Классный час "Мусор-глобальная проблема"
классный час (7 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
«Мусор-глобальная проблема»
Цели:
- Заложить основы экологического мировоззрения.
- Сформировать первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.
Задачи:
- Научить выделять актуальные для среды обитания человека проблемы.
- Использовать знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и решение проблем экологии своей страны, города, села.
Быть счастливым и жить в согласии с природой – одно и то же.
Сенека (древнеримский философ)
Учитель: Ведущим условием выхода человечества из экологического кризиса и выживания на Земле является сохранение биологического и культурного разнообразия на планете.
А сегодня хочется затронуть одну из самых важных проблем человечества – это проблему бытового мусора. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский гражданин ежегодно «производит» 300 килограммов твёрдых бытовых отходов, примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы. У них на каждого жителя страны в год образуется 600 килограммов твёрдых бытовых отходов. Во всех странах состав твёрдых бытовых отходов довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кромке всего этого, в твёрдые бытовые отходы входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильник и, стиральные машины, автомобильные шины и другие).
В целом переработка мусора не составляет большого труда, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема твёрдых бытовых отходов остро стоит во многих странах, особенно в России. Есть несколько вариантов обращения с твёрдыми бытовыми отходами. О них вам расскажут ваши одноклассники.
Ученик 1: Я расскажу вам о захоронении отходов. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан берёт на себя 20% эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения твёрдых бытовых отходов, то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Ученик 2: Я расскажу вам ещё об одном методе уничтожения твёрдых бытовых отходов – это сжигание. При сжигании твёрдые бытовые отходы на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе так же не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
Ученик 3: Можно заниматься сортировкой и переработкой мусора. Это самый экологичный вариант обращения с твёрдыми бытовыми отходами, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции, то есть средства. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать твёрдые бытовые отходы выгодно, на вторичное сырьё – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос.
Ученик 4: Ситуация с твёрдыми бытовыми отходами в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разного вида отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. В тех городах, где муниципальные власти проводили эксперименты по раздельному сбору мусора, результаты оказались неудовлетворительными. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание свалок с упрощённым контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Часть бывших свалок, оказавшихся в черте города, застраивается жилыми кварталами. Однако продолжающий выделяться там биогаз – результат разложения органических веществ – создаёт взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность. Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа, растворителей и других), почвы и грунтовые воды (от тяжёлых металлов, растворителей, инсектицидов и так далее) – почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 километра от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца. Ртути, никеля.
Ученик 5: Но в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и другие. При этом должны учитываться:
- роза ветров в районе свалки;
- расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов;
- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
- расположение, удобное для подъезда транспорта;
Специально оборудованные свалки – не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Ученик 6: Компостирование мусора – способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в объёме бытовых отходов немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Всё большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский учёный А. Теллер говорил: « Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья».
Учитель: Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн кубических метров твёрдых бытовых отходов, что составляет около 0,2 тонны на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3% твёрдых бытовых отходов, а 9% вывозится из городов на более чем 100 полигонов для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. Одно из направлений решения проблемы отходов – их первоначальная грамотно организованная сортировка. Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ. В их число входят:
- пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений;
- радиоактивные отходы, образующиеся на предприятиях, использующих радионуклиды, и на атомных электростанциях;
- ртуть и её соединения – отходы химической промышленности;
- мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
- соединения свинца, встречающиеся особенно часто в отходах нефтеперерабатывающей и лакокрасочной промышленности;
Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования также становятся спецотходами, например:
- батарейки;
- неиспользованные медикаменты;
- остатки химических средств защиты растений (ядохимикатов);
- остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
- остатки косметики (тени для век, лак для ногтей. Жидкость для снятия лака);
- остатки средств бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью);
- ртутные термометры.
Утилизация жидких и твёрдых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается на специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются на водонепроницаемой платформе толщиной до 3 метров. Все стоки и грунтовые воды постоянно контролируются.
Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет.
С введением малоотходных и безотходных технологий, вовлечением отходов в производственные циклы их количество будет сокращаться, но на сегодняшний день оно чрезвычайно велико и превысило 6 миллионов тонн. Из них свыше 15,6 тысяч тонн составляют отходы 1-го и 2-го класса опасности, то есть это наиболее токсичные и опасные для окружающей среды и здоровья населения отработанные вещества. Всего в области накоплено 50-60 миллионов тонн отходов на площади, примерно равной 120 квадратных километров (0,011% территории).
Приложение №1
«Золотые россыпи помоек»
- Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет пластмасса.
- Во Франции считается самой процветающей отраслью промышленности переработка мусора.
- Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо рассортировать.
- Для того, чтобы переработать пластмассу, её необходимо сжечь при специальных условиях.
- Первоочередная забота при выборе места свалки – это защита поверхности земли и грунтовых вод.
- Появление «партизанских» свалок влечёт за собой изменение климатических условий (температуры, влажности).
- Вредные выбросы оказывают влияние даже на территории, удалённые от места, где загрязнение «увидело свет».
- Самая страшная «добавка» к воде – это пестициды.
- Из радиоактивных отходов целенаправленно рассеиваются в окружающую среду газы.
- Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция, то есть повторное использование отходов.
- Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют загрязнением.
- Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает автотранспорт.
- Гарбология – это мусороведение.
- Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения 100 лет и более.
- Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы за 1-2 года.
- Пластмассу нельзя выбрасывать, так как она сама по себе не разлагается.
- Стекло, брошенное в лесу, может стать причиной пожара.
- Заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с рисунком нельзя, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжёлых металлов, а также вредные органические соединения.
- Для разложения бумаги требуетсяот от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет.
Приложение №2
Это интересно
«Мусор – вечная тема»
200 тыс. лет до н. э.
Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий.
400 лет до н. э.
В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.
200 г.
В Риме возникла городская служба по уборке мусора.
1315 г.
После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки.
1388 г.
Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды.
1775 г.
В Лондоне появились первые мусорные баки.
1800 г.
Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.
1810 г.
В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшее вскоре почётное место на свалках.
1869 г.
Началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы.
1874 г.
В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора.
1897 г.
В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.
1912 г.
Швейцарский химик Якоб Брандербергер изобрёл целлофан.
1916 г.
80% отходов в крупных городах Европы и Америки составляют угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. этот показатель снизился до 42%, к 1960-до 3%
1932 г.
В США изобретены машины, прессующие мусор.
1942 г.
В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.
1948 г.
В Нью-Йорке открыта свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.
1965 г.
Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.
1992 г.
Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.
2000 г.
Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.
2013 г, март
Принято Госдумой решение о закрытии БЦБК в Иркутской области.
Приложение №3
Известные люди о природе и её охране
… Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
К. Паустовский
Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства.
И. Соколов-Микитов
Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение и умножение красот Родины.
Л. Леонов, космонавт.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
М. М. Пришвин, писатель
Человек был и всегда остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. А. Сухомлинский, педагог
От каждого нашего действия зависит равновесие всего сущего. Ветры и моря, сила воды, сила земли и сила света, как и всё, что творят эти силы, и всё, для чего существуют звери и растения, всё что задумано хорошо и правильно… И поскольку нам дана сила повелевать миром и друг другом, мы непременно должны научиться поступать так, как в соответствии со своей природой поступают сухой листок, кит и ветер. Мы должны сохранить равновесие.
Урсула Ле Гуин, путешественник
Мы вошли в столетие окружающей среды, хотим мы этого или нет. В этом столетии каждый, кто считает себя реалистом, должен оценивать своё поведение тем вкладом, который он внёс в сохранение окружающей среды.
Эрнст фон Вайцзеккер, европейский специалист по экологии
Из всех кризисов социального или природного происхождения, с которыми сталкивается человечество, именно кризис природных ресурсов ставит вопрос о нашем выживании и выживании нашей планеты Земля.
Коитиро Мацуура, гендиректор ЮНЕСКО
Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать.
В. Л. Гинзбург, писатель
…Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.
Д.И. Писарев , русский писатель
Следует жить в соответствии с природой.
Цицерон, древнеримский философ.
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди, руководитель движения за независимость Индии.
У всех людей возникает всё больше общих интересов, главный из которых сохранить на Земле человечество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа, посвящённого проблемам наркомании
Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой с...
Классный час "Глобальны проблемы современности"
Интегрированный урок по предметам "обществознание" , "история" и "основы философии". Материалы, используемые на уроке, содержат информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан...
Классный час "какие проблемы ждут нас после школы и как к ним подготовиться"
Классный час для учащихся 9,11 классов. Цель: повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выявить склонности учащихся к видам деятельности, знак...
Брейн- ринг.Игра для проведения классного часа, посвященного проблемам экологии.
Данный материал, возможно, будет полезен для проведения классного часа в 7-8 классах, ,посвященного проблемам экологии. Здесь содержатся занимательные вопросы для экологической викторины....
классный час "Экологическая проблема сбора мусора"
одна из главных проблем современных городов - сбор и утилизация отходов...
Данная разработка содержит материал, предназначенный для проведения классного часа по проблеме «Защищать Отечество-это твоя святая обязанность или вынужденная необходимость?»
Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек,любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защ...
Открытый классный час Толерантность: проблема или мышление нового века?
Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэто...