"Большие права маленького человека"
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
Большие права маленького человека
Цель: воспитание правовой культуры учащихся через знакомство с правами и обязанностями
Задачи:
- Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Познакомить учащихся с документами, регламентирующие их права и обязанности.
- Развивать положительное отношение к законам и стремление действовать в соответствии с законами жизни.
- Воспитывать уважение к правам других людей. Осмыслить ситуации, в которых права другого человека могут нарушаться.
- Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
- Совершенствовать навыки работы в группе.
Оборудование:
1.Права и обязанности учащихся школы.
2. Карточки для составления темы классного часа.
3.Тексты для обсуждения.
4.Материал для работы в группах (карточки к игре «Юридическая консультация»,
карточки с ситуациями из жизни литературных героев).
5. Презентация «Большие права маленького человека».
6. Памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка).
7. Компьютер, проектор.
Форма проведения: Классный час с использованием интерактивных методов.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему, но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
Представьте, что существуют 2 государства: Можно и Нельзя. Они живут по разным законам. У каждого свои порядки. В государстве Можно – всё разрешено. В государстве Нельзя живут совсем иначе.
Подумайте и скажите про себя: Я хотел бы жить в государстве…
Вам интересно узнать, в каком из государств какие порядки? (в государстве Можно нет правил, запретов, инструкций, норм, поэтому там: воруют, убивают, оскорбляют людей. В государстве Нельзя: запрещено убивать, грабить, грубить друг другу, воровать, так как там существует закон, регламентирующий права и обязанности граждан)
Какая из стран является процветающей, где жители счастливы и они чувствуют себя в безопасности? (В государстве Нельзя. Граждане этого государства живут по законам, уважают и не нарушают права других людей, выполняют свои обязанности)
Как, по-вашему, может ли государство Нельзя перевоплотиться в государство Можно? (Если свобода одних нарушает интересы и права других, то в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость)
А теперь опять ответьте на тот же вопрос: В каком из государств вам хотелось бы жить? Совпал ли ваш ответ с предыдущим?
Мне хотелось бы, чтобы вы никогда не попали в государство Можно!
Чтобы жить в процветающем государстве, что нужно знать? ( Права других, …)
3. Объявление темы и постановка цели занятия.
Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Я предлагаю вам подтвердить свои предположения. Задание: если вы вычеркните повторяющиеся более 5 раз буквы, обозначающие парные шипящие звуки, то сможете прочитать тему классного часа.
ЖПШРШАВЖАИЖОЖБШЯШЖЗЖАНЖНЖОШСЖШТИЖ
Я тоже открываю свой слайд.
Большие права маленького человека
Что-то я не пойму. Где-то скрывается ошибка… Высказывания детей
Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей)
Давайте уточним значения данных слов, используя словарь Ожегова.
Дети работают со словарем.
Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять.
Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
В мире случается, что с детьми обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
Обзорное знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».
А есть ли права у вас, у детей?
Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в нашей стране Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
Знакомство с правами детей
Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Ребята, а кто еще, кроме государства, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (ответы детей)
Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.
Практическая часть классного часа
Игра «Юристы»
Найдите ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.
Для 1 группы
Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям).
Ст. 6: Каждый ребенок не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка
Для 2 группы
Ст. 9: Ребенок не имеет право (имеет право) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.
Ст. 12: Дети не имеют право (имеют право) открыто высказывать свое мнение.
Для 3 группы
Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям).
Ст. 10: Дети и их родители не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения
Для 4 группы
Ст. 14: Дети не имеют право (имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.
Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы.
Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация».
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».
Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»
(Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»
(один пример приводит учитель)
Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.
Следующий литературный герой – Гарри Поттер
Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
Примерные ответы детей:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2.Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена? ( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)
3. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)
4. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
6. Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
7. Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
8. Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
-Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы будете показывать соответствующий знак – разрешается (правая рука) или запрещается (левая рука) .
1.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
3. Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
4. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5. Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7. Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Обязанности. Анализ ситуаций
-C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
-Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ
Обязанности (обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения) (Толковый словарь С. И. Ожегова).
Соблюдать законы. Охранять природу. Защищать отечество. Заботиться о родителях. Получить образование.
Закрепление. Анализ предложенных ситуаций «Права и обязанности»
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)
Сценка 2.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Сценка 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Сценка 5.
Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Кто прав?
Почему Дима должен был выучить стих?
Подведение итогов беседы. Рефлексия.
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях.
-Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)
-А ещё? (Уважай чужие права! …)
-Спасибо за работу и активное участие. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
-Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой гений маленького Моцарта
Материал для родителей...
Открытый урок по литературе в рамках формирования ценностно-смысловой компетенции и системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ-технологий и технологии критического мышления в 6-ом классе по теме "Маленький человек в большом мире"
Сегодня мы познакомимся с одной из повестей А.С.Пушкина «Станционный смотритель».Поговорим о нравственных категориях добра, любви, сост...
Маленький Человек в большом Интернете
Данный материал – это своего рода краткий путеводитель для родителя, не искушённого глубокими знаниями Интернета, той его части, которая активно используется подростка...
Квест игра для детей подготовительной группы "Маленьким детям - большие права", 2020 г.
Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции,...
4.5. Проект "Маленьким детям - большие права"
Данный проект осуществляет правовое просвящение первоклассников....
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...
Памятка "Большие права маленького ребенка"
Информационная памятка для учащихся среднего и старшего звена для ознакомления своих прав и обязанностей...