Цикл классных часов
учебно-методический материал

Ложкин Степан Николаевич

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей,  депатриотизацией,  утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество.
Значимость этой проблемы определяется также тем, что от ее решения во многом зависит будущее России, приобретение страной национальной идеи, а обществом – новой идеологии, органической частью которой, ее точкой опоры является патриотизм. В патриотизме находят отражение идеи государственности, национального и религиозного единства, защиты Отечества, заботы о его процветании.

Верно отмечено, что патриотическое сознание играет огромную роль «в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального климата».
Действительно, в условиях радикальных экономических преобразований в стране, глубоких изменений в общественно-политической сфере оказалась фактически разваленной сложившаяся ранее система воспитания молодежи. Произошедшие в нашем обществе перемены привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальной ценности нашего народа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_ih_podvig_bessmerten.docx162.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохольский лицей»

Познавательно-игровая программа

на тему «Война глазами детей»

В цикле просветительских бесед «Их подвиг бессмертен»

                                                   Подготовил: Ложкин С.Н.

                                                              учитель истории и обществознания,

                                                                   

                                                                   

Р.п. Хохольский, 2022

Классный час предназначен для детей 3 классов. Форма проведения - игровая.

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  -  расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

- пробудит интерес к изучению истории родного края в период Великой Отечественной войны;

- развивать у детей потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;

- воспитывать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозаписи ( минута молчания), видеозапись «Оккупация Хохольского района немецко-фашистскими захватчиками», рисунки детей, фотографии родственников детей, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Подготовительная работа: Перед проведением классного часа необходимо оформить доску.

Содержание мероприятия:

Часть 1.Мотивационная: введение в тему.
 Часть 2. Основная.
 Часть 3. Подведение итогов
Планируемые результаты:

Личностные:  уважение  к  подвигам  Героев  Отечества,  развитие нравственного  сознания,  чувств  и  поведения  на  основе  сознательного присвоения общечеловеческих нравственных ценностей.   Метапредметные:  умение  строить  рассуждения,  выражать  собственную  точку  зрения,  формулировать  выводы,  аргументированно  отстаивать свою точку зрения,

осуществлять оценку и самооценку.

        Ход классного часа

Мотивационная часть

Наш классный час посвящен событиям Великой Отечественной войны.

И начнем мы его с песни «День Победы».

  1. Звучит песня «День Победы», дети подпевают.

- Чему посвящена эта песня?

-А победы над кем?

-А когда наша страна отмечает День Победы?

1 слайд

Это даты начала и конца Великой Отечественной войны.

          - Посчитайте, а сколько лет уже прошло, как закончилась война?

Основная часть.

  1. Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило

солнце, пели птицы. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничего не предвещало беды.

И вдруг по радио донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну.

2 слайд

Шёл сорок первый…

В то тихое мирное время

Никто и не знал, что начнется война.

Никто и не знал, что

Фашисты нагрянут сюда.

Об этом по радио все услыхали,

И на секунду страна замерла

Летят самолёты. Обстрелы. Обвалы.

Горит ярким пламенем наша земля.

По плану Германии война должна была продлиться 3-4 месяца. Но враг просчитался.

Рисунки на доске.

- Как вы считаете, война – это плохо? Почему?

(ответы детей)

1 уч. Война – это 1418 бессонных дней и ночей.

2 уч. Война – это миллионы погибших людей.

3 слайд

3 уч. Война – это тысячи городов и посёлков, сел и деревень, разрушенных и сожженных в нашей стране.

4 уч. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

4 слайд

5 уч. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 грамм хлеба в сутки.

6 уч. Война – это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных жителей.

- Да, война это страшное злодеяние на земле, потому что погибают люди, разрушаются города и сёла. Война приносит огромную боль.

Война, как ком, катилась по дорогам,

Неся разруху, голод, смерть и боль.

Осталось их в живых совсем немного,

Принявших первый, самый страшный бой.

- Великая Отечественная война тяжёлым катком прошлась по всей стране – от больших городов до крохотных деревень. Не стал исключением и наш Хохол. Около 15 тысяч жителей района ушли на фронт и более половины и них не вернулись домой.

5 слайд

- В городах и сёлах оставались старики, женщины и дети. Сёла остались не только без мужских рук, но и без техники. Работать было не на чем, всё делали вручную. Те, кто работал в тылу, не жалели своих сил, они работали и за себя, и за тех, кто ушёл на фронт.

6 слайд

- Немцы вошли в Хохол 4 июля 1942 года. Семь месяцев Хохол находился под немцами. Начались расстрелы, грабежи. Немцы расстреливали коммунистов, сельских активистов и тех, кто не хотел им подчиняться. Были разрушены такие здания, как Дом культуры, медпункт, редакция, типография, библиотека, школа, животноводческие фермы.

7 слайд

- Но самое страшное это то, что обезлюдели наши сёла: мужчины погибли на фронте, сотни юношей и девушек были угнаны на каторжные работы в Германию. А сколько жителей сёл и деревень умерли от голода, холода и издевательств захватчиков.

8 слайд

- И вот 29 января 1943 года Хохольский район был полностью освобождён от немецко-фашистских захватчиков войнами 322-й и 232-й стрелковой дивизии.

Более 23 миллионов жизней унесла эта война. Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. В каждой семье есть родственники – участники Великой Отечественной войны.

Послушаем ребят.

9 слайд

- И вот в мае 1945 года после ожесточённых сражений, наши войска штурмом взяли столицу Германии и водрузили флаг нашей Родины в центре Берлина.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо!

И травы будут зеленей!

- Каждый год, 2 раза в год ходим в село Хохол к Братской могиле, это на 9 Мая и на 29 января. Мы ходим, чтобы возложить цветы и почтить память тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое детство, за мирное небо над головой.

Ролик «Оккупация Хохольского района»

10 слайд

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали

По утрам они солнце встречали

Сверстники наши почти

Минута молчания.

Заключительная часть

- Для нас с вами, Великая Отечественная война – это история. Но её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохольский лицей»

Классный час

«Женщина, победившая войну»

В цикле просветительских бесед «Их подвиг бессмертен»

                                                   Подготовил: Ложкин С.Н.

                                                              учитель истории и обществознания,

                                                                   

                                                                   

Р.п. Хохольский, 2022

Тема « Женщина, победившая войну»

Эпиграф:   «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы».

                                                       Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко

Цель:  воспитание бережного отношения к исторической памяти ,   патриотизма, формирование гражданской позиции обучающихся на материале  о землячках-подпольщицах  Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.Организовать подборку и изучение материала.

2. Организовать встречу с историком –краеведом Власовым В.И.

2.Расширить и обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своего народа, края, страны на примере подвигов женщин-землячек.

3.Способствовать формированию чувства глубокого уважения и благодарности к людям, отстоявшим мир.

Форма проведения: экскурсия в краеведческий музей, созданный жителями улицы имени Шуры Лавлинской, героически погибшей в годы Великой Отечественной войны.

Методы: Беседа с историком-краеведом Власовым В.И. и основателями  музея братьями Фокиными, рассказы детей о своих родственницах.

Атрибуты: экспонаты музея, портреты женщин-землячек Анны Жаглиной и Шуры Лавлинской, выполненные обучающимися для передачи в дар музею, гвоздики, георгиевские ленты, фотографии родственниц обучающихся, газетные статьи.

Возраст : 13-14 лет

Предполагаемые результаты:

-эмоциональный отклик  со стороны обучающихся, переживание событий, гордость за свой народ;

-осмысление новой познавательной  информации;

-положительные впечатления от встречи с интересными людьми.

Вступительное слово учителя: В январские дни 2023 года мы отмечаем 80-летие освобождения города Воронежа и нашего Хохольского района от немецко-фашистских захватчиков. В районе  состоялся митинг, в лицее проходили Уроки Мужества ,на которых мы вспоминали солдат, отдавших свои жизни за свободу нашего края. Наш классный час называется «Женщина, победившая войну» и сегодня мы познакомимся с нашими землячками, которые отдали жизнь за Победу.

Женщина- это жена, сестра, мать. Женщина от слова Жизнь. Сколько горя и страданий выпало на их долю. Они рожали детей для счастья, а пришлось провожать их на войну, ждать, страдать, получать похоронки. Женщины-санитары, женщины-почтальоны, женщины-партизаны. Они трудились в тылу, они сражались на фронте, они партизанили в лесах…

Обучающийся 1:  На самой страшной войне XX века женщине пришлось не только провожать на фронт  своих любимых, близких, родных, но и самой  стать солдатом. Она  спасала, перевязывала раненых, стреляла из «снайперки»,  бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей.

Обучающийся 2:  «Не женская это доля — убивать»,— скажет одна из участниц войны.  Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну»

Обучающийся 3: Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, сапёры, лётчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристы, танкисты, десантницы, матросы, регулировщицы, шофёры, рядовые банно-прачечных отрядов, повара, пекари, партизанки и подпольщицы.

Обучающийся 4: Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем  у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу ещё никогда не делала женщина.

Основная часть 

 Учитель: Сегодня мы поговорим о женщинах, которые наравне с мужчинами сражались с врагом.

Экскурсия по краеведческому музею, созданному жителями улицы имени Шуры Лавлинской, погибшей от рук оккупантов.

Экскурсию проводит  краевед Власов В.И., который рассказывает о жизни и подвиге наших землячек. За связь с партизанами были расстреляны сёстры-партизанки Шура и Наталья Лавлинские. Комсомолка Анна Жаглина была повешена за распространение листовок и агитацию среди населения против немцев. Разведчицы – радистки Ася Таркова и Ирина Степанова были свачены в с.Семидесятное. Девушек пытали, затем расстреляли.

 Учитель продолжает : Прасковья  Щёголева, 35-летняя  русская  женщина, из соседнего Семилукского района , ради спасения нашего лётчика пожертвовала своей жизнью и жизнью своей семьи (матери и пятерых детей), но не выдала его фашистским извергам.

В селе Никольское-на- Еманче стоит памятник  односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны, в образе Василисы Асташовой и её младшего сына. Василису Асташову часто сравнивают с Прасковьей Щёголевой из Семилукского района. 12 июля 1942 года 57-летнию Василису также расстреляли вместе четырьмя детьми. Сначала на глазах матери убили её детей, а затем саму Василису.

Рассказы детей о своих прапрабабушках, переживших войну, воевавших и трудившихся  в тылу, воспитывавших приёмных детей. Все они внесли свой вклад в общее дело-разгром врага.

Дети демонстрируют фото из семейных альбомов и статьи из газет.

Передача в дар музею портретов Анны Жаглиной и Шуры Лавлинской, выполненных обучающимися.

Возложение цветов к памятному камню.

Обучающиеся читают стихи:

1.В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

2.О героинях той эпохи грозной

Мы с трепетом душевным говорим.

Их подвиг и поныне не осознан,

Их ратный труд вовек неизмерим!

3. Не для женщин страшная война,

Что приносит горести и беды

Но на ней без женщин никуда.

И без них бы не было победы!

4.Разве есть в том женщины вина,

Что пришлось надеть шинель солдата?

Дело ведь не женское война,

Но Отечество вовеки свято.

Учитель: Выстояли наши женщины, не дрогнули, не сломились. Выстоял наш народ. Выстояла и победила наша Родина! Женщина и Родина- слова  женского рода.

Женщина-жизнь, Родина - родное!  Низко кланяемся всем, победившим врага, отдавшим свои жизни за нашу свободу. Помним и гордимся!

Варианты рефлексии

А)

 1. Знали ли вы о подвигах наших женщин-землячек?

 2.Знали ли вы о том, что их имена носят улицы нашего села?

 3.Какое  впечатление  произвела на вас экскурсия?

4.Какие чувства вы испытываете после всего услышанного и  увиденного?

5.Почему надо знать и помнить историю нашего края и наших земляков?

Б)

Обучающиеся проходят по ссылке анкету о проведённом мероприятии.

 Страна, не знающая своих героев, не имеет будущего!

Литература:

Подборка статей из газеты «Народное слово» (архив)

Митяев В.Ф.  Песня о Шуре Лавлинской

Сапелкин Н., Сумина В.  «Жертвоприношение Прасковьи Щёголевой»

Интернет-ресурс «Бессмертный полк»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хохольского муниципального района Воронежской области «Хохольский лицей»

Классный час

«Их именами названы улицы»

В цикле просветительских бесед «Их подвиг бессмертен»

                                                   Подготовил: Ложкин С.Н.

                                                              учитель истории и обществознания,

                                                                   

                                                                   

Р.п. Хохольский, 2022

Пояснительная записка.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание через освоение системы знаний о героическом прошлом Малой Родины и примерами героических личностей.

Задачи:

Обучающие:

  Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся посредством вовлечения их в разработку и подготовку мероприятий героикопатриотической направленности.

  Воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию.

  Воспитывать у обучающихся интернациональные чувства.

  Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных во время подготовки мероприятия

  Воспитание чувства гражданского долга и ответственности

  Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления

  Приобретение навыков коллективной работы.

Развивающие:

 Мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное изучение литературы по данной теме.

 Продолжить работу по развитию навыков “осмысленной” работы с получаемой информацией.

 Формировать необходимость в передаче полученных знаний.

Воспитательные:

  Воспитывать чувство причастности и гордости за прошлое страны.

  Воспитывать уважение к исторической памяти через историю города проживания.

  Способствовать формированию культуры человеческих отношений в коллективе.

 

 

Сценарий

 

 Живым – Героев чтить, не забывать.

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелиска.

Вступительное слово учителя (слайд №1)

   Как часто нам задают вопрос «Где вы живёте?» или мы сами спрашиваем об этом кого-то. Называя свой адрес, мы не задумываемся, в честь кого названа улица, или откуда произошло её название. Чьё имя она носит? Кому принадлежит это имя? Чем он известен? А ведь названия улиц могут многое рассказать об истории населённого пункта, о быте и заботах его жителей.

Учитель: Ребята, назовите улицы, на которых вы живете. (дети перечисляют)

Есть улицы просто с красивыми названиями и таких у нас в поселке немало- Солнечная, Зеленая, Спортивная, Юбилейная, а есть улицы, названные именами людей.

Учитель: Что же должен сделать человек, чтобы его именем назвали улицу? В честь кого называют? (вопрос детям, они отвечают)

Давайте посмотрим на названия некоторых улиц: (слайд №2)

1) Достоевского, Чехова, Горького,

2)Менделеева, Ломоносова,

3)Гагарина, Комарова

А есть улицы названные в честь наших земляков. Это улицы Шуры Лавлинской, Ани Жаглиной.

Учитель: Что вы знаете о них? Почему их именами названы улицы поселка?

(Вопрос детям, они отвечают, предположили, что их имена связаны с войной) Да, события тех лет оставили свой след в истории нашего края.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а летом 1942 фашисты пришли на Хохольскую землю.  

(Демонстрация видеоролика о войне в Хохольском районе, первая часть)

Учитель: Давайте совершим небольшую экскурсию по некоторым улицам:

1) Рассказ о Шуре Лавлинской (слайд №3, слайд №4) (Приложение 1)

2) Рассказ об Ане Жаглиной (слайд №5) (Приложение 2)

Учитель: И в других селах есть свои герои, именами которых названы улицы. Село Староникольское, центральная и самая длинная улица носит имя Веры Чуркиной  (рассказ о Вере Чуркиной видеоролик слайд №6)

Учитель: Село Семидесятное. На территории села располагался лагерь для советских военнопленных. Здесь есть тоже улицы названные в честь своих героев.  (рассказ об Аси Тарковой и Ирине Степановой слайд №7) (Приложение 3)

Учитель: Ребята, мы совершили небольшую экскурсию по улицам некоторых сел нашего района. Познакомились с их судьбами. (слайд №8)

Какими качествами обладали этих людей?

Можно ли их назвать героями своего времени? В чем подвиг этих людей?

(ответы детей: мужественность, отвага, бесстрашие, долг перед родиной ит. Д.

Учитель: Почему потомки называют улицы их именами?

(ответы: чтобы помнили!!! Чтобы ужасы войны не повторились)

Да, ребята, мы должны знать историю своего края. Знать своих героев и чтить их память. В ваших семьях тоже есть свои герои - участники Великой Отечественной войны хоть их именами не названы улицы. Давайте послушаем рассказы ребят. (слайд №9)

Рассказы детей про своих родственников, участников Великой Отечественной войны (приложение 4)

1. Момантова Дарья ( презентация Квасов )

2. Недилько Артем

3. Воронин Иван

4. Чурилов Максим

Максим Чурилов читает стихотворение «У обелиска» Л. Сергеева 

На плитах мраморных застыли
Бойцов погибших имена.
Как они молоды все были,
Когда нагрянула война!

Не залечить годам воронок
В душе у вдов и матерей
От чёрной вести похоронок
На сыновей, отцов, мужей…

Они Россию защищали,
Жизнь отдавая за неё,
И нам, потомкам, завещали
Беречь Отечество своё.

Под танки яростно бросались,
С небес таранили врагов,
Стояли насмерть, не сдавались
У деревень и городов.

За счастье жизни на земле,
Рассветы наши и закаты
Лежат в могильной тишине
Непобеждённые солдаты.

Склоняю голову я низко
И розы в траурном букете
Кладу к подножью обелиска
На плиты мраморные эти.

 (учитель читает стихотворение)

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И ваших внуков внуки.

Рефлексия

Учитель: Ребята, придя сегодня домой после уроков, родители, скорее всего, спросят вас о классном часе. Что вы им расскажите? Какими впечатлениями с ними поделитесь?

(впечатления детей)

Заключение

Вы правильно сказали, что мы, потомки, благодарны нашим предкам, всем героям Великой Отечественной войны, за их подвиг. Поэтому их именами названы улицы сел нашего района. Это наша благодарность за мирное небо над головой.

Закончить наш классный час я хочу словами доктора философских наук, лингвиста Александры Васильевны Суперанской

«Каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - это свидетель минувших событий, истории и мировоззрений наших предков»
Всем спасибо !

Приложение 1

Я живу на  улице Мира, но часто гуляю по улице Шуры Лавлинской. Раньше я не задумывалась в честь кого она названа, но сейчас я знаю чьё имя она носит.

Шура Лавлинская училась в Октябрьской школе с 1932 по 1939 год,
с 1 по 7 класс. Была на селе одной из первых пионерок. Потом стала пионервожатой, комсомолкой, а перед войной уехала в Воронеж учиться на курсах фельдшеров.
С приходом немцев учёбу пришлось оставить. Шура возвращается
в Хохол и активно включается в подпольную работу. В дни облав на коммунистов и советских работников они с сестрой Натальей помогают им
скрываться. Девушки организовали на одном из хуторов убежище,
где прятался председатель райисполкома Василий Михайлович
Исаев. Но нашёлся предатель. Шуру выследили и схватили
фашисты. Никого из подпольщиков она так и не выдала. Шуру
пытали, били, всячески издевались над нею, но ничего не
добились от отважной комсомолки. 26 января 1943 года недалеко
от села Ведуга Семилукского района Шура вместе с сестрой Натальей были расстреляны.
Имя Шуры Лавлинской носит сегодня одна из улиц рабочего
посёлка, на здании бывшей Октябрьской школы в её память в 1976 году
была установлена мемориальная доска.
Песня о Шуре Лавлинской Слова В.Ф. Митяева, Музыка Н.В. Синёва

1.Тянется тропинка в поле от села,
Где когда-то Шура за цветами шла.
Шум дубрав зелёных, даль родной земли
С детства всё знакомо, сердцу ей милы.

2. Комсомолку Шуру знали все в селе,
Для людей хотела счастья на земле.
С соловьиной песней к ней пришла весна.
Только ненадолго – началась война!

3. Загремели грозы в небе голубом,
И ворвалось горе в светлый её дом.
За родную землю, где она жила,
Жизнь свою в рассвете Шура отдала.
4. Нас зовёт тропинка в голубой
рассвет.
Было ей в ту пору восемнадцать лет.
Над родной сторонкой солнышко
взошло…
Улицу назвали именем её.

5. Тянется тропинка в голубой рассвет
Мы идём по жизни, только Шуры нет
Улицу назвали именем её
Помнят старожилы, знает всё село.

Приложение 2

Жаглина Анна
Тихоновна

УЧАСТНИЦА ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА

1922 – 1943

Еще одна наша односельчанка, комсомолка Анна Жаглина. Во время оккупации она, по поручению партизанского отряда, распространяла листовки среди населения, призывая односельчан оказывать сопротивление оккупантам, за что была схвачена фашистами 9 января 1943 года. Оккупанты согнали народ на сельскую площадь, где уже была сооружена виселица. Фашисты заставили Аню раздеться, затем она поднялась на последнюю ступеньку подставной лестницы. Последние слова Ани были: «Прощайте, дорогие товарищи! Прощайте, родные и близкие! Я погибаю за наше правое дело. А вам, палачам, неминуемая смерть»

 Аню казнили на глазах у старшей сестры и матери. В память об Ане, в ее родном селе, названа улица. Аня посмертно награждена медалью за боевые заслуги. 

Приложение 3

(Из материалов прессы) Ася Таркова и Ирина Степанова

«Разведчицы штаба Воронежского фронта Анастасия Васильевна Таркова и Ирина Павловна Степанова в ночь на 25 июля 1942 года были направлены в тыл немецко-фашистских войск в район сел Гремячье, Яблочное, Ивановка, Прокудино и Архангельское для выполнения задания командования. К установленному сроку Таркова и Степанова обратно не возвратились, и судьба разведчиц осталась неизвестной»

Так значится в документе, хранящемся в военном архиве.

Ася Таркова после окончания школы работала на Томском лесоперевалочном комбинате. Перед войной вступила в партию. Была комсоргом, членом райкома комсомола. В армию пошла добровольцем. Участвовала в обороне Москвы.

Ира Степанова закончила Московский институт химического машиностроения, потом с заводом эвакуировалась в Томск. Оттуда и пошла добровольно на фронт

 Есть срочное задание. Пойдете в тыл врага. Несколько дней на подготовку — и в путь. Так разведчицы получили новое задание.

К вечеру 24 июля их доставили на машине к Дону, по которому проходила линия фронта. Переплыли его на лодке и только к рассвету добрались они до села Архангельское. Укрылись в небольшом овражке, надежно замаскировали рацию.
Первой на разведку пошла Ирина. Возвратилась сияющая. Удалось точно установить название части, расположенной в селе, выследить места, где фашисты укрыли орудия. В назначенный час Ася настроила рацию и первые сведения были переданы на «большую землю».
Шло время. Девушки все глубже уходили в тыл врага. Остались позади Гремячье, Ивановка, Яблочное. Короткая передача Асиной рации — и на головы оккупантов обрушивались тонны смертоносного металла. Рвались вражеские склады с боеприпасами и горючим, поднимались на воздух оборонительные укрепления врага, уничтожалась техника. Летчики, точно накрывавшие цели, не знали, что им

помогали отважные девчата.

...  Километрах в шестидесяти от фронта, в селе Семидесятное, оккупанты расположили свою базу: крупный армейский штаб, полевую жандармерию, лагерь военнопленных. Вход и выход из села строго охранялись эсэсовцами.
Девчата решили пробираться в село по одиночке.

В темноте Ася добралась до небольшого леска, расположенного рядом с Семидесятным. Целый день она вела наблюдение, а когда наступила темнота, Ася осторожно пробралась в заброшенную хату.
Рано утром девушка решила пройти по улице села. Но не успела сделать и несколько шагов, как была схвачена

— Кто такая?

— Беженка я,   — как можно спокойней ответила Ася.
Но это не помогло. Ее задержали. Несколько дней гитлеровцы упорно пытались узнать у девушки, кто она такая, зачем появилась в селе. Ася молчала. А в это время на другом конце села другой гитлеровец бил по голове подругу и задавал ей те же вопросы. Не дождавшись возвращения Аси, Ира Степанова отправилась по ее следам в Семидесятное. По дороге ее схватили.
Разведчицы держались стойко. Они выдержали все испытания, ни сказали ни слова. Под вечер гитлеровцы вывели Асю на окраину села и расстреляли в овраге. Такая же участь постигла и Иру.
Только весной жители освобожденного Семидесятного разыскали останки разведчиц и похоронили их в братской могиле в центре села. На памятнике среди других имен героев односельчан высечены имена разведчиц — коммунистки Анастасии Тарковой и комсомолки Ирины Степановой.

стихотворение Александра Васильевича Лаптева:

Враг наступал на Воронеж отчаянно,

Трудно нам было, порою невмочь,

Асю Таркову и Ирину Степанову

Шлют на разведку в летнюю ночь

И от села до села ходят «странницы»

В старых фуфайках и рваных штанах-

Ася Таркова и Ирина Степанова-

Девушки не героини пока.

Штабу передано всё разведанное.

Что ж ты, удача, девчат подвела?

Асю Таркову и Ирину Степанову

Немцы схватили у края села.

Но не склонили вы гордые головы,

Как не гремела над вами гроза

Ася Таркова и Ирина Степанова

Смерти бесстрашно смотрели в глаза.

Приложение 4 (рассказы детей)

Воронин Иван

Мой прадед Ручкин Иван Иванович родился и вырос в селе Андреевка Нижнедевицкого района. В армию призвался в 1941 году. Служил пулеметчиком на первом Белорусском фронте. Был дважды ранен, но после гоститаля снова возвращался на фронт. Прошел всю войну до Победы. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью За отвагу. После войны работал в колхозе. Умер в 1992 году.

Недилько Артем

Моя прабабушка Каткова Агния Николаевна родилась в 1918 году.

Во время войны участвовала в спасении наших солдат вместе с мужем, который героически погиб, освобождая Польшу.

Служила в военном госпитале военным врачом.  Вместе с войсками прошла боевой путь по Белоруссии, Польше, Чехословакии, Германии, освобождая страны от фашизма. Имела много наград.

В мирное время работала начальником военного госпиталя в звании полковника медицинской службы.

Чурилов Максим

Мой прадедушка Чурилов Аким Иванович родился в селе Меловое Курской области. В 1939 году пошел в армию служить срочную службу. В 1941 году попал в плен под Смоленском. Находился в плену почти всю войну. Был отправлен в концлагерь «Бухенвальд». Здесь он совершил побег, но был пойман и возвращен обратно в лагерь. Принимал участие в восстании концлагеря. После освобождения военнопленных из лагеря остался жив.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХОХОЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Классный час: «Маленькие герои Великой Отечественной  войны»

В цикле просветительских бесед «Их подвиг бессмертен»

                                                   Подготовил: Ложкин С.Н.

                                                              учитель истории и обществознания,

                                                                   

                                                                   

Р.п. Хохольский, 2022

Тема: «Маленькие герои Великой Отечественной  войны»

Цель: формирование гражданской позиции обучающихся на материале  о Великой Отечественной войне и биографии пионеров-героев

Задачи:        

1.Организовать подборку и изучение материала.

2.Расширить и обогатить знания обучающихся о героическом прошлом своего народа, края, страны.

3.Способствовать формированию чувства глубокого уважения и благодарности к людям, отстоявшим мир.

Методы проведения: устный журнал

Наглядность:  тема, плакаты, на которых указаны годы 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, плакаты, отражающие события Великой Отечественной войны, фото памятника в с. Хохол, портреты пионеров-героев

Подготовительная работа: подбор материала о пионерах-героях, изучение их биографии, посещение мемориала, разучивание песен и стихов, чтение книг о Великой Отечественной войне

Содержание мероприятия

Учитель:

Стихотворение С. Щипаева «22 июня 1941 года»

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

 Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит из-за кулис голос диктора: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!»

Звучит первый куплет песни «Священная война»

Слова В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова

1-й ученик

Сегодня наш устный журнал мы посвящаем пионерам- героям, юным защитникам Отечества, отдавшим свою жизнь за светлое, мирное будущее. Все эти мальчишки и девчонки были лишены счастливого и радостного детства. Их детство прервала война…У многих она забрала всё: дом, родных, друзей, жизнь… Послушаем, как это было…

2-й ученик: Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет.

3-й ученик: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

4-й ученик: Год 1941 вошёл в историю, как начало Великой Отечественной войны. Эту кровопролитную войну развязала фашистская Германия. Но не удалось ей завоевать Россию. Наш народ встал на защиту своей страны. Он мужественно сражался на фронтах и в тылу, уничтожал ненавистных врагов, защищал свою родную землю. Пять суровых лет, не зная дней и ночей, шли к Победе. Но не все вернулись с той войны. Многие остались там навечно.

5-й ученик: 2022-й год:

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет, нет!

Два слитые слова – они пионеры,

Герои на сотни, на тысячи лет.

6-й ученик: Пионеры-герои. Пионеры потому, что были приняты в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Всесоюзная пионерская организация была образована 19 мая 1922 года. Этот день считался днём рождения пионерской организации. 19 мая ряды организации пополнялись новыми пионерами, им повязывали красные галстуки, на груди сиял пионерский значок, и звучал девиз: «Будь готов!» - «Всегда готов!» По традиции в конце пионерского сбора пылал большой пионерский костёр, и пели пионерские песни.

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.

Учитель:

- Ребята! О каких событиях нашей Родины мы будем говорить сегодня?

Почему через 77 лет после тех страшных событий мы вновь говорим о Великой Отечественной войне?

-Кто может назвать даты начала и окончания войны?

Великая Отечественная война (1941-1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли  вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами Ленинград. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке». Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Расчистка чердаков, тушение завалов, очистка города от снега, выращивание овощей и картофеля - всюду действовали детские руки.

Сыновья и дочери полков. Пионеры

На равных, с чувством выполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками - "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок.

 Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят.

Юные разведчики и партизаны

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. Они сражались и гибли наравне со взрослыми. Образцы некоторых из них использовались в советской пропаганде как символы мужества и верности Родине.

5 несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной войны были удостоены высшей награды - званий Героев ССР. Все - посмертно. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня вспоминаем их короткие и часто схожие друг с другом биографии.

Марат Казей, 14 лет.

Наравне со старшими товарищами ходил в разведку. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 г., когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го при выполнении задания погиб. Возвращаясь с задания, они наткнулись на немцев. Пока были патроны, держал оборону, а когда патроны закончились, подождал, когда враги подошли близко, взорвал себя вместе с ними.

Валя Котик, 14 лет.

Валя выполнял поручения по разведке. Участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. Был смертельно ранен в бою. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков, 16 лет.

Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 машин с боеприпасами. Погиб в бою выходя из окружения. Выжить в том бою удалось лишь нескольким.

Саша Чекалин, 16 лет.

Член партизанского отряда "Передовой", где прослужил чуть больше месяца. Отряд нанёс фашистам значительный урон: горели склады, взрывались автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. В ноябре 1941 г. Саша простудился и слёг. Нашелся предатель, который выдал его местонахождение. Фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел бросить гранату, но она не взорвалась. Через несколько дней пыток фашисты повесили его на центральной площади. Когда город был освобожден от захватчиков, Сашу похоронили с воинскими почестями.

Зина Портнова, 17 лет.

Активно участвовала в распространении листовок и диверсиях против захватчиков. Возвращаясь с очередного задания была арестована. Во время допроса застрелила фашистского следователя и еще 2 гитлеровцев. Её очень жестоко пытали, но она не сдала своих товарищей. Фашисты расстреляли её 10 января 1944 года.

Кто мог оказать помощь юным солдатам в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны? Кто их обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением для борьбы с врагом? Эта помощь оказывалась такими же юными рабочими - мальчиками и девочками, которые вместе со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. В тылу они проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой Отечественной войны.

Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже.

Военное поколение детей называют "жертвами войны". Это очень правильное определение. В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ дети, со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь - внимательные и понимающие, как у отца. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство!

Впоследствии, эти юные герои-фронтовики и рабочие, герои войны и труда вместе со всем советским народом восстановили разрушенное войной народное хозяйство страны.

1-й ученик: Помните, через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,

Помните!

Помните эти имена…

2-й ученик

Наш устный журнал, посвящённый памяти пионеров- героев подошёл к концу. Это ещё одна страничка нашей истории, истории Великой Отечественной войны. Больно, когда погибают взрослые, но когда гибнут мальчишки и девчонки, эту боль передать невозможно. Сегодня мы узнали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради Победы. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

3-й ученик Вечная память всем погибшим.

Пусть чисто будет небо над землей,

Пусть жизни мирной радуются люди!

А Вас, кто рядом был с войной,

Мы помним, бережем и любим!

4-й ученик Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

 Предполагаемые результаты: воспитание чувства патриотизма и гордости за своих сверстников, любви к Родине, своему народу, вызвать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии

Список используемой литературы:

1. Адамович А.М. Блокадная книга/А.М. Адамович, Д.А. Гранин.- М: Советский писатель, 1982 - 432 с.

2. Великая Отечественная война. Энциклопедия. 1941-1945 гг. - М., 2000

3. Дети – герои. Сборник статей./ под ред. И.К. Гончаренко, Н.Б. Махлин.- М., 1985 - 608 с.

4. Фадеев А. В дни блокады. Путевые записки.  - М., 1999 - 147 с.

МБОУ «Хохольский лицей»

Классный час на тему:

 «По дорогам военных лет»

В цикле просветительских бесед «Их подвиг бессмертен»

                                                   Подготовил: Ложкин С.Н.

                                                              учитель истории и обществознания,

                                                                   

                                                                   

Р.п. Хохольский, 2022

Цели мероприятия:

1)    сохранение культурных и нравственных ценностей граждан России;

2)  воспитание патриотизма у младших школьников на основе правдивой, объективной, точной и конкретной интерпретации исторических фактов;

3)    укрепление исторической памяти и формирование чувства сопричастности молодого поколения к событиям военных лет, произошедшим в Хохольском районе в период с 4 июля 1942 года по 29 января 1943 года;

4)    помочь учащимся выработать справедливую, взвешенную позицию в оценке событий, произошедших в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.

2. Познакомить с важнейшими датами и героями ВОВ, которые сделали неоценимый вклад в Победу над немецко-фашистскими захватчиками.

3. Познакомить с детьми войны, с их воспоминаниями о Великой Отечественной войне.

4. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого, к немеркнущему подвигу, мужеству и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны.

 Оборудование: военные фото, двусторонний скотч, цветные карандаши, фото мемориала Ш. Лавлинской; фото памятника воинам в селе Хохол,  гирлянда, вырезанные цветы-раскраски,  презентация: 1 фото Освобождение; 2 слайд, сигнальные карточки звёзды, буквы-нет войне, пустые смайлики, песня «Журавли», ролик об оккупации, ролик «Минута молчания», минус «День победы».

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости! Сегодня на классном часе, посвященном 80-тилетию освобождению Хохольского района от немецко - фашистских захватчиков, мы с вами пройдем по дорогам военных лет, мы с вспомним тех, кого уже нет в живых, тех, кто отдал свою жизнь за мир и наше с вами будущее, вспомним о страшных злодеяниях немецких оккупантов на Хохольской земле в годы ВОв.

  1. Основная часть.

Звучит песня «Журавли». Затем песня стихает, и выходят  к доске мальчик и девочка, читают стихотворение.

 «Ветер войны»

Мальчик
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.

Девочка

Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! — прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.

  1. Оккупация Хохольского района немецко-фашистскими захватчиками (Просмотр видеоролика, беседа по вопросам).

Учитель: Сколько горя принесла война, сколько жизней она с собой забрала, сколько слёз пролили матери, так и не дождавшись своих детей с войны.

Сейчас мы с Вами посмотрим ролик об оккупации фашистами Хохольской земли. После просмотра видео вам нужно будет ответить на вопросы . А кто знает ответ на вопрос, должен будет поднять сигнальную карточку-звездочку. Встать, правильно ответить. За каждый правильный ответ я вам буду давать букву. После ответов на все вопросы из розданных мною букв вам нужно будет сложить фразу. Буквы будут пронумерованы. Поэтому слушайте и смотрите внимательно, и постарайтесь правильно ответить на вопросы.

Просмотр видеоролика (Слайд 2). 

После каждого вопроса дать детям букву.

Слайд 3.  «Выбери правильный ответ»

  1. Когда фашисты пришли в наш район? Когда был оккупирован он? Выберите правильный ответ.

10 июня 1944 года; б.4 июля 1942 года; в. 7 июля 1943 года.

  1. Сколько месяцев немцы были в Хохле? Сколько хозяйничали на Хохольской земле?

6 месяцев; 3 месяца;5 месяцев

  1. Кто был командиром 605го полка, фамилия Васильев, а имя его как?

Иван Васильев; Андрей Васильев; Григорий Васильев

  1. А где погиб Васильев, скажите мне друзья. В каком селе погиб он, от вас ответ жду я.

Нижний Новгород; Нижнее Турово; Семидесятное

  1. Когда район Хохольский был освобождён, от немцев –оккупантов стал свободен он?

29 января 1943 года, 21 января 1942 года, 29 марта 1943 года

  1. На фронт скажите сколько человек призвали, и многие из них там жизнь свою отдали?

12 тысяч; 15 тысяч; 13 тысяч

  1. А сколько их погибло в войне на поле брани, ответьте ведь вам в фильме об этом рассказали?

Более 2 тысяч, более 5 тысяч; более 9 тысяч

  1. В селе Хохол она была открыта, вы там бывали и не раз, Аллея героев на фронте убитых, когда её открыли, скажите мне сейчас?

В декабре 2019 ; в январе 2018 года; в марте 2001 года.

  1. Ну и спрошу вас напоследок, когда в России праздник День победы?

1 мая, 9 мая, 7 июня.

Затем дети по одной букве выкладывают фразу, последний ученик её зачитывает.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему получилась именно эта фраза?

Дети: Потому что война не нужна! Потому что война уносит много жизней.

Учитель: Спасибо за ответы! Ребята, я хочу у вас спросить, вы знаете, на какой улице вы живёте? Вы знаете, как и в честь кого названа ваша улица?

Ответы детей.

  1. Улицы Хохольского района, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Учитель: Много улиц нашей Воронежской области названы в честь героев Великой Отечественной войны. В городе Воронеже тоже есть такие улицы, и вы о них слышали.  Это улица 45 Стрелковой дивизии, 303 Стрелковой дивизии, ул. Бахметьева, ул. Вавилова, Бурденко, улица Героев Сибиряков и многие другие. В нашем Хохольском районе тоже есть улицы, названные в честь героев ВОВ. Это улица Натальи Стрыгиной, Шуры Лавлинской, Анны Жаглиной.

Выходят дети и зачитывают сообщения.

1 ученик: В дни фашистских облав, сёстры Шура и Наталья Лавлинские, организовали убежище, где прятался председатель райисполкома Исаев. Они выполняли поручения Василия Михайловича. В селе существовала партизанская группа «Ворон», которую возглавлял Исаев. Шура помогала ему наладить связь с другими партизанскими группами. Поздними вечерами она тайком приходила к сестре, где укрывался Василий Михайлович, и сообщала увиденное и услышанное.
Учитель: На территории Хохла действовало партизанское движение. В начале июля 1942 года, партизанский отряд «Орлёнок» вступил в открытый бой. Силы были не равными, отряд был разбит. В августе родился новый отряд «Смерть фашистским оккупантам».
27 декабря 1942 года Шура была схвачена, вместе с сестрой, их избивали и пытали. 4 января 1943 года Шуру Лавлинскую оккупанты увезли в неизвестном направлении и потом убили.

2 ученик: Мемориальный камень в честь сестёр-партизанок Александры и Натальи Лавлинских установили в поселке Хохольский Хохольского района.

Камень разместили на улице Шуры Лавлинской. Слайд 4.

3 ученик: Также была схвачена комсомолка Анна Жаглина, которая, распространяла листовки среди населения, призывая односельчан оказывать сопротивление оккупантам. Она была убита. 

Погибла от рук фашистов наша землячка Стрыгина Наталья Павловна. Ей было поручено взорвать здание НКВД, и она это сделала, но сразу скрыться не смогла и погибла.

Учитель: Ребята, а вы знаете, как называется памятник, который находится на Площади Победы в селе Хохол?

Ответы детей.

Учитель: Памятник Воинам –землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. (ФОТО ПАМЯТНИКА НА ДОСКЕ) Ребята, давайте почтим память погибших в годы ВОВ минутой молчания.

Просмотр ролика «Минута молчания» Слайд 5

Учитель: Ребята, я сейчас вам раздам цветы, вы их раскрасите, и мы сделаем из них гирлянду и возложим к памятнику.

ПРИКРЕПИТЬ НА ЛИСТ БУМАГЕ В ВИДЕ ГИРЛЯНЫ НА ДВУСТОРОННИЙ СКОТЧ И НА МАГНИТЫ ПРИКРЕПИТЬ К ДОСКЕ.

Учитель раздает детям цветы, дети их раскрашивают .Заранее подготовить цветные карандаши.

  1. Поэт Валерий Митяев. Слайд 6 фото поэта.

Учитель: В годы войны было написано много стихотворений военной тематики. У нас в Хохольском районе тоже были и есть поэты –самородки, написавшие стихотворения о войне.  Один из них Валерий Митяев написал 70 стихотворений о войне к юбилею Великой Победы, как и обещал участникам войны много лет назад.

Валерий Митяев во время войны был ребенком, пережил голод, бомбежки, оккупацию. Подростком он помогал взрослым восстанавливать разрушенный войной Воронеж. После войны получил педагогическое образование, много лет работал учителем и директором Октябрьской средней школы в поселке Хохольский.

Выходят дети.

Мальчик

В тот день была суровою погода –

Трещал мороз, укрыли путь снега.

И зимним утром к нам пришла свобода –

С земли родной прогнали мы врага!

Девочка

Нам солдаты – защитники наши –

Этот праздник в дома принесли.

Были слышны лишь выстрелы в чаще,

Дым клубился густой от земли.

Мальчик

Красный флаг взвивался над домами,

Радостные слышны голоса.

И слова молитвы раздавались,

Уносил их ветер в небеса.

Девочка

Много лет на земле пролетело,

Унеслась вдаль донская вода.

Эту радость Дня освобожденья

Сохраним мы в сердце навсегда.

Мальчик

Село стало лучше и краше,

По весне утопает в цветах.

Памятник павшим на площади нашей.

Вечная память погибшим в боях!

Учитель:  Ребята, давайте еще раз вспомним, когда освободили Хохольский район от Немецко-фашистских захватчиков?

Ответы детей: 29 января 1943 году  Слайд 7.

 Учитель: а когда мы празднуем День Победы во свей стране?

Ответы детей.  9 мая

Учитель: А какую песню мы поём в День Победы!

Ответы детей.

Учитель: А теперь я проверю, как вы знаете песню День Победы. Перед вами листы с 1 куплетом и припевом из данной песни. Если вы обратили внимание-в песне не хватает слов. Вам нужно вписать недостающие слова. Работаем в парах.

После того, как дети вставят недостающие слова в песне, они хором поют первый куплет и припев. 

Дети поют: 

День Победы, как он был от нас далёк

Как в костре потухшем таял уголёк

Были вёрсты, обгорелые, в пыли

Этот день мы приближали как могли

Этот День Победы

Порохом пропах

Это праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах

День Победы

День Победы

День Победы

Учитель:  Молодцы! Знаете песню.

  1. Заключительная часть (подведение итогов).

В заключении нашего классного часа хочется сказать. Освобождая города, села, деревни от немецко-фашистских захватчиков ценой своих жизней русские солдаты неспешными шагами шли к победе. И они к ней пришли. Мы должны об этом помнить и передавать эту память нашим потомкам.

Ученик

Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

Учитель: Ребята, давайте оценим наше мероприятие. Перед вами кружочки, кому понравилось мероприятие, нарисуйте улыбку, кому не понравилось, грусть.

Учитель: Я вижу, всем понравилось. И это хорошо. Слайд 8 . Я хочу поблагодарить вас за помощь в проведении и подготовке классного часа. Классный час окончен. Всем спасибо.

В Хохольском районе установят мемориальный камень в честь сестер-партизанок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Цикл классных часов "По страницам истории школы"

Пояснительная записка Всем известно, что патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства вер...

Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"

В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Цикл классных часов ЗОЖ

Классные часы о здоровом образе жизни....

Цикл классных часов по теме "Психология общения"

Цикл внеклассных занятий «Психология общения» призван облегчить социализацию подростка, помочь ему разобраться в себе, окружающих, найти ответы на волнующие вопросы. Предлагаемый материал поможет сфор...

Цикл классных часов по теме «Родной край в творчестве А.Л. Решетова»

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Реализация этой задачи начинается с м...