – искусная, историческая ,идеальная
Я – ясная,яркая,я.

Учитель 2.

Понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются Конституцией РФ.

С нравственной точки зрения  для россиянина понятие «гражданственность» тесно связано с понятиями: «патриотизм», «любовь к Родине», «ответственность», «неравнодушное отношение к судьбе Отчизны».

Истинный гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин должен предпринимать определенные действия и осознавать, что если он будет бездействовать, то в его стране ничего не изменится!

ВИДЕО № 3 СЛАЙД 8

Вы, может, хотите задать вопрос: А что можем сделать мы? Ведь мы еще только школьники. Оказывается много! Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, так как каждый должен понимать, что «Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».

Подумайте и приведите примеры, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина? (на доске в три колонки желающие выходят и пишут свои варианты):

ЗНАТЬ:                   УВАЖАТЬ:                  КАКИМ БЫТЬ:

(Знать законы, права и обязанности, историю своей страны.

Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки.

Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным).

Учитель 1 должен сделать акцент на колонке «ЗНАТЬ». Напишут или нет слово ГИМН.

- Самый минимум, который может сделать каждый из вас, это выучить и знать ГИМН своей страны. Наши ученицы провели в школе опрос, о результатах которого сейчас нам расскажут.

ВЫХОДЯТ 2 ученицы (ка):

Мы провели анкетирование учеников нашей школы по вопросу «Знают ли они гимн России?»

(обращают внимание на диаграмму СЛАЙД №  9)

«ДА»- ….%, «НЕТ»-……%

Затем, тех, кто ответил «Да», мы попросили в 2 куплетах гимна проставить пропущенные слова. В результате, получили реальную картину:

СЛАЙД № 10

Учитель:

ГИМН – это один из символов нашего государства и знать его должен каждый гражданин. Надеюсь, в этом зале сегодня присутствуют патриоты и ответственные граждане, которые хорошо знают гимн, предлагаю всем вместе спеть два куплета из анкеты.

(СЛАЙД №11, 12) + музыка минусовка гимна РФ.

Учитель 1: Хочется продолжить слова А. Некрасова: « А что такое гражданин? Отечества достойный сын».

Учитель 2: И хочется пожелать вам всем быть  честными, отзывчивыми, неравнодушными, достойными гражданами нашей великой страны.

СЛАЙД № 13

Родина моя,

Что будет и что было, -

Все пополам

С тобою разделю

Вовсе не за тем,

Чтоб ты меня любила,

Просто потому,

Что я тебя люблю.

Михаил Танич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...