Активные методы обучения
план-конспект занятия (5 класс)

Тимиркаева Вероника Ивановна

Представляю игры для АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo_dlya_uchenikov.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  “Билет на самолет”.

Инициация

За 2-3 мин. до начала урока: проведение АМ “Билет на самолет”. 

 Цель: сформировать 5 групп по 5-6 человек.   

Необходимые материалы: карточки шести цветов. 

 Предварительная подготовка: без подготовки.           

Технология проведения: карточки шести цветов находятся в «Кассе». Их выдает по требованию один из учащихся (любой пожелавший «поработать» кассиром). Он выдает билет того цвета, который просит учащийся. Группа формируется по цвету билета и усаживается за стол, где стоит муляж самолета определенного цвета.

Учитель объясняет, что учащиеся, заходя в класс, должны приобрести в кассе билет любого из шести цветов, который им понравился. Цвет обозначает настроение, с которым они пришли на урок. Таким образом формируются группы для работы на уроке.

 “Туристы” (1-2 минуты)                                                                   

 Цель: каждая команда должна придумать девиз, имеющий отношение к сегодняшнему путешествию на самолете в Древнюю Грецию.                                       

Необходимые материалы: листочки для написания девиза.                                                

 Предварительная подготовка: подготовить листочки и бейджи, куда они его потом должны вставить.                                                                                                                              

 Технология проведения: Группы рассаживаются по периметру класса так, чтобы не мешать друг другу в работе и совещаются о девизе команды. После чего, взявшись за руки, прочитать свой девиз.                                                                                                         

 Примечание: данный метод сближает участников группы, ведёт к сотрудничеству и взаимной деятельности.                                                                                                            

 Варианты проведения: можно представить девиз по желанию группы по-разному (пропеть слова песни, скандировать девиз и т.д.)

Учитель объяснят, что каждой группе необходимо придумать девиз, который имеет отношение к путешествию ( в Грецию – можно не конкретизировать).

 Вхождение или погружение в тему. Формирование ожиданий.

 «Самолет» (1-2 минуты)

Цель: выяснение ожиданий учащихся от путешествия в Древнюю Грецию и опасений от несбывшихся надежд.                                                                           

Необходимые материалы: распечатка дневника путешественника каждому.           

Предварительная подготовка: без предварительной  подготовки.                         

Технология проведения : учитель «поднимает» самолет и направляет его в сторону Древней Греции через расстояние и время. Самолет здесь выступает как «машина времени». Дети в полете должны определить:                                               

  - чего они ждут от путешествия по Древней Греции, а именно – Афинам;                         

- эмоциональной положительной зарядки от соприкосновения с культурой, традициями жителей Древней Греции.                                             Опасаются:                                                                                                                                        - что путешествие в Афины окажется неинформационным, скучным.                              

 Примечание: данный метод развивает у отдельных учащихся умение выступать, высказывать личную точку зрения и использовать накопленный багаж знаний перед аудиторией.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы успеем за время урока  очно совершить путешествие в город богини Афины и вернуться обратно. Какую бы цель вы поставили перед собой перед нашим путешествием? Чего вы ждете от него? Может быть, опасаетесь чего-то не получить от нашего путешествии?

Продумайте в группе, и один из вас должен озвучить ваши общие ожидания и опасения.                                                                              

- А  теперь сравните, как это путешествие задумала я. (Учитель надевает пилотку стюардессы, сейчас он ГИД)

 - Мы на аэровокзале. Садимся в мягкие кресла Серебристого лайнера. Пристегните ремни. Заработали турбины, самолет побежал по взлетной полосе. Еще мгновенье, и мы взлетели. Посмотрите в иллюминаторы – вот она, Греция. Но – современная Греция, хранящая следы своей былой славы. 

Полет окончен. Я приветствую вас на священной земле древних эллинов, могучих атлантов, титанов мысли.

Сейчас я не учитель, я гид, а вы экскурсанты. У нас  учебная экскурсия, а поэтому вы будете вести: «Дневник  экскурсанта»  - распечатка: записи нужно вести кратко, в одно слово или словосочетание. На столе ещё лежат оценочные карточки урока. Вы сами должны будете поставить себе в конце путешествия оценку,  в зависимости от того, как усвоили материал, обсудив ее всей группой.

 В конце путешествия я попрошу вас «озвучить» дневник. Посмотрите на план нашей экскурсии. ( Каждому раздается буклет).

Фаза 2 «Работа над темой»                 

 а) Проработка содержания темы:                                                        

 “Сказитель” (2-3 минуты)

Цель: познакомить учащихся с мифом о происхождении Афины, касающейся  истории этого исторического города.                                                                                                                     Предварительная подготовка: заранее один их учащихся готовит сообщение.                    

Технология проведения: ученик выходит к доске и рассказывает информацию, его выступление иллюстрируется презентацией. Остальные учащиеся должны в ходе выступления подготовиться для ответа на проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике).                                                                                                                                         

Примечание: данный метод развивает у отдельных учащихся умение выступать перед большой аудиторией.                                                                                          

Варианты проведения: сообщения можно готовить как индивидуально, так и в

группах. Сообщение можно не иллюстрировать презентацией.

Учитель:

 - С чего обычно начинается знакомство с любым городом, краем?                                         

– с историей  его названия.? 

- Кто из вас, ребята, знает, почему этот город назван Афины?

Миф о рождении Афины.

Рождение этой богини было необычным – она родилась из головы верховного бога Олимпа Зевса. У него разболелась голова, и Гефест, бог-кузнец, по его просьбе разрубил ему голову. Едва он нанес удар, как из отверстия вылетела блистающая доспехами статная богиня, которую Зевс любил больше всех своих детей – это была богиня-воительница, суровая, но мудрая. Она стала воплощением мысли Зевса. Ей он доверял защищать героев, покровительствовать городам, заботиться о мудрых законах, ремеслах и науках. Ее по - разному называли:

Арганэ – Работница,                                            Полиада – Покровительница,

Промахос – Воительница,                                   Палада – Дева.

Учитель даёт данное задание заранее (за 1-2 урока до данной темы), при этом консультирует учащегося, помогает ему составить  план выступления, контролирует составление слайдов презентации.

Во время выступления на уроке настраивает остальных учащихся для усвоения нового материала,  можно перед выступлением оратора задать проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике).             

-  Из всех греческих городов Афина больше всего любили тот, что был назван в ее честь. 

– Что олицетворяла Афина? Воплощением чего являлась?

    - Защитницей кого являлась Афина? Из всех греческих городов Афина больше всего любили тот, что был назван в ее честь.

 Проработка содержания темы,   часть 2:                                                       

“ Муравейник” (10-15 минут)

Цель: получение новой информации, осмысление содержания, распределение обязанностей в группе: поиск информации, оформление информации для “Находок археолога”, сравнение полученных данных, представление работы группы (т.е каждый член группы имеет свой объём работы, в зависимости от способностей).

Предварительная подготовка: не нужна

Технология проведения: все участники групп работают по материалам учебника А.А. Вигасин, Г.И. Годер “История Древнего мира”, параграф  22, 23

Задания для первой группы:                    

а) рассказать о районе гончарных мастерских - КЕРАМИК.

Примечание: данный метод помогает учащимся самостоятельно находит и усваивать новую информацию, работать в команде, распределять обязанности.                         

 Варианты проведения: для получения информации можно привлекать дополнительную литературу, интернет, электронные учебники.

Задания для второй группы.   

б) АГОРА - сердце АФИН.

Предварительная подготовка: 3 учащихся  выступают в роли купцов (используют хламиду для одежды) на площадь и имитируют  продажу  товаров, привлекая к себе внимание

Учитель раздает группам задания, если есть вопросы – поясняет.  Каждая группа работает по полученной теме, и готовиться отвечать на поставленные вопросы.                     Отдельный ученик или сам учитель следит за временем.

Проверка задания первой группы.                    

а) рассказ о районе гончарных мастерских - КЕРАМИК.

?

 – Почему район керамик был вынесен за пределы города?Почему он имел неприглядный вид?                                                                                                                               Возможный вариант ответа – копоть, грязь, дым? (Ведь и в любом крупном городе заводы и фабрики вынесены  за пределы города)

? – Может быть, кто из вас знает, что обозначает слово КЕРАМИК(а)? 

Работа с классом. Словарная работа:

От древнегреческого «керамос» - глина; отсюда керамика – изделие из обожженной глины.

Гид подводит итоги:

 - Раз Афина являлась защитницей ремесленников, мы переносимся в район, где они жили. Афины росли, а на акрополе уже не хватало места для всех жителей. Стали селиться у подножия акрополя. Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, кожевники, каменщики, башмачники, ткачи.  Особенно много было гончаров, они селились северо-западнее от акрополя, в район Керамик.

 -  В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских, где делали из глины всевозможные изделия.  Давайте посмотрим их образцы. 

 Обсуждение выставки гончарных изделий (подготовлена до урока)

 - Теперь, дорогие друзья, мы заглянем в одну из гончарных мастерских.  Вашему вниманию представлено продукция ремесленника:

Закрепление (рефлексия)

Д\З:  Перед вами лежат заготовленные эскизы керамических изделий. Дома вы раскрасьте  полученный эскиз в любой технике ( Эскизы раздаются учащимся)

- Ребята, мы же с вами в ремесленной мастерской. Посмотрите на изделия умелых гончаров.  Что мы сможем с ними сделать? 

 - Подарить, купить, продать? Где всё это происходило?

Работа с классом. Словарная работа:

АГОРА

ПОРТИКИ

 - Вот таким местом в Афинах была Агора   

Агора находилась между керамиком и акрополем – это рыночная  площадь, ее называют главной площадью Афин или ее сердцем.Здесь  всегда было шумно и многолюдно, так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения, петушиные бои, выступление заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Очень шумно, масса приезжих со всех  концов Аттики и других областей Греции. Сотни людей заняты покупкой  и продажей.

Продавцы рекламируют каждый  свой товар (Выход торговцев. Реклама)

- Подходите, поглядите,

   И себе приобретите.

   Лучшее изделие

   У ремесленника Румелия.

 - Кому пифос для зерна и амфору для вина?                                                        

Гидрия для масла, чтоб жарилось прекрасно.

 - Покупайте, не стесняйтесь, заходите. Не толкайтесь!

  - Любуйтесь – вот так кратер сделал вам на радость Градий .

Разминка / релаксация

 «Сиртаки» (2-3 минуты).

Цель: Снять напряженность в ходе экскурсии, привлечь к здоровому образу жизни.

Предварительная подготовка: продавцы заранее заучивают движения танца.

Технология проведения: все участники групп становятся вместе в круг и повторяют  танцевальные движения  греческого танца под музыку.

Учитель:  «Сиртаки» - национальный греческий танец, исполняемый на праздниках, но мы сегодня тоже на празднике, посвященном Афине. Присоединяйтесь к танцу, друзья. (Учитель показывает «ремесленникам» элементы «Сиртаки», музыка звучит громче, дети исполняют танец).

 -  Вам понравилось участвовать в народном танце? Почувствовали ли вы  себя участниками  греческой культуры ? Молодцы.

Продолжение АМО “Муравейник”

Задания для третьей группы: рассказать, как проходят выборы в Афинах, в Спарте.

 - Давайте определим, чья торговля вам больше всего понравилась?

Цель: воспроизвести одну из форм голосования.

Предварительная подготовка: готовят белые или черные камешки.                                      

Технология проведения: каждая группа по выбору демонстрируют одну из форм голосования  в Древней Греции

Задания для четвертой группы: 

На вершине АКРОПОЛЯ.                                   

 Рассказать о расположении зданий на вершине Акрополя, используя словарную работу

Словарная работа:

Парфенон – главный храм Афины.                                                

 Эрехтейон – храм, около которого произошел спор между Афиной и Посейдоном. ( слайд 19 - 23)

Учитель: В другой части агоры  красовались великолепные храмы, портики, гимназии и другие здания общественного значения, в  которых почти ежедневно собирался совет пятисот - орган управления Афинами. Он избирался по жребию,  следил за тем, как пополняется казна, как строят корабли, дороги, храмы, водопроводы. Дежурные члены совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно.  Вам тоже представилась  возможность поучаствовать в выборах.

Афины - используют белые  или черные камешки.                                          

  Спарта - «детское голосование», шумовой эффект.  Греки гордились своим городом и старались активно участвовать в строительстве памятников, храмов. Своей богине – покровительнице они построили самые великолепные храмы и проводили в честь нее самые пышные празднества на АКРОПОЛЕ.

   Выступление группы №4 

Приблизительный текст выступления группы:

 - Акрополь- крепость в древних Афинах, построенная в 4 веке до нашей эры

Отовсюду в Афинах был виден Акрополь- холм с крутыми и обрывистыми склонами.

Моряки подплывая к Пирею,  могли заметить, как блестят на солнце ее позолоченные шлем и наконечник копья. Лишь одна дорога вела на Акрополь.

Посмотрите, ребята, на это величественное здание – Парфенон.

Самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, вызывал всеобщее восхищение. На одном фронтоне (треугольное пространство между скатами крыши и карнизом) заполняли статуи.  (Спор Посейдона с Афиной, Рождение Афины из головы Зевса).

Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота, лицо, шея, руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спорили между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колон стояли КАРИАТИДЫ  - каменные фигуры юных девушек.

                  

                       

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

а) Подведение итогов 

АМО “Дневник путешественника” (5-6 минут)

Цель:  подвести итог урока, обобщив полученные знания, представить результаты работы в группе.

Предварительная подготовка:  не требуется.

Технология проведения: Один из членов группы выходит к доске и зачитывает записи дневника - отвечает на вопросы по теме группы, по которой данная группа работала в фазе «Проработка содержания фазы».

Примечание: данный метод помогает систематизировать полученные знания.

Варианты проведения: итоги работы можно оформлять графически на доске или кластере.

Учитель:  Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия. Возвращаться с вами мы будем на автобусе, чтобы внимательно разглядеть красоту города Афины и природу Древней Греции. Попрошу вас занять свои места в лайнере – мы возвращаемся. (Слайд 24)

Чтобы время в поездке прошло с пользой, вы опишите свои впечатления от экскурсии. (Дается время для записей в «Дневнике путешественника» собственных впечатлений об уровне развития демократии и Афинах, о расцвете эллинской культуры в 5-6 вв. до н.э., о впечатлении о традициях и обычаях Древней Греции, приблизительно 5 минут)

 - А теперь озвучьте, пожалуйста, свои записи.

а) Подведение итогов  АМО “Светофор, ” рефлексия            (1 минута)                           

Цель:  оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе.                                                                                                      

 Предварительная подготовка:  подготовить кружочки из цветной бумаги, стикеры, ватман.                                                                                                       

Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеивают на плакат с изображение светофора. Затем идёт обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.                                                                                                                                             

 Примечание: этот метод поможет осуществить полноценный анализ и оценку урока, деятельности каждого участника образовательного процесса.                                                   

Варианты проведения: может быть использована интерактивная доска со вставленной картиной светофора.

Проведение метода.

Учитель: Урок, даже если это путешествие, предполагает оценку работы учащегося. Мы едем в автобусе, на перекрёстках стоят светофоры. Их задача – регулирование движения на дороге. Сейчас как раз такой момент, когда мы с вами должны оценить свою работу. Для этого нужно остановиться (как перед светофором), оглянуться на пройденный путь и сделать вывод. Какой?

Каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеиваются на плакат с изображение светофора.

Дается время для работы. Учащиеся наклеивают стикеры разных цветов в светофор.

Рефлексия:                                                                                                                     

  – Что нового мы сегодня узнали?                                                                                  

 - Понравился ли вам урок?

 - Достигли ли вы своих ожиданий?

 - Исполнились ли ваши опасения? Можно ли их теперь снять?

б) Домашнее задание

 АМО «Ремесленник» (1    минута)                                                                                            

  Цель:  представить работу по чернолаковой и краснолаковой технике.                          

  Предварительная подготовка: заранее рассмотреть технологии изготовления краснофигурных и чернофигурных керамических изделий.                            

 Технология проведения: учитель предлагает учащимся дома  расписать керамическое изделие   по выбору любой из предложенных технологий.                                                           

 Примечание: данный метод помогает сопоставлять и сравнивать информацию, полученную учащимися на уроке и в жизни, а также применять на практике.      

Варианты проведения:  изготовление и роспись изделия может быть представлена как групповая работа, также и индивидуальная.

Учитель: Домашнее задание было  дано в фазе «Проработка содержания темы». Советую дополнительно к ДЗ прочесть книгу Мэри Берд «Парфенон». 

Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:                     урок составлен  в соответствии с процессом модерации, с использованием АМО на каждом этапе урока, это помогает сформулировать ключевые компетенции. На каждом из этапов происходит интеракция участников группового процесса, при важным становится нацеливание учащихся на формирование коммуникативных действий (умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, разрешение конфликтов, сотрудничество в поиске и сборе информации). Учебный процесс достаточно прозрачен, так как учитель информирует учащихся о каждом этапе уроке, даёт чёткие указания и пояснения по ходу работы, наглядно подводятся итоги каждого этапа модерации, и каждого АМО. Все стадии групповой динамики соблюдаются от определения состава команды, распределения обязанностей учащихся,  определение целей работы, подведение итогов работы группы, каждого учащегося. Мотивация каждого участника образовательного процесса осуществляется через осознания значимости, изучаемого материала, помочь данному процессу помогает методы рефлексии, которыми сопровождается каждый этап урока (“Светофор”, “Дневник путешественника”). С помощью данных методов рефлексии учащиеся определяют цели своей деятельности на уроке, объём информации, которую стремятся усвоить в течение урока. Анализ деятельности на уроке проводится с использованием АМО “Дневник путешественника”,  ”Светофор” – они помогают наглядно проанализировать и обобщить выводы по работе каждой группы и каждого учащегося. Выбор  технологии АМО и модерации обоснован следующими причинами:

1.АМО помогают содействовать полному выполнению целей и задач урока.

2.Используя АМО можно легко реализовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, вовлечь и заинтересовать учебным процессом.

3.АМО направлены на мотивацию и рефлексию, практически на каждом этапе урока.

4.Учитель при использовании АМО выполняет роль модератора, только лишь нацеливает, уточняет, конкретизирует работу учащихся.

5.АМО помогают выделить творческие и лидерские способности отдельных учащихся.

6.Учащиеся при использовании таких методов знакомятся и исследуют материал самостоятельно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Проблемное обучение, как один из активных методов обучения ИЯ в рамках ФГОС

Статья побробно освещает метод проектов, как один из активных методов обучения ИЯ в условиях системно-деятельностного подхода....

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...