Классный час "Да здравствует вежливость и доброта" 5 класс
классный час (5 класс)

Зотова Надежда Анатольевна

Занятие предназначено для учащихся 5 класса. Знакомит детей с понятиями «вежливость», «доброта», показывает необходимость употребления в речи «вежливых» слов.

Углубляет представление детей о добре как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Да здравствуют вежливость и доброта».

Подготовила и провела:

Учитель истории и обществознания,

 классный руководитель 5 класса

Зотова Н.А.

Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся. 

Задачи:

– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Углублять представление детей о добре как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Оборудование: Заготовки солнце на каждого ученика и одна чёрная туча на доске, фонограмма песни «Если добрый ты», сигнальные карточки.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки!

- Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу. 

Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы

Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе  СЛАЙД 2

II. Вступительное слово.

- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.

– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Дети: Страна Вежливости и доброты.

 - Ребята, давайте прочитаем все вместе название:

«Да здравствует вежливость и доброта» (СЛАЙД 1.)

- Молодцы, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека - вежливость и доброта.

- Ребята, а как вы думаете, какого человека мы называем вежливым? (ответы детей). А добрым? (ответы детей).

СЛАЙД 3. Вежливость - это совокупность правил приличия, умения вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

СЛАЙД 4. Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим.

- Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается)

В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. 

Игра «хорошо - плохо».

Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «хорошо - плохо». Я называю ситуацию, а вы определяете хорошими или плохими, были действия в ней. Если хорошими, то поднимаете красную сигнальную карточку, если нет, то - зеленую.

-  Поздороваться при встрече ... (хорошо).

-  Толкнуть, не извиниться ... (плохо).

-  Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (хорошо).

-  Не встать, обращаясь к учителю ... (плохо).

-  Взять билет в трамвае ... (хорошо).

-  Не уступить место пожилому ... (плохо).

- Обмануть товарища (плохо)

- Вымыть доску в классе (хорошо)

- Перебивать во время разговора...(плохо)
– Уметь соблюдать на уроке тишину...(хорошо)
– Уметь выслушать друга.(хорошо)

Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих. Итак, какие правила поведения нужно соблюдать по отношению к другим людям, чтобы оставаться вежливым человеком? Кто знает?

 - Давайте проверим, так ли это (СЛАЙД 5 – 6)

В обиходе каждого человека есть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и очень обидному человеку помочь вернуть хорошее настроение.

А сейчас мы выясним, знаете ли вы данные «волшебные» слова. Поиграем в игру «Доскажи словечко».  (СЛАЙД 7 -10 )(ПОСЛЕ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ)

- Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого...(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (Добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит ( извините, пожалуйста)

- И во Франции, и в Дании,

На прощанье говорят (До свидания)

- А какие ещё вежливые слова вы знаете?

- Ребята, как вы думаете, отчего зависит сила волшебных слов? Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Молодцы ребята! Недаром в народе говорят (плакат: «Слово лечит, слово и ранит» вывесить на доску)

- Как вы это понимаете?

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.

Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

- Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом? (СЛАЙД 11 - 13)

Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.

Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Чтение и анализ сказки.

-Послушайте сказку В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»  

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают.  

Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.  

-Почему это ты, дятел, плачешь?  

 -Нечего есть, белочка…

Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.

А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.  

Вопросы для анализа:

- Какое чувство у вас возникло к герою сказки – дятлу?  

- Какое к белочке? Охарактеризуйте её?

- Почему радуются бельчата и белочка?

- Какое дело совершила белочка?

- Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?  

-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.

А какие добрые поступки совершали вы? (ответы детей).

- А вы знаете пословицы о добре и вежливости? (СЛАЙД 14)

- А сейчас, ребята, давайте вспомним все волшебные слова и распределим их.

Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи.

Формы благодарности: спасибо, благодарю, большое спасибо.

Формы пожеланий: всего хорошего, приятного аппетита, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи.

Формы извинения: простите, извините, простите пожалуйста, извините пожалуйста, прощу прощения.

Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Классный руководитель: Помните, ребята, что эти слова имеют волшебную силу только тогда, когда они произносятся в нужный момент и с правильной интонацией. Говорить их нужно тихим голосом, глядя  прямо в глаза тому, с кем говоришь. Вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми. Помните об этом пожалуйста!

Ребята, много славных дел ждёт вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

На партах у каждого из вас лежит своё солнце, возьмите его и нарисуйте ему ротик, который соответствует вашему настроению, а на лучах напишите как можно добрых и вежливых слов. А сейчас каждый выйдет к доске и наклеит своё солнышко на хмурую тучу. Посмотрите, как стало светло и тепло в нашем классе от ваших тёплых лучей.

Молодцы! А теперь я предлагаю вам закрепить еще раз правила вежливости и стараться их выполнять:

- Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

- Не спорь по пустякам с друзьями.

- Не отвечай на грубость грубостью.

- Будь приветлив и вежлив с окружающими.

- Не придумывай прозвищ.

- Будь вежлив с одноклассниками.

- Вежливость проявляется в отношениях с людьми. (СЛАЙД 15)

- Наше занятие подошло к концу, я надеюсь, что вам запомнится наше занятие и вы будете помнить всегда, что вежливый человек, это человек с большой буквы.

- Благодарю за работу на занятии!

А сейчас мы все вместе исполним песню кота Леопольда «Если добрый ты». (СЛАЙД 16)

Всем спасибо за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да здравствует вежливость!

Формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов....

Конспект утренника "Да здравствует вежливость и доброта"

Мероприятие рассчитано на детей 5-8 лет. Учитывая психологические особености данного возраста во время проведения мероприятия необходимо менять виды деятельности детей, поэтому беседа с педагогом чере...

Открытое внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость и доброта!»

Обсуждение понятий вежливости, доброты. Разъяснение необходимости наличия этих черт у каждого человека.Чтение с детьми стихотворений (А. Барто «Признание», «Любочка» и др.),  обсуждение лич...

«Да здравствует вежливость и доброта»

утренник для детей младшего школьного возраста...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Внеклассное мероприятие "Да здравствует вежливость и доброта"

Цели:1.      формирование навыков культурного поведения ;2.      развитие потребностей проявлять заботу о других;3....

Классный час "Будьте вежливы" в 5 классе

Разработка классеого часа может быть использована классными руководителями...