«Планирование и организация работы в студенческой группе»
материал

Ефремова Ксения Юрьевна

Семинар для начинающих классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_nachinayushchih_klassnyh_rukovoditeley.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Семинар для начинающих классных руководителей «Планирование и организация работы в учебной группе»

Тема семинара «Планирование и организация работы в студенческой группе», достаточно актуальна для классных руководителей, особенно, начинающих.

Слад 1

Целесообразно выделить три уровня функций руководителя учебной группы:

1.К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание студентов, социальная защита, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач.

2. второй уровень функций – организаторская функция –поддержка положительной студенческой инициативы. Другими словами, классный руководитель не столько организует студентов, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности. Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед группой целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие студенческого самоуправления.

 3.Третий уровень функций классного руководителя это –управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности студентов. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Слайд 2

Диагностика –это и составление социального паспорта группы, и выявление студентов «группы риска», на которых следует обратить особое внимание. Основной принцип в работе с такими студентами –это системность. Работа с ними должна вестись постоянно, поэтому, для удобства самого классного руководителя, необходимо составить план индивидуальной работы с каждым ребенком данной категории. В нашем колледже для работы с проблемными студентами создан Совет по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, в который входят представители администрации колледжа. На каждого ребенка, состоящего на внутриколледжном учете, заполняется индивидуальный план работы.

Слайд 3

Планируя свою работу со студентами, прежде всего, необходимо учитывать особенности данной возрастной категории. Средний возраст наших студентов – 15 - 20 лет. Это трудный период жизни. Человек уже вышел из детского возраста, и его мир становится более сложным. Эмоции неуравновешенны, в поведении часто наблюдаются крайности. Для данной возрастной категории очень важно признание, в связи с этим студенты стремятся присоединиться к группе, где могли бы самоутвердиться. Если юношеская жажда принадлежности группе не удовлетворяется, возникает отчужденность. Отчуждение может появиться резко и явно, а может тихо, незаметно. Но в обоих случаях оно очень ранит молодых людей. В данном случае на классного руководителя возлагается сложная миссия –он становится посредником между студентом и взрослыми, но для этого ему самому необходимо научиться, как минимум, понимать своего воспитанника и быть для него авторитетом. Мы уже сказали о том, что молодым людям необходима принадлежность к группе. Причем, им по большому счету не важно, чем они будут заниматься в этой группе. Главное –быть частью механизма. Поэтому именно педагогу необходимо направить неудержимую силу старших подростков в мирное русло. Для этого необходимо вовлекать студентов в общественную жизнь колледжа, сотрудничеству со студенческим советом колледжа.  

Осуществляя планирование своей деятельности, классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила: Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст студентов, т.е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы для данного возраста. Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и способствовать решению определенных задач. Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность.  Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной работы колледжа, мнение студентов и их родителей.  Правило пятое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими. Правило шестое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города. Правило седьмое. В составлении плана воспитательной работы могут участвовать и студенты.  

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя –это обеспечение постоянного развития воспитательной системы. Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой –причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с коллективом в целом, так и с конкретной группой студентов или отдельным учеником.

Слайд 4

Поговорим немного о формах работы классного руководителя. Классный час является одной из форм воспитательной работы и занимает достойное место в системе ее организации.  

Функции классного часа: 1.Просветительская –дает возможность расширить кругозор, получить те знания, которые не нашли отражения в учебной программе. Студенты получают информацию о событиях, происходящих в городе, стране, мире. 2.Ориентирующая –способствует формированию определенного отношения к окружающему миру, выработке системы духовных и материальных ценностей.3.Направляющая –призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта студента.4.Формирующая –реализуя все предыдущие функции, формирует у студентов навыки обдумывания и оценки своих поступков, самих себя, учит вести диалог, полемику, вырабатывая свое мнение. Тематический классный час отличается тем, что посвящен определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах. Главный критерий выбора темы –актуальность.

 На тематических классных часах могут рассматриваться:1.Нравственные и этические проблемы (позволяют воспитать у учащихся определенное отношение к обществу, коллективу, себе, природе, родителям, Родине и т.п.);

2.Эстетические проблемы (воспитывается чувство прекрасного, стремление к гармоничности во всем –внешности, поведении, быту, искусстве, труде, развивается творчество);3.Наука, познание (воспитывается правильное отношение студентов к процессу познания, в частности, к учебе). 4.Темы ЗОЖ (учат студентов вести здоровый образ жизни, предостерегают от пагубного влияния вредных привычек). 5.Психологические проблемы (учат студентов самовоспитанию, решению конфликтов, налаживанию отношений). 6.Экологические проблемы (учат студентов заботиться об окружающей среде, животном и растительном мире, ответственно относиться к природе);9.Общеколледжные темы (профессиональные праздники, памятные даты).

Слайд 5

 Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Наиболее распространены следующие формы проведения:1.Беседа на определенную тему (студенты рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение)2.Дискуссия, диспут (студенты делятся на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу)

3.Совещательные группы (студенты делятся на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала)4.Ролевая игра (проблемная ситуация инсценируется студентами. Такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли)5.Тематическая лекция (необходимо отличное знание вопроса)6.Лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции –оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации)7.Собрание (распределяются обязанности, даются поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений)8.Час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих студентов)9.Вопросы и ответы (преподаватель и студенты имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы) 10.Экскурсия 11.Тренинги12.Семинар 13.Мастер-классы 14.Театральные постановки и тд. Можно использовать любые новые формы, доступные в условиях колледжа. Главное, чтобы студентам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы школьников в группах

Организация работы школьников в группах...

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Проектная работа по теме: «Система организации работы обучающихся в группах на уроках физики».

Цель проектной работы: показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках физики, на основе собственного опыта и имеющихся методических мате...

Организация воспитательной работы в студенческих группах

Выступление на методическом объединении классных руководителей...

Организация методического сопровождения введения ФГОС ООО через организацию работы школьных творческих групп педагогов

Прежде чем на практике реализовывать план введения ФГОС ООО, включиться в инновационный процесс,  необходимо  приобрести определённый багаж теоретических знаний.На современном этапе развития...

Презентация «Планирование и организация работы в студенческой группе»

презентация к семинару для начинающих классных руководителей...