Из опыта использования проектных работ в воспитательном процессе.
статья (5 класс)

Мухаметдинова Резеда Фаритовна

 

 

Из опыта  использования проектных работ в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_raboty_v_vrospitatelnom_protsesse.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Мухаметдинова Р.Ф.

учитель первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Елабуга

Из опыта  использования проектных работ в воспитательном процессе.

Одной из значимых  задач  на сегодня является  обучение  школьников  умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение и в воспитательный процесс  методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность воспитательной  деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС и  ФОП

       В современном мире происходят большие изменения, связанные с технологическими прорывами в разных областях нашей жизни. Как же изменится наша жизнь? Чему сейчас

учиться? Кем мы будем в будущем?

Перед учащимися были поставлены

вопросы, на которые многие из них до этого времени, может быть,

и не задумывались:

1. “ Пытались ли вы когда-нибудь представить будущее?”;

2. “Каким вы его представляете?”;

3. “ Чем оно будет отличаться от настоящего?”

Таким образом, перед учащимися была поставлена задача создать групповой проект будущего “Прекрасное далеко”.

Цель проведения этого проекта – получение оценки сформированности у учащихся метапредметных – регулятивных и коммуникативных – действий. Для участия в этом проекте была выбрана параллель 5-х классов в составе 57 учеников. Проектом

руководили классные руководители. Сначала была проведена подготовительная работа с участниками проекта. Проектная деятельность среди учащихся  широко распространена и проводится  в учебных целях , но она

выполнялась отдельными учащимися, лишь в некоторых случаях – группой учеников.. Этот групповой проект отличался своим

масштабом, количеством участников и формой своей организации.

В подготовительном этапе каждый из классов был разделен на группы по 5 учеников, при этом они были разделены по желанию самих учащихся. Далее, группам были даны задания из 4-х исследований и листы передвижения.

Эту работу ребята выполняли в течение 2-х недель после уроков в свободное от учебы время. Вот темы для исследований:

1.Подготовить список книг фильмов о будущем.

Сначала каждый из участников должен был приготовить свой список, позже, путем обсуждения и выявления общих критериев, путем обсуждения в своей группе, создать основной, рекомендуемый свои сверстникам для возможного ознакомления.

2. Узнать о профессиях будущего.

Это задание также выполнялось сначала индивидуально, потом группа должна была представить единый список профессий будущего. Об этих профессиях они прочитали на сайте “Атлас профессий”. Именно это задание вызвало большой интерес среди учащихся. Ведь им скоро предстоит выбрать профессию. Сделать этот нелегкий выбор , конечно, помогают родные и близкие, психологи  и  учителя,  но  всегда  выбор  нужно  делать

самостоятельно. Ребята узнали о профессиях будущего, какое образование нужно получить для освоения той или иной профессии.

3. Представить поселение, транспорт, энергосистему, продукты питания, одежду , школу будущего. Это  задание  было  групповое.  Они  должны  были познакомиться с мнениями ученых – футурологов, обсудить их, рисовать эскизы, делать макеты и компьютерные презентации.

4. Составить самостоятельно вопросы для опроса различных категорий населения, например, вопросы для одноклассников, для родителей, для учителей, для бабушек и дедушек. Категории можно было составить по своему усмотрению. Это задание

требовало слаженной коллективной работы в группе. Потому что результат работы зависел от ответственности и серьезности каждого из участников опроса. Некоторые учащиеся проявляли пассивность, даже нежелание выполнять эти исследования, но

групповая работа предполагала выполнение работы каждым участником, отсутствие одного звена приводило к остановке деятельности группы. Более активные дети подталкивали, иногда и заставляли браться за работу более пассивных и ленивых.

На основе проведенной подготовительной работы и проведенных исследований был организован заключительный этап рааботы над проектом “ Прекрасное далеко”. Для этого ученикам было предоставлено 2 класса, оборудованных “круглыми

столами”,  компьютерами,  принтером,  проектором,  всеми необходимыми материалами на столах. За работой групп наблюдали руководители, эксперты, ими оказывалась помощь, которая носила рекомендательный характер. В результате слаженной и хорошо организованной работы получились интересные и содержательные проекты “Прекрасное

далеко”, которые содержали:

1.Групповой доклад с анализом своей работы и сделанными

выводами по всем проведенным исследованиям.

2. Листы самооценки и оценку работы остальных групп,

участвующих в проекте.

Главное, во время выполнения различных заданий проекта учащиеся были вовлечены в активное общение и взаимодействие друг с другом. Они научились ставить перед собой цели, планировать свои действия, научились распределять работу между собой, выполнять ее, быть ответственными перед другими, контролировать свои и чужие действия, не допускать и разрешать конфликты, согласовать действие самих себя и своей группы в целом.

Таким образом, включение в воспитательный процесс проектной деятельности способствует формированию и усовершенствованию регулятивных  и  коммуникативных  навыков  учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.

Список литературы и источников:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный

закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ.// Официальные документы в

образовании. – 2013. – №2,№3.- С.2-92; Администратор

образования. – 2013. – №3.- С.2-78,№4. – С.11-33.

2.  Об  утверждении  Федерального  государственного

образовательного стандарта основного общего образования.

Приказ Минобрнауки России.// Вестник образования. – 2011. – №4.

– С.10

3. Методические рекомендации к выполнению проектной

работы. Русское слово. М. 1997 г.

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта

метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова.

Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология:

развитие мотивации // Народное образование 2000. – №9. – с. 177-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – как один из факторов изменений в управлении воспитательным процессом

 Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, а наша   с вами задача, дорогие коллеги, - м...

Из опыта работы "АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД "

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 10 «А» КЛАССЕ ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МАНАННИКОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ...

Проектная деятельность в учебно - воспитательном процессе.

Целью данной статьи является обобщение собственного опыта  применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.Задачи:1.Определение содержания проективной методики как ...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...

Использования проектной и исследовательской работы в учебно – воспитательном процессе на примере уроков биологии и химии.

К современному образованию сегодня предявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, правильно работать с ней, творчески решать проблемы...

Технология проектной деятельности в воспитательном процессе.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образова...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

Увидев возможности, которые открывает перед учителем и воспитанником проектная деятельность, я решила использовать данный метод обучения...