Если у Вас одарённый ребёнок
консультация
Ваш ребенок с легкостью справляется с любым из предложенных в этой книге заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_esli_u_vas_odarennyy_rebenok.docx | 62.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЕСЛИ У ВАС ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»
Ваш ребенок с легкостью справляется с любым из предложенных в этой книге заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых. В отличие от способного одаренный ребенок характеризуется еще и следующими проявлениями: • мыслит оригинально, творчески; • хорошо понимает юмор; • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство; • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.); • часто он не похож на других детей своей независимостью, предпочтением общества взрослых. Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребенка на сверстников. Часто их раздражает его неуемная жажда по знания, неистребимое любопытство. Чем более энергично и не традиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что взрослые начинают одергивать, ограничивать и даже наказывать его. В этом случае родители могут подавить, а не развить творческие возможности ребенка. Консультируя родителей, имеющих одаренного ребенка, часто сталкиваешься и с желанием взрослых, чтобы их ребенок был лучшим во всем и все умел. Например, спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает, что родители доводят дело до полной ненависти ребенка к этому занятию, а может быть, стоит немного подождать и ребенок сам начнет читать, просто для него не пришло еще время и есть масса других интересных дел. Психологи показали, что если длительное время насильственно подавлять интеллектуальные или двигательные потребности одаренного малыша, то это может привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам. Если ваш ребенок одарен, то: • поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность; • никогда не ругайте его за то, что он делает чтото не так, как все; • уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение; • помните, что вы должны приспособляться к ребенку, а не он к вам; • помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми; • найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он; • не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегда победителем — другие дети могут его возненавидеть; • не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его; • не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.) Родители одаренного ребенка иногда спрашивают, следует ли стремиться к тому, чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет учились в 3м классе и т.п.? Каждый случай уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии своего ребенка. Ведь неизвестно, как он будет принят детьми более старшими по возрасту. Не окажется ли он в изоляции? (Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим учеником). Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм, которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения. В книге предлагается такой комплекс упражнений. При их проведении важным должно быть развитие не столько познавательной сферы, сколько навыков взаимодействия с другими детьми. Одаренность может проявляться в разных видах и сферах деятельности: познавательной, учебной, творческой, художественной, двигательной. Учебные достижения одаренного малыша проявляются в ранней тяге к чтению. Иногда ребенок начинает читать в 3 — 4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые. Проявляет ранний интерес к вычислениям, измерениям. Проявляет необычно раннее для своего возраста понимание математических отношений. Он легко воспринимает и запоминает математические символы. Иногда ребенок проявляет ранний интерес к живой природе, различным явлениям из области естествознания. Часто задает вопросы о происхождении и функциях различных предметов. В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других: рано начинает рисовать много времени проводит, например, за лепкой из пластилина, демонстрируя ручную умелость, экспериментирует с композицией цветом, материалом и т.п. Так же рано проявляется интерес к музыке; чутко реагирует на характер и настроение музыки; узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т.п. В двигательной сфере у ребенка проявляется одаренность прежде всего в предпочтении различных действий, требующих тонкой и точной моторики; он имеет хорошую зрительнодвигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различ ными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребенок необычайно ловок, силен, координирован и т.д. Независимо от того, одарен ли ребенок во многих областях или только в одной, ваша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться. Мы предлагаем для вас некоторые тесты и упражнения, которые помогут не только оценить уровень развития творческих способностей, но и подсказать пути их совершенствования. Выявление одаренного ребенка. Каждый специалист, психолог имеет свое представление об одаренных детях. Это представление создается на основе опыта общения с детьми, их сравнения между собой, наблюдения за их развитием. Однако эти представления неизбежно носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкивались в жизни. Кроме того, представления об одаренности меняются в зависимости от потребностей общества. На современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности высокого уровня (Дж. Галлагер, Дж. Рензулли, П. Торренс, Дж. Фельдхьюссен, К. Хеллер, А.М. Матюшкин) . В большинстве концепций одаренности выделяются несколько ее факторов: когнитивный, личностный, творческий и другие. Идея исследования природы одаренности на основе анализа творческого развития человека прослеживается в концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина . Согласно данной концепции, одаренность творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поиска исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы. Большинство авторов, анализирующих особенности развития одаренных детей, отмечают их превосходство почти по всем параметрам: интеллекту, креативности, успешности в обучении, общению, нравственным и эстетическим эталонам. Однако само по себе наличие у ребенка признаков одаренности еще не гарантирует, что у него все будет складываться удачно. Возможна ситуация, когда одаренность останется незамеченной родителями и близким окружением. Многочисленные зарубежные исследования одаренности показывают, что для реализации творческого потенциала ребенка необходимо наличие целого ряда социальных и педагогических условий. Большую роль играет семья. Во многих странах существует специальная психологическая служба по выявлению одаренных и талантливых детей. В отечественной психологии и педагогике проблеме развития одаренности не уделялось достаточного внимания. Сейчас положение меняется. А.М. Матюшкиным разрабатывается теоретическая концепция творческой одаренности апробируются оригинальные методики для диагностики творческой одаренности в частности, в работах О.М. Дьяченко, Н.В. Шумаковой А.А. Мелик – Пашаева, К.В. Тарасовой, Е.М. Торошиловой, исследуются отдельные виды одаренности (В.Н. Дружинин). Появились первые программы по развитию одаренных дошкольников (Детский Центр Л.А. Венгера, Центр "Сократ"). Начато изучение социального аспекта одаренности . В современной психологии нет единого общепринятого метод диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется. Эти представления, как было сказано выше, в настоящее время весьма разнообразны, постоянно развиваются и обогащаются. На необходимость же ранней диагностики одаренных детей указывают факты о том, что, если при проявлении ребенком любознательности, активного изучения им окружающего эти стремления не поддерживаются, не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления одаренности не развиваются. Сходные явления происходят и в более позднем, школьном возрасте, когда пресекаются "лишние", с точки зрения взрослых, интересы ребенка, или ребенка заставляют заниматься тем, что по мнению взрослых важнее, престижнее, больше подходит полу ребенка, положению его семьи. В этих случаях лишь исключительно сильные личности с выраженной способностью к самостоятельному развитию, к сопротивлению неблагоприятным условиям, к высокой активности способны преодолевать трудности и рано или поздно проявить свой талант. Способности более слабых личностей могут остаться незамеченными и подавленными. Выявление одаренности предполагает использование комплекса диагностических методик, включающих и тесты на интеллект, и тесты на творческие возможности, и на специальные способности. Кроме того, довольно информативны результаты использования традиционных психологических методов, позволяющих выявить степень выраженности у ребенка таких существенных признаков одаренности, как высокая, стойкая познавательная потребность; опережение в развитии мышления и речи, увлеченность (чтением, рисованием, музыкой и т.д.), богатая фантазия, стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов. Показано, что показателями интеллектуального и творческого развития ребенка не исчерпывается характеристика его одаренности, и на основании только этих показателей невозможно прогнозировать его дальнейшее развитие. И дело не в ограниченности методов диагностики, а в том, что интеллект и творчество, являясь важнейшими характеристиками, не достаточны для суждения об одаренности ребенка, даже если бы были созданы идеальные тесты, отражающие все стороны интеллектуального и творческого развития. Не менее важным, а иногда и определяющим фактором являются особенности личностной и, прежде всего, мотивационной сферы человека. Каким же образом личностные факторы включены в структуру одаренности, каков их вклад в ее развитие ? В одну их известнейших моделей одаренности Дж. Рензулли включены три фактора: уровень развития интеллекта выше среднего (для данного возраста), креативность и вовлеченность в задачу. Эти факторы обычно отображаются в виде трех пересекающихся кругов. Автор модели считает, что только при высоком уровне (в том числе и потенциальном) всех трех составляющих возможно развитие одаренности ребенка . Многие ученые включают сюда и социальные факторы: особенности семейного климата, школьного обучения, отношений со сверстниками. Необходимо отметить, что проблема выявления одаренных детей связана с проблемой выявления предикторов индивидуального развития (т.е. групп факторов, приводящих к развитию определенной черты, качества, способности личности) одним из новых направлений в современной отечественной психологии Интеллектуальная одаренность является одним из наиболее исследованных феноменов. На основании данного раздела системы возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития. Библиотека включает следующие тесты и методики: 1. Методика "Краткий ориентировочный тест 2 (КОТ2)". 2. Тест "Прогрессивных матриц Равена". 3. Тест "Способность рассуждать" (трен.). 4. Тест "Способность рассуждать". 5. Тест "Абстрактное мышление" (трен.). 6. Тест "Абстрактное мышление". 7. Тест "Пространственные представления" (трен.). 8. Тест "Пространственные представления". 9. Тест "Аналогия" (трен.). 10. Тест "Аналогия". 11. Тест "Классификация" (трен.). 12. Тест "Классификация". 13. Тест "Лексическая осведомленность" (трен.). 14. Тест "Лексическая осведомленность". 15. Тест "Обобщение" (трен.). 16. Тест "Обобщение". 17. Тест "Выбор фигур" (трен.). 18. Тест "Выбор фигур". 19. Тест "Задания с кубиками" (трен.). 20. Тест "Задания с кубиками". Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Наше время это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Творчество — это психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальн находить действия, противоположные по значению (увеличивать¬ располагать предметы в порядке убывания или возрастания какоголибо свойства и делать отсюда выводы; ¬ использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу; ¬ составлять сюжетный рассказ о какомлибо объекте; ¬ переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой; ¬ узнавать объект по описанию возможных действий с ним; ¬ находить в двух и более объектах общие и различные признаки; ¬ комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов; ¬ узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы; ¬ воссоздавать внешний облик предмета на основе какойто его части; ¬ угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; ¬ воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; ¬ эмоциональное развитие мира детей пятисеми лет, имеющих предпосылки одаренности высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей. Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей. Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческого мышления способствует гармоничному развитию творческости ребенка дошкольного возраста. Программа осуществляется в три этапа. 1й этап диагностический Цель: выявление у детей пятисеми лет способности к творчеству. Методика; «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» Торренса (Приложение 1) Этот тест проводит педагогпсихолог индивидуально с каждым ребенком. Время на одного ребенка 15 минут. 2й этап развивающий Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка. 1. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.): ¬ развитие творческого воображения; ¬ развитие творческого мышления; ¬ окружающий социум (родители, педагоги, дети). Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогапсихолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изобрази тельной деятельности и т. п.), родителей. Создание развивающих групп в дошкольных образовательных учреждениях для детей, имеющих предпосылки одаренности, это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В таких группах дети вместе с педагогомпсихологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности. Представленная программа нацелена на развитие творческого мышления. Эта программа содержит в себе решение трех основных задач: ¬ собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности; ¬ специально организованное обучение; ¬ наследственность; ¬ способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов. Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии умственном, физическом, художественном, обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается. На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы: ¬ способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; ¬ хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образпредставление; ¬ четкое и ясное представление образов предметов; ¬ эвристическое (с 12 лет и старше). Рассмотрим стадию нагляднодейственного мышления. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К 5—6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образыпредставления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный, образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют нагляднодейственным. Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией. Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования: ¬ причинное (младший школьный возраст); ¬ нагляднодейственное (дошкольный возраст 5 7 лет); ¬ способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У детей же способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления (один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию): ¬ диалектичность мышления способность человека соединять, казалось бы, несоединимое; ¬ систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются; ¬ гибкость ума способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую; ¬остью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Во второй половине XX века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: Назовите по три предмета, которые могут сочетать в себе два названных признака (можно в переносном смысле). Например: яркий, желтый свет, солнце. • пушистый, зеленый; • звонкий, громкий; • сильный, добрый; • прозрачный, голубой • черствый, черный; • сладкий, легкий Для усложнения: «Назови два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками: • гладкий, черный, тихий; • темный, тяжелый, шумный; • светлый, легкий, блестящий; • белый, мягкий, съедобный. Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое для еды). А теперь я назову вам два признака например: яркий, же¬ «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите пять предметов круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома». ¬ «Подарок» (Дети сидят кругом). «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно. Попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди подарим друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу «подарки» следует спросить у них, что им понравилось больше и почему, что для них было приятнее — дарить или получать их. 2. Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти. ¬ «Какое у тебя настроение? На что похоже?» Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. Интерпретируя ответы детей, учтите, что сравнение настроения с плохой погодой, холодом, дождем, хмурым небом свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии ребенка. ¬ групповая консультация. 2. Использование педагогомпсихологом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять). 3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности. Содержание развивающих занятий с детьми Занятие 1. 1. Ритуал приветствия. Снятие эмоционального напряжения (один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя, или прикасается своими ладошками, здороваясь): ¬ ознакомление с программой, ¬ адекватное ролевое развитие. 3й этап — заключительный Цель: выявить результативность развивающих занятий. Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» Торенса (см. Приложение 1). Основные принципы развивающей программы 1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается). 2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается. 3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании. 4. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. 5. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентированно на ребенка и его взаимодействие с другими детьми. Организация занятий Каждое занятие включает в себя: 1. Ритуал приветствия снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта. 2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.) 3. Игру на повышение двигательной активности. 4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. 5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание. Занятия проводят 12 раза в неделю, время 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30 11.00, с шестьювосемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1 2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагогпсихолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем дети действуют самостоятельно. Взрослый организатор среды. Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры. Взаимодействие при выполнении программы Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагогапсихолога, родителей, воспитателя и детей. Работа с воспитателями включает в себя: 1. Профилактическую цель, т.е. педагогпсихолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми. 2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогомпсихологом деятельность. 3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности. Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности: 1. Организация совместной работы педагогапсихолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ¬ развитие умений общаться друг с другом; ¬ развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе; ¬ снятие эмоционального напряжения; ¬ анализа. 3. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях: ¬ синтеза; ¬ аналогии (близкая: самолет парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический корабль морской корабль); ¬ гиперболизации, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчикспальчик); ¬ агглютинации, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей (человек зверь или человек птица); ¬ уменьшать, разрезать соединять). Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий. 2. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно: «Подарите друг другу улыбку...». Если у когото вдруг плохое настроение, то необходимо спросить у этого ребенка: «Может, тебе чемто помочь?» Или: «Что тебе подарить?» Каждый из детей делает какой либо подарок (улыбку, взгляд, тепло руки...) 2. Умение воссоздавать внешний целостный облик предмета на основе какойто его части. Детям предлагают карточки с незаконченными изображениями, приблизительно по 5 7 каждому. Ребенок должен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось. Усложнение: ребенку предлагается лист с девятью изображениями незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л. Ю. Субботина). Инструкция. «Перед вами карточки с незаконченными рисунками. Посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди расскажите, что у кого получилось». 1. Умение сочетать признаки разных предметов (метод фокальных объектов). Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на какомто объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях. Произвольно выбираем несколько объектов и называем их. Желательно чтобы предметы были хорошо знакомы ребенку. Затем «примеряем» признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом по зволяют его рассмотреть с разных, порой с самых необычных, сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Например: понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода. Инструкция. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Чем похожи?". Мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова. Например: река и молоток. Но чтобы нам было легче и понятнее, давайте вспомним, какими свойствами обладает молоток?» — (большой, стальной, тяжелый, деревянный, красивый и т. п.) «А теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово рек¬ «Какое у тебя настроение?» ¬ Изобразите это ваше внутреннее превращение в движении. (Задания расположены в порядке возрастания сложности.) 3. Подвижная игра «Порви круг». Дети стоят вкруг, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него. 4. Ритуал прощания. Занятие 4 1. Ритуал приветствия. ¬ «Вообразите, что вы превратились: • в тигра, который пробирается в джунглях; • в робота; • в парящего над скалами орла; • в королеву Франции; • в инопланетянина; • в кипящую кастрюлю; • в авторучку, в которой закончились чернила. ¬ «Неоконченный рисунок». «Перед каждым из вас листы с двенадцатью кружочками. Ваша задача из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл». ¬ «Подарок». 2. Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков. В этом домике жильцы Маленькое, сдобное Все умелые пловцы. Колесо съедобное, Что за дом у них такой Я одна тебя не съем, До краев налит водой? Разделю ребятам всем. (Аквариум) (Бублик) То по лесу кружит, то в поле свистит. Была зеленой, маленькой, Но мы не видали, каков он на вид. Потом я стала аленькой. В открытые окна нежданно влетит... На солнце почернела я (Ветер) И вот теперь я спелая. (Вишня) Не машина, а железный, Два брата через дорожку живут, Со шляпой, а не гриб. А друг друга не видят. (Гвоздь) (Глаза) Дом без окон и дверей, Что за плод! Шкатулочка с секретом! В нем шесть кругленьких детей. Семена стекляшечки на вид В темноте проводят дни. Все прозрачные, все розового цвета, Угадайте, кто они? Потрясешь как странно! всё звенит. (Горошинки) (Гранат) 3. Развитие воображения. ¬ «На что похоже настроение», ¬ Дружба начинается с улыбки: «Сейчас все вместе возьмемся за руки, и посмотрим своему соседу в глаза и подарим ему молча самую добрую, улыбку. И так по очереди друг другу». 2. Развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения. Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как можно больше признаков предмета (каков он). Для детей шести лет карточки с изображением предметов (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость мягкость, прочность хрупкость, функция...). Затем дети обмениваются этими карточками. 3. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии. Ребенку предлагают карточки с изображением различных частей тела человека или животного, предметы и т. д. Его задача построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ, и сказать, как его можно использовать. Инструкция. «Ребята, перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т.д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле, а затем придумать про него рассказ: как его зовут, что он любит, какой он, для чего он нужен» 4. «Дотронься до...» Все играющие одеты поразному. Ведущий говорит «Дотронься до синего!» Все должны мгновенно сориентироваться обнаружить у участников в одежде чтото синее и дотронуться до этого цвета. Название цвета периодически меняется. Взрослый следит, что бы дотрагивались до каждого участника. 5. Ритуал прощания. «Давайте возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их, улыбнемся, друг другу и обнимемся». Ведущий и дети говорят друг другу «до свидания» после того как поднимутся в группу. Если комуто необходимо домашнее задание, его пишут в тетрадь для домашних заданий. Занятие 3 1. Ритуал приветствия. Дети здороваются друг с другом и со взрослым ладошками. ¬ Какое у тебя настроение? (см. занятие 1). ¬ «Помоги озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку (Приложение 2). Какая из четырех фигур внизу рисунка совпадает по форме с дырой в сейфе?» (Приложение 3). 3. Развитие творческого воображения. Стимулирование фантазий ребенка. Последовательно предъявляя картинки (часы, коньки, утюг, очки, стакан, стул, юбка, книга), предлагают ребенку перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. «Для чего нужна книга? для чтения. А как вы думаете, для чего и как еще можно было бы использовать книгу?» 3. Подвижная игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. На месте морская фигура замри!» 4. Ритуал прощания. Все берутся за руки. «А теперь улыбнитесь друг другу самой доброй улыбкой и давайте обнимемся все». Уже в групповой комнате говорят друг другу: «До свидания!» Занятие 2 1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмоциональноблагоприятного климата в группе. Установление контакта. ¬лтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим этим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик». завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновения или падения ИвановЦаревичей. 4. Расслабление под музыку «Море». 5. Ритуал прощания. Занятие 8 1. Ритуал приветствия (см. занятие 1). 2. Умение использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу. • «Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в городе не появятся новые часы?» Сколько способов ты можешь предложить? • «Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? Расскажите, как вы это измерите». • «Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку, соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого продукта?» • «Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты: муку для оладий, молоко для оладий, масло, сироп, молоко для питья, яйца, соль, перец? Сколько бы вы взяли каждого продукта?» 3.Развитие фантазии, образного мышления художественного восприятия. Упражнение «Три краски». Дают ребенку краски трех цветов, которые, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и просят закрасить ими весь лист. На что получился похожим рисунок? Если ему трудно определить, тогда ему разрешают немного дорисовать рисунок. Теперь просят придумать как можно больше названий к полученному рисунку. Инструкция. «Перед вами листы бумаги и различные краски. Выберите любые три понравившиеся вам краски и зарисуйте весь лист бумаги так, как захотите. Представьте, ч¬ представить, как иногда страшно было Ивану мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье. Далее детей делят на пары ИванаЦаревича и его волка. ИванамЦаревичам ¬ «Подарок». 2.Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним. «Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать». Загадки: По снегу покатите я подрасту, На костре согреете я пропаду. (Снежный ком) Стукнешь о стенку а я отскачу, Бросишь на землю а я подскачу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч) Держит девочка в руке Облачко на стебельке. Стоит дунуть на него И не будет ничего! (Одуванчик) Очень любят дети Холодок в пакете Холодок холодок, Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) Нагнут меня ребята И дождь пойдет на грядки. (Лейка) Суп варил, картошку пёк. На привале нам помог. Для похода он хорош, Да с собой не понесешь! (Костер) За ботву, как за верёвку, Можно вытащить... (Морковку) Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки) 3. Развитие чувств с помощью воображения. Упражнение «Волшебники» (Приложение 6). Вначале ребенку предлагают две совершенно одинаковые фигуры «волшебников» (колдунов, звездочетов, фей). Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну из них в «доброго», а другую — в «злого» волшебника. Затем придумать, что же совершил «доб рый» и «злой» колдун, колдунья, звездочет, фея, волшебница. В конце рассматривают все рисунки. Можно предложить обыграть встречу двух волшебников: «Представьте, что встретились добрый и злой волшебники и разговорились. О чем они могли говорить? Давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся и побеседуют». Детям предлагают вспомнить сказку про ИванаЦаревича и Серого волка, ¬ «На что похоже настроение». ¬ Игра «Выпекание пряничной куколки» (аналогично игре «Торт» по Кряжевой Н.Л.) Водящий «лепит» из ребенка «пряничную куколку», постоянно вслух проговаривая: «Какие красивые глазки, ушки, носик получаются!». Приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, ноги, тело. Когда куколка будет готова, дети трижды вдувают в нее «жизнь». Куколка «оживает». Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой. 3. Подвижная игра «Море волнуется раз!» 4. Ритуал прощания. Занятие 7 1. Ритуал приветствия. ¬ Игра «Назови отличия». Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? Найдите как можно больше отличий. Например: • шкаф телевизор: • большой маленький; • используется для хранения вещей не используется для их хранения; • не нуждается в электричестве — нуждается в электричестве. Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов, Я буду называть два слова, а вы называть отличия этих предметов»: шкаф телевизор, магнитофон собака, книга машина, звонок карандаш, чернильница стол, самолёт птица. ¬ щука, карась, окунь, рак; ромашка, ландыш, сирень, колокольчик; Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров; ветка, яблоко, цветок, птичка, виноград; заяц, лось, кабан, волк, овца; ухо, лицо, нос, рот, глаз; рысь, медведь, тигр, кошка, лев; змея, паук, ящерица, дерево, улитка; мяч, коньки, качели, клюшка; гусь, лебедь, павлин, курица, кролик; диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь; дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; молоко, сливки, сыр, сало, сметана. ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ ϖ Игра «Лишнее слово». Назвать лишнее слово. Объяснить выбор: ¬ Задание на объединение предметов в группы: стол, стул, шкаф, диван, табурет что это?; лимон, яблоко, апельсин, груша что это? Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все объединить одним словом». ¬ «Подарок». 2.Умение находить в двух и более объектах общие и различные признаки. ¬ «На что похоже настроение?» ¬ Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др. (Приложение 4) 3. Подвижная игра «Прорви круг». Эта игра способствует большей вовлеченности детей в группу. Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один из детей должен с разбегу разорвать круг и оказаться внутри него. 4. Упражнение на расслабление (Приложение 5). «Путешествие на голубую звезду» под космическую музыку. 5. Ритуал прощания. Занятие 6 1. Ритуал приветствия. ϖ Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны сделать «кляксы»: цветные пятна различной величины и формы. Затем детям предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какуюнибудь картинку, придумать сказку про увиденное. ϖ Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание: «Посмотри внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумай об увиденном сказку». «Подарок». 2. Умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы. ¬ «Какое у тебя настроение?». ¬а: • большая река Волга, Дон, Амазонка...; • стальная река расплавленная сталь в литейном цехе завода; • тяжелая река река, трудная для туристов, сплавщиков, работников речного транспорта; • деревянная река деревянный водопровод в древних городах. Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле. 3. Подвижная игра «Водный карнавал» «Сейчас мы все отправимся на праздник к Морскому царю. Ну мы же не можем отправиться туда в облике людей: под водой мы погибнем! Что нужно сделать? Превратиться в рыбок, крабов, морских коньков, звезд и т. п.» «Сейчас зазвучит музыка, и вы попадете на карнавал морских обитателей, будете танцевать как рыбки, коньки, крабы и т. д., а Морской царь будет хвалить особо понравившихся танцоров». Под плавную музыку морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. 4. Ритуал прощания. Занятие 5 1. Ритуал приветствия «Подарок». 2. Умение располагать предметы в порядке возрастания и убывания. а) «Посмотри на картинку и мысленно расставь солдат по росту: от большого к маленькому. Скажи, какой солдат должен стоять первым, вторым, третьим...» (Приложение 8). б) «Посмотри на картинку и мысленно расставь матрешек по росту — от самой маленькой до самой большой» (Приложение 9) 2. Умение находить действия, противоположные по значению. «Сейчас я буду называть слово, а вы мне будете называть противоположное по значению. Например:разрезать — соединять, увеличивать — уменьшать. Таять Поджигать Засыпать Вытаскивать Подниматься Приглашать Нырять Входить Нагревать Пачкать Рисовать Чинить 3. Развитие воображения и притязания на признание. Упражнение «Игрушки» (дети сидят кругом). Инструкция. «Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какуюто игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во чтото другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался». По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок. Ведущий при этом помогает понять, как через угадывание его игрушки другие дети передают свое видение различных сторон своего «я». 4. Подвижная игра «Шел медведь по лесу». Участники встают в круг и берутся за руки. Один из ребят изображает медведя. Он становится в центр круга. Хоровод начинает двигаться, все поют: Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу, Нашел медведь принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем, Хвостиком помашем, помашем, помашем. И опять попляшем, попляшем, попляшем. При словах «Шел медведь по лесу...» медведь с закрытыми глазами кружится, а когда поют «Нашел медведь принцессу», он останавливается и открывает глаза. Если перед ним оказывается девочка, то он выбирает ее принцессой и выводит на середину круга. Если оказывается мальчик — первые две строчки повторяются. Вместе мальчик и девочка выполняют то, о чем поётся в песне. Так как игра для детей новая, то ведущим назначается взрослый или игра разучивается со всеми детьми в группе заранее. 5. Ритуал прощания. Литература Бачков И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996. Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! Рига, 1997. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб., 1998. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. М., 1995. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 199С7. Словарь практического психолога/Составитель СЮ. Головин. Минск, 1998. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1997. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998. ТЕСТЫ ОДАРЕННОСТИ Тествопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольникак какойто области деятельности Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» 1 очко; отрицательные, «нет» 0 очков. Затем складывайте все очки. Ответы приводятся в конце по шкале результатов. 1. Случается ли ребенку находить необычное применение какомулибо предмету? 2. Меняет ли он свои интересы, наклонности? 3. Любит ли рисовать воображаемые предметы? 4. Любит ли рисовать абстрактные картинки? 5. Любит ли фантастические истории? 6. Сочиняет ли рассказы или стихи? 7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги? 8. Сделал ли когданибудь то, чего не знал, или то, чего не существует? 9. Бывает ли у него желание чтото переделать на свой вкус? 10. Боится ли темноты? 11. Изобрел ли когданибудь новое слово? 12. Считал ли это слово понятным без разъяснений? 13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению? 14. Был ли удачен этот замысел? 15. Использовал ли когданибудь вещь не по ее назначению? 16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов? 17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему? 18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим? 19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает? 20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления? 21. Любит ли читать книжки без иллюстраций? 22. Изображает ли собственные игры или развлечения? 23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления? Шкала результатов От 20 до 23 очков ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19 очков ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда в чемто заинтересован. От 9 до 14 очков большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достиже¬ «На что похоже настроение?» ¬то вы великие художники и создаете самую красивую картину в своей жизни... А теперь посмотрите каждый на свой рисунок и скажите, на что он похож, что там нарисовано, как называется ваш рисунок?» 4. Подвижная игра «Свободный танец». «Сейчас я включу музыку, а вы с закрытыми глазами будете танцевать, выполняя любые, какие вам захочется, движения, не касаясь друг друга». Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. 5. Ритуал прощания. Занятие 9 1. Ритуал приветствия. Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каждый дает мяч тому, с кем желает в данный момент общаться. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Игра дает возможность судить о симпатиях или антипатиях в группе. 2. Умение составлять сюжетный рассказ о какомлибо объекте, придумывать сказку. а) Развитие воображения. «Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь продолжить мое высказывание. Итак, начинаем. Я прислушаюсь к мысли каждого из вас. (Отвечает каждый ребенок.) • Такого не бывает, что... • Все знают, что ... • Витя сел на велосипед, хотя... • Гоша заблудился, потому что... • Транспорт это... • На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором. Каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он.... • Жил был каменный человечек. • В погребе мыши устроили пир... б) А сейчас я вам начну рассказывать сказку о необычных героях: «Жилбыл маленький гиппопотамчик. Вы знаете кто это? Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. (Показать картинку. Приложение 7.) И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить. А теперь придумайте сами и продолжите сказку». И дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты. 3. «Вы все сегодня были замечательными сказочниками. Поэтому давайте каждому подарим аплодисменты». Дети стоят полукругом, в центр на возвышение поднимается по очереди каждый ребенок: «Поприветствуем сказочника из Франции..., самого лучшего и замечательного...» Дети аплодируют каждому ребенку. Игра эта направлена на повышение самооценки и уверенности в себе. 4. Подвижная игра на выбор детей. «Вспомните, в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из них вы хотели бы поиграть еще раз?» Если не вспомнят ведущий предлагает свою. 5. Ритуал прощания. Занятие 10 1. Ритуал приветствия нии важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель. Тестопросник, выявляющий способность к творчеству (креативность) Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 никогда, 2 редко, 3 иногда, 4 часто, 5 постоянно. Мой ребенок способен: 1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость). 2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость). 3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность). 4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность). 5. Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения проблемы (оригинальность). 6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость). 7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность). Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам: 3528 баллов высокий уровень креативности; 2717 баллов средний; 160 баллов низкий. Для более объективной оценки креативности попросите ответить на вопросы еще коголибо, хорошо знающего вашего ребенка. Тест: «Какая игрушка?» На оценку оригинальности высказываний Предложите ребенку в течение 2 минут назвать как можно больше определений игрушки. Вы спрашиваете его: «Какая может быть игрушка? Например, красивая, полезная, а какая еще, называй все, что сможешь придумать». Оцените не только количество определений, которое даст вам ребенок, но и их оригинальность. Игра упражнение на развитие абстрактного мышления Предлагаете ребенку подумать над какойлибо пословицейпоговоркой и сказать, что она означает, какой пример из жизни можно привести. На первых порах помогите малышу, подскажите ему. Итак: «Что означает?» 1. Ум хорошо, а два лучше. 2. На вкус, да на цвет товарищей нет. 3. Волков бояться в лес не ходить. 4. Дружба дружбой, а служба службой. 5. Первый блин всегда комом. 6. Цыплят по осени считают. 7. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 8. Семь раз отмерь, один отрежь. 9. На сердитых воду возят. 10. Тише едешь дальше будешь. 11. Поспешишь людей насмешишь и т.д. Тест: «Сделай рисунок» На оценку творческого воображения На рис.66 представлены различные фигурные элементы. Предложите ребенку, используя эти элементы, придумать и нарисовать как можно больше фигур изображений. Времени на выполнение этого задания дается 45 минут. Одно изображение элемента может использоваться в рисунке сколько угодно раз. За каждую оригинальную фигуру начисляется 1 балл, подсчитывается общее количество баллов. Рис.66 Оценка творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (адаптированная методика Торренса) Определение творческих способностей ребенка сложная задача, при решении которой используются как результаты наблюдения, так и собеседований с родителями и специалистами, которые работают с этим ребенком. Творческие способности и возможности человека непосредственно не связаны с его способностью к обучению, с его интеллектуальными возможностями, но в то же время, стимулируя в ребенке творческие способности, мы способствуем развитию восприимчивости к новым идеям, ломке сложившихся стереотипов. Детям предлагались нарисованные геометрические фигуры. Надо было ис пользовать эти фигуры в качестве фрагментов рисунков животных и придумать истории про них (предварительно на предыдущих занятиях детям предъявлялись для беглого просмотра образцы изображений животных из геометрических фигур). На выполнение этого задания дается 10 минут. Оценивается не только, насколько разнообразны рисунки ребенка, но и его комментарии к ним. Выполнение этого задания позволяет также судить о со вершенстве графических навыков. А специфические особенности рисунка (наличие острых когтей, зубов, всклоченной шерсти, прорисовка глаз и т д.) могут дать представление о личности испытуемого. Кроме того, учитываются объяснение ребенком выбора тех или иных зверей. По окончании работы детям предлагается при помощи мимики и жестов изобразить выбранных животных. координации движений. Оценивается объем мимических, пантомимических средств, совершенство Высокий уровень. Ребенок нарисовал 4 различных фигурки животных с характерными особенностями. Придумал историю, в которой задействованы все четыре персонажа. Мимический портрет узнаваем без труда. Средний уровень. Ребенок изобразил 34 фигурки животных, историю смог придумать про каждого в отдельности. Мимический портрет животного узнаваем с трудом. Низкий уровень. Ребенок смог изобразить только одно животное или не смог вовсе. Историю про выбранное животное самостоятельно придумать не смог (выполняет только с помощью наводящих вопросов). Мимическое изображение как таковое отсутствует. Движения беспорядочны, не отражают характера и внешнего вида выбранного животного. Тест: «Рассказ» Творческое воображение, оригинальность на языке творческого рассказывания Предложите ребенку придумать сказку. Можно: а) определить тему сказки; 6) предложить дветри сюжетные картинки или открытки с изображением животных; в) взрослый начинает рассказывать (23 предложения), а затем просит ребенка продолжить; г) придумать сказку с определенными героями. Затем проведите анализ сказки по следующей схеме: 1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Количество сюжетных линий. Многообразие сюжетных линий показывает, насколько ребенок с воображением может отойти от действительности, предвидеть развитие сюжета. 2. Композиция сказки: наличие завязки, развитие сюжета, кульминации, развязки и концовки. Логическая завершенность сказки свидетельствует о том, насколько ребенок понимает взаимосвязь воображаемых событий с реальностью. 3. Количество главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик. Полнота характеристик героев говорит о глубине проникновения в сюжет. 4. Наличие описания внешнего вида героев, их душевных качеств, места действия. 5. Эмоциональность описания: использует ли ребенок оценочные суждения (хороший, плохой, красивый), включает ли себя в качестве действующего лица? Эмоциональность характеризует активность ребенка в процессе создания образов. 6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформулирована и, значит, осознана. 7. Связь сказки с приобретенным опытом, знаниями (прочитанные книги, телевизионные программы, опыт собственной деятельности и пр.). Тест: «Фигуры» На выявление творческих способностей Попросите ребенка внимательно всмотреться в каждую фигуру на рис.67 и сказать, что они изображают? Чем они еще могли бы быть? Ответы анализируются так: 1. Сколько всего идей назвал ребенок при виде каждой и: фигур? А__Б__В__Г__Д__Е__ Сложите эти цифры, чтобы получить показатель скорости: __ 2. Сколько разновидностей идей названо ребенком? Каждая разновидность рассматривается как категория. (К отдельным категориям относятся, например, предметы одежды, продукты питания.) Сложите эти оценки, чтобы получить показатель гибкости: __ 3. Сколько оригинальных идей предложено? Не считаются оригинальными примерно такие идеи: А. Это буква алфавита, крест, две палочки. Б. Орех в разрезе, спасательный круг, колесо, кольцо. В. Два пятна, грязные следы. Г. Морские волны, языки пламени. Д. Прямоугольник, ящик. Е. Восклицательный знак, тюбик, из которого выдавили пасту. Подсчитайте оригинальные идеи по каждому рисунку: А__Б__В__Г__Д__Е__ Сложите результаты, получите показатель оригинальности: __ А теперь сложите все результаты по трем характеристикам, чтобы получить обобщенный показатель творческих способностей. Показатель скорости: __ Показатель гибкости: __ Показатель оригинальности: __ Обобщенный показатель творческих способностей: __ Упражнения на развития творческого мышления (креативности) 1. Показываете ребенку какуюлибо игрушку и просите его назвать как можно больше способов необычного использования этой игрушки. 2. На рис.68 изображена изогнутая непонятная фигура. Эту фигуру ребенок использует как отправную точку при рисовании необычной картинки, интересной и увлекательной истории. 3. На столе лежат спички, из них сложено 6 квадратов — (рис.69). Попросите ребенка выполнить, например, такое задание: «Убери 3 спички так, чтобы получилось 4 квадрата (рис.69 а). 4. Разложите на столе 16 спичек так, как показано на картинке (рис. 70). Инструкция: «Попробуй сложить 5 квадратов, передвинув только 2 спички». Правильное исполнение показано на рис. ( рис.70 а). 5. Разложите перед ребенком спички и предложите поиграть в них, чтолибо изображая. Например, построить домик, стол, молоток и т.д. (рис.71). Направляйте фантазию ребенка, покажите, как много всего оригинального можно построить из спичек. 6. Попросите ребенка придумать как можно больше слов, в которых есть, например, буква «А» и записать их (если ребенок умеет писать) или назвать. 7. Поиграйте в игру: «Назови слова». За определенное время нужно назвать возможно большее количество слов, относящихся к одному классу объектов. Например: ребенок называет слова, которые относятся к категории одежды, обуви и т.п. «Назови все, во что человек может одеваться». 8. Предложите ребенку назвать как можно больше способов использования какоголибо предмета. Пример: «Пластиковая бутылка»: ваза для цветов, воронка для переливания жидкости и т.п. 9. Прочитайте небольшой рассказ (сказку, историю) и попросите ребенка дать ему название. 10. Поиграйте с ребенком в такую игру: «Что бы я стал делать, если бы стал волшебником?» При выполнении этих упражнений обращайте внимание на необычность идей, легкость, гибкость, оригинальность. ис. 68 Опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей старшего дошкольного (младшего школьного возраста) Пояснительная записка к опроснику. Для успешной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста необходим не только достаточный уровень развития познавательных процессов, но и устойчивый интерес к тому или иному виду работы, способность сохранять довольно длительное время сосредоточенность. Предлагаемый нами опросник содержит 30 вопросов, которые разделяются по сферам: «Человек — природа» вопросы 1, 6,11,16, 21, 26; «Человек — техника» вопросы 2, 7,12,17, 22, 29; «Человек — человек» вопросы 3, 8,13,18, 23, 28; «Человек — знаковая система» вопросы 4, 9,14,19, 24, 29; «Человек — художественный образ» вопросы 5,10,15,20,25,30. При проведении опроса детей учитываются комментарии ребенка, степень его эмоционального участия, особенности его поведения. 1. Ты любишь фильмы о животных? 2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как она устроена? 3. Ты любишь играть в школу и быть учителем? 4. Тебе нравится решать задачи? 5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами? 6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках? 7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме? 8. Тебе нравится играть в больницу и быть врачом? 9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь ли ты научиться)? 10. Ты любишь выдумывать разные истории? 11. Тебе нравится слушать рассказы о животных? 12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать? 13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им, как играть в какую нибудь игру? 14. Ты любишь разгадывать сложные кроссворды? 15. Ты нарисовал(а) картину, и тебе чтото не понравилось. Будешь ли ты переделывать ее до тех пор, пока не получится так, как надо? 16. Тебе интересно наблюдать за растениями? Ты часто рассматриваешь технические журналы, проспекты? Тебе это 17. нравится? 18. На улице плачет малыш. Ты постараешься его утешить? 19. Тебе нравится читать (хочешь научиться)? Ты услышал (а) историю с грустным концом. Ты захочешь переделать 20. ее так, чтобы она хорошо закончилась? 21. 22. Ты любишь собирать красивые камешки? Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов? Твоя мама изменила прическу или надела новое платье. Заметишь ли 23. ты это и скажешь ей, какая она красивая? 24. Можешь ли ты долго решать интересные задачи, хотя вокруг играет громкая музыка? 25. 26. Тебе нравится рисовать красками? Ты любишь книги, мультики и фильмы о природе? Ты гуляешь во дворе. Ктото выбросил старый телевизор или при 27. емник. Ты посмотришь, что там внутри? 28. Замечаешь ли ты, что твои близкие чемто расстроены? Тебе нравится разгадывать ребусы, головоломки, шарады, решать зада 29. чи, связанные с кодированием? 30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям? Результаты проведенных исследований необходимы для проведения коррекционноразвивающей работы и в образовательном учреждении, и дома в соответствии с природными задатками ребенка. На основании данных исследований вносятся коррективы в занятия, вырабатываются рекомендации для индивидуальной работы с ребенком как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям для выполнения домашних заданий. Тест цветового выбора Люшера Выявление отношения к окружающим, собственного состояния, возможного стресса Предлагаются карточки следующих цветов: синий, зеленый, красный, жел тый, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Серый (0) — нейтральный, обозначает границу. Синий (1) полное спокойствие, умиротворение, желание покоя. Зеленый (2) желание признания. Красный (3) влечение к активной деятельности, энергия. Желтый (4) — творчество, стремление к новому, освобождение от про блем. При отвержении его разочарование, смятение. Фиолетовый (5) высокая степень чувствительности, интимность, нере альность желаний. Коричневый (6) чувство комфорта (физического). Слабость, которую надо преодолеть. Черный (7) отказ, неприятие чеголибо, протест. 1. Перед ребенком раскладывается материал и предлагается подобрать цвет к членам семьи, друзьям и т. д. 2. Предложить разложить карточки с цветом от самого приятного к самому неприятному, но при этом не задумываться и отбирать тот цвет, на который падает взгляд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипрограмма "Одарённый ребёнок"
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. ...
Одарённый ребёнок: методы выявления и проблемы обучения
в данной статье рассмотрены методики, которые можно использовать для определения одарённости ученика, выделены признаки, характеризующие одарённость и рассмотрены проблемы обучения...
Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.
Давно уже известно, что урок музыки это урок творчество, познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...
Памятка для родителей "Если у вас конфликтный ребёнок"
Материал для родительского собрания...
Если в классе слабослышащий ребёнок...
Рекомендации педагогам общеобразовательных школ...
Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность
Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся. По мнению зарубежных...
Что делать, если у Вас конфликтный ребёнок
Помощь родителям с конфликтным ребёнком. Статья: Онучина Любовь Александровна,педагог-психолог ....