КЛАССНЫЙ ЧАС «В ПОИСКАХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
классный час

Сансуева Ханда Цырендашиевна

   Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_budushchey_professii.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

       Ни я, ни кто другой не может

                                                     Пройти эту дорогу за вас,

                                                           Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

                                                         

КЛАССНЫЙ ЧАС «В ПОИСКАХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

Дата:__________________

Присутствовали:_______________________

   Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим.

Учитель: Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя, не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Среди десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по значению, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какой путь выбрать.

Ребята:

 Что такое выбор? (взять для себя нужное, предпочитаемое)

 Что мы выбираем?(друзей, музыку, одежду, профессию, занятия)

 Как мы выбираем?(нравится, не нравится, можем позволить или нет)

Учитель: Сама жизнь – это уже выбор.  Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали  вы себе когда-нибудь такой вопрос? 

   Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

  Ваш возраст - «пересаживание растения» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

А сейчас проведем разминку: я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

Что в жизни…?

 Кем бы я…?  

Зачем людям…?  

Какие качества…?

Как выбрать…?

Смогу ли я...?  

Что для меня...?

Есть ли у меня...?

 Чего бы я...?  

Можно ли обойтись без…?

Как преодолеть...?

Что человеку...?

Ответы ребят.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель: Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни.

 Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя  карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, работа, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.

 Работа детей.

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим личным качествам, которые необходимы при выборе вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

  • Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

  • Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Хочу-      интересы, желания, склонности

Могу-     возможности личности: способности, уровень знаний,

              психологические особенности личности, состояние здоровья.

Надо-     потребности   рынка труда   в кадрах

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

  • Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

Талант (как высшая степень развития способностей):

«Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С.Макаренко).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

  • Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?
  • Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И.Шаляпин).

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, – зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье – корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются                    главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость, смелость, грубость, ненависть, уверенность в себе,                                                     гнев, уравновешенность,  злость, мстительность,  хамство,  уважение к людям, гордыня, сочувствие, лицемерие, жизнерадостность,                                     равнодушие, совесть, ответственность, долг.                            

                                                   

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

  • Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызывать ваше уважение?

ТРЕНИНГ.  

  1.  УПРАЖНЕНИЕ «КРУГ».

Я ПРОШУ ВАС ВСТАТЬ В КРУГ И ПО ОЧЕРЕДИ НАЗВАТЬ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, КОТОРЫЕ ВАМ НРАВЯТСЯ В СТОЯЩЕМ СЛЕВА ОТ ВАС ЧЕЛОВЕКЕ.

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ПОДДЕРЖКА ДРУЗЕЙ».

ВЫ УЗНАЛИ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ВЫБРАЛИ ВАШИ ОДНОКЛАССНИКИ, НАЗВАЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ  ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА. У МЕНЯ В ШКАТУЛКЕ ЛИСТОЧКИ С ФАМИЛИЯМИ ВАШИХ ОДНОКЛАССНИКОВ. ВЫ ВЫТЯГИВАЕТЕ ЛИСТОЧКИ И НАЗЫВАЕТЕ КАЧЕСТВО, КОТОРОЕ  НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ).

  1. УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗЬМУ К СЕБЕ».

ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫБРАТЬ ИЗ ВСЕЙ ГРУППЫ ДВУХ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫХ ВЗЯЛИ БЫ К СЕБЕ НА РАБОТУ, ЕСЛИ БЫ ВЫ БЫЛИ ДИРЕКТОРОМ КОМПАНИИ. ИМЕНА  ОДНОКЛАССНИКОВ НАПИСАТЬ НА БУМАЖКЕ И КРАТКО НАПИСАТЬ –ПОЧЕМУ.

 МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!

Юность – пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

  • Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты – отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты.

Хочу прочитать слова Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»: « нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОСКОП.

НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ВЕКОВ ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ПОПЫТКИ НАЙТИ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ И ЗНАКОМ ЗОДИАКА, ПОД КОТОРЫМ РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕК. СЛОВО АСТРОЛОГУ.

ЗНАКИ ЗОДИАКА

УЧАЩИЕСЯ

КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ

ВОДОЛЕЙ

ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК

ОВЕН

УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА

РЫБЫ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

ТЕЛЕЦ

СПОРТСМЕН, ИНЖЕНЕР, ЭКОНОМИСТ, РАБОТНИК СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

БЛИЗНЕЦЫ

ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК

РАК

МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР

ЛЕВ

БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

ДЕВА

ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ

ВЕСЫ

ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ

СКОРПИОН

ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК

СТРЕЛЕЦ

ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК

КОЗЕРОГ

ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ

РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ: «ВСЯК КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ». ВЫБИРАЯ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ, ВЫ, КОНЕЧНО, ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЙ ХАРАКТЕР, ИНТЕРЕСЫ И СПОСОБНОСТИ, ПЫТАЕТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ. НО ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ – САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

Мы сегодня не говорили о профессиях,  о том кем бы вы хотели стать. Думаю, что наш разговор поможет вам определиться с этим важным выбором,  в вашей жизни.

Однако, каким бы человек не был умным, способным и талантливым - нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселилась совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть – это  внутренний судья человека. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор:    

                                 Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

   

   Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.

   Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

                                        ПАМЯТКА

Томас Джефферсон (американский философ, третий  президент США, автор проекта Декларации независимости):

1.  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

Константин Дмитриевич Ушинский (великий русский педагог):

  1. Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.          
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.
  7. Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

  • Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ).

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух).

  1. Заключительное слово классного руководителя.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость.  Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди  способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге елизаветы николаевны прощицкой «выбирайте профессию».

Музыкальная заставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации «В поисках будущей профессии» для учащихся 9-го класса

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девяти...

Конспект открытого занятия "В поисках будущей профессии".

Тема занятия: "В поисках будущей профессии" 9 класс...

Конспект занятия "Моя будущая профессия. Поиск работы"

Представлен конспект занятия для 9 класса школы 1 вида "Моя будущая профессия. Поиск работы". Представленные профессии для ребят с нарушением слуха актуальны для учебных заведений города Санкт-Петербу...

Классный час по профориентации для учащихся 7 - 9 классов Тема. «В поисках будущей профессии»

Аннотация Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – про...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «В поисках будущей профессии»

Формирование у учащихся активного и ответственного тношения к жизни, выявление своей профессиональной напрвленности, расширение знаний учащихся о мире профессионального труда....