Консультация для родителей "Трудный возраст"
консультация
Консультация для родителей "Трудный возраст"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_trudnyy_vozrast.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудный возраст
Каждый ребенок уникален, и переходный возраст у всех начинается по-разному. Специалисты говорят, что это происходит в возрасте 11-14 лет. Подросток становится замкнутым, раздражительным, излишне чувствительным к любой критике. При этом свои настоящие чувства они пытаются скрыть за маской нарочитого безразличия, а иногда и грубости.
Классическими симптомами переходного возраста являются молниеносная смена настроения и принципиальность даже в самых незначительных вопросах. Подросток начинает так рьяно отстаивать свое право на независимость, что даже привычная просьба убрать в своей комнате может перерасти в конфликт.
Мудрость и терпение
Каким же должно быть твое поведение, чтобы максимально облегчить жизнь подростку? Главное – помнить, что несмотря на кажущуюся независимость, максимализм и даже дерзость, твой ребенок сейчас как никогда нуждается в понимании и поддержке.
Установи для ребенка правила поведения. Но предварительно обсуди их с ним. Каковы его обязанности по дому? Когда он должен возвращаться с прогулки? Как бы ему хотелось проводить свое свободное время? Вместе вы должны выработать такие взаимоотношения, которые устроят и тебя, и его. Единственное условие: установив правила, следи, чтобы твой ребенок придерживался их всегда, а не изредка.
Не опекай его чрезмерно. Сейчас ты волнуешься о нем как никогда, но у подростка могут быть свои взгляды, отличающиеся от твоих. Не стоит контролировать каждый его шаг, твой ребенок теперь вполне способен нести ответственность за свои поступки. Доверяй ему, и он ответит тебе тем же.
Подружись со своим ребенком. Непросто сразу же сменить привычное амплуа, но доверительные отношения в семье того стоят. Искренне интересуйся, чем он увлекается, какую музыку слушает, расспрашивай о его круге общения. Выберите свободный день и проведите его так, как захочется ему, даже если ты не вполне с этим согласна.
Разговаривай с ним по душам. Возможно, поначалу это будет непросто, но со временем такие беседы должны превратиться в добрую традицию. Строй ваше общение так, чтобы он чаще высказывал собственное мнение. Можешь поделиться с ним какими-то своими затруднениями и спросить совета. Сейчас для него самое важное – чувствовать себя нужным понимаемым.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК"
Некоторые проблемы пятиклассников
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
Не умеет работать самостоятельно.
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей
· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Такой длинный переходный
интервал выделен в связи с тем, что
необходимо избежать совпадения двух
кризисов, один из которых связан со
спецификой переходного периода
(возрастной кризис), а другой – с
изменениями в организации обучения
(условно-педагогическим кризисом).
Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка
"изнутри", а другой "извне".
Что же происходит с ребенком этого возраста «в рамках возрастного кризиса»?
Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому
возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления
человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в
дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в
познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на
выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя
вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это
является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и
конфликтам во взаимоотношениях.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот
период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его
повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего,
проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы,
возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие
исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита
любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта
любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не
связана со школьной программой. Недаром среди педагогов распространена шутка,
что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную
программу.
2
Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой
восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества
и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет
взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на
принципах партнерского общения.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим
собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются:
(описаны Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой)
∙ учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по
саморазвитию и самосовершенствованию;
∙ сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой
жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких
отношений в коллективе;
∙ взросления как новообразования младшего подросткового периода –
специфической формы самосознания, социального по своей природе и
проявляющегося в «чувстве взрослости»;
∙ овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с
понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.
Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших
подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный
оборот на себя. При решении той или иной задачи подросток ориентируется не
только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества
(особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее
решения. Этот рефлексивный оборот является системообразующим механизмом
формирования новообразований младшего подросткового возраста.
Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С
его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит
образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с
людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не
подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания,
возникающая в переходный период и определяющая основные отношения
младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности
равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими
требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты
подросткового кризиса. Если образовательное учреждение не предлагает
учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится,
3
но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской
несправедливости и необъективности.
Следующее существенное новообразование этого возраста – рационально
структурированная внутренняя позиция. Она способствует появлению
структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в
собственных переживаниях», «логику чувств». Происходит обобщение и
классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения к себе.
Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов, что
обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения:
целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний,
что вызывает и новое отношение к себе.
Всѐ это тесно связано и переплетено с осознанием и обоснованностью
самооценки, что также является новообразованием младшего подросткового
возраста. Самооценка – это значимый компонент самосознания, имеющий
разносторонние характеристики и сложную самостоятельную структуру в личности
младшего подростка. Одним из критериев обоснованности самооценки выступает
еѐ адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми. Чем
выше обоснованность самооценки, тем лучше сформировано индивидуальное
сознание, способность к межличностному общению, пониманию собственных
переживаний, их причин и результатов своего поведения.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли
не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет
ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь
в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей
внешностью.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего
будущего – также отличительная особенность этого возраста. Результат действия
становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный
авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов"
учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества,
инициативы и самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою
актуальность и привлекательность.
Еще одно новообразование младшего подросткового возраста –
полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным
планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря
рефлексивному обороту на себя. Вхождение их в структуру самосознания и
мотивов, в сферу поведения определяется как полоролевая идентификация.
Следующее возрастное новообразование – согласованная я-концепция. По
отношению к самооценке я-концепция является более фундаментальной
категорией, формируется неразрывно с остальными новообразованиями и
осмысливается с помощью понятия потребность.
4
Основные потребности данного возраста:
В качестве одной из важнейших потребностей младшего подростка можно
выделить потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со
сверстниками и значимыми взрослыми, в проявлении собственной внутренней
позиции.
В силу специфики возраста подросток строит себе эмоционально
выраженный идеал, поэтому важно помогать ребенку наполнять его нравственным
содержанием, поскольку «идеальное Я» имеет важное значение для развития я-
концепции.
Существенной потребностью младшего подростка рассматривается
потребность в самопознании. Она обусловлена поиском возможностей и границ
своего «Я» в рамках ведущей деятельности.
Важной потребностью младшего подростка является и потребность
эмоционального самовыражения и взаимодействия. Так как эмоциональная
сфера является неотъемлемой от рациональной, когнитивной в структуре
самосознания, для развития понятийного и абстрактного мышления младшему
подростку необходимо эмоциональное наполнение его деятельности, общения и
поведения.
Не менее значима потребность в общении со сверстником своего пола.
Данная потребность связана с процессом активной идентификации подростка
вследствие его возрастных изменений.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....
Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
В разработке ......
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ применяемые при проведении кружковой работы с детьми младшего возраста (консультация)
Наша цель - расширять знания родителей по вопросам сохранения здоровья, убедить в необходимости продолжать оздоровительную работу, начатую в детском клубе....
Консультация для родителей на тему: «Развитие слухового внимания детей раннего возраста»
развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха необходимо начинать с раннего возраста...
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...
Консультация "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие общих речевых навыков по следующим направлениям: развитие правильного дыхания, мелкой, общей и артикуляционной моторики, чувства ритма, понимания речи, слухового внимания....
Консультации для родителей "Театральная деятельность детей дошкольного возраста"
Сдесь собраны рекомендации и советы для родителей по приобщению детей к театральному искусству, о развитии творческих способностей дошкольников через драматизацию и обыгрывание различных ситуаций....