Классный час по теме "Добро и зло"
классный час (8 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час в 8-9 классе.
Тема: «Добро и зло»
Цель:
- Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло»;
- Показать на примерах закономерности проявления добра и зла в окружающей жизни;
- Побудить учащихся к необходимости воспитания в себе доброты;
- Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность;
- Привить основы нравственного поведения.
Ход классного часа:
Классный руководитель. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло», о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос: «Когда же добро творит зло?»
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
И если что не так – сдержись!
Будь поумней и улыбнись,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернётся непременно!
Это эпиграф нашего классного часа.
Ответьте на вопрос: «Как Вы понимаете понятия Добро и Зло? Где и как они проявляются?»
Добро – это:
- то, что служит сохранению и развитию жизни;
- все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.
А всё, что вредит этому – называют зло.
Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.). Высшее проявление зла – война, убийство.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?
О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел, и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
Классный руководитель. Добру противостоит зло.
Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного, терпеливого труда души.
Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром!
Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»? Почему это необходимо?
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
В народе бытует мнение «За добро платят злом».
В чем его смысл?
Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
– Что там видно в окне? – как-то спросил тот, что лежал у двери.
– О! – оживился первый. – Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.
Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.
Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
— Но зачем же он?.. Зачем же он рассказывал мне всё это?
— Он, видимо, просто хотел Вас немного приободрить…
Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится: «Моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном круглом шарике начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давай попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, можно пропустить несколько машин в дорожном заторе, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание! Представляешь, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь. ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ!
Классный руководитель. Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Делать добро – это душеная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
Пословицы недаром молвятся…
«От добра – добра не ищут» или «Не делай добра – не получишь зла».
Ваши мнения по поводу этих высказываний.
По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется, чтобы твой добрый поступок по отношению к кому-нибудь заметили и оценили.
Классный руководитель. Ребята, какие вы знаете пословицы и притчи о добре и зле?
А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания: «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным»?
Нужно делать добро из-за того, что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано, ничего не должен, вы этого сами захотели.
(песня «Твори добро» в исполнении Шуры)
Классный руководитель. Ребята, какие вы подготовили стихи о добре?
Подведение итогов.
Помните:
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта русского человека. Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...