Функциональная грамотность 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Бахрова Татьяна Владимировна

Функционнальная граммотность 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_5_klass.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Сортавальского МРРК Хаапалампинская ООШ

«Утверждаю»

 Директор МКОУ Сортвальского МРРК Хаапалампинской ООШ  Машталлер Н.В.

         Приказ № _ от _______2022 г.

Программа

Внеурочной деятельности  

«Функциональная грамотность»

(2022-2023  учебный год)

для 5 класса

                           Составитель:

                           учитель физ-ры

                           Бахрова Т. В..

2022-2023 учебный год


Структура рабочей программы элективного курса:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………..3
  2. Содержание программы курса……………….………………………………………4
  3. Учебно - тематическое планирование……………………………………………….6
  4. Ожидаемые результаты………………………………………………………………10
  5. Литература……………………………………………………………………………..11

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МКОУ  ХаапалампинскойООШ, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.

Цель программы:

развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

  • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
  • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
  • развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
  • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Содержание программы курса.

Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс),  включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансоваяграмотность»;

  • 8- часов для модуля естественнонаучнойграмотности;
  • 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему годуобучения.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Формыдеятельности:беседа,диалог,дискуссия,дебаты,круглыестолы, моделирование, игра, викторина, квест,проект.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

Дата

1.

Удивительные        факты        и        истории        о        деньгах.

Нумизматика.        «Сувенирные»        деньги. Фальшивые деньги: история исовременность.

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

02.09

2.

Деньги в разных странах

1

0

1

Круглый стол, игра.

09.09

3.

Откуда        берутся        деньги?        Виды доходов. Заработнаяплата.Почемуувсехонаразная?От чего это зависит?

1

1

       0  

Игра

16.09

4.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

0

1

Игра, круглый стол.

23.09

5.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

1

0

Круглый стол, игра, квест.

30.09

6.

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

07.10

7.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

1

0

Проект, игра.

14.10

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

         0

1

Тестирование.

21.10

Итого

8

4

4

Модуль «Основы читательской грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего часов

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

Дата

1.

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

0

1

Беседа, конкурс.

28.10

2.

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

0

1

Работа в парах. Ролевая игра.

11.11

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей?

1

0

1

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

18.11

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное

и техническое).

1

0

1

Круглый стол.

25.11

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

0

1

Квест, конкурс.

02.12

6.

Составление плана на основе исходного текста.

1

0

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

09.12

7.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

0

1

Ролевая игра.

16.12

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

          0

1

Тестирование.

23.12

Итого

8

0

8

Модуль «Основы математической грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

Формы деятельности

Дата

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

1

0

Беседа, обсуждение, практикум.

13.01

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

0

1

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

20.01

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

0

1

Обсуждение, урок-исследование.

27.01

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

0

1

Беседа, обсуждение практикум.

03.02

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

0

1

Игра.

10.02

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

0

1

урок-практикум

17.02

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

0

1

Урок-практикум.

24.02

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

0

1

Тестирование.

03.03

Итого

8

1

7

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

  1. класс

Тема занятия

Всего часов

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

Дата

Звуковые явления

1.

Звуковые        явления.        Звуки        живой        и        неживой

природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

1

0

Беседа, демонстрация записей

звуков.

10.03

2.

Устройство        динамика.        Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

1

0

Беседа

17.03

Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц.Признаки

химических реакций. Природные индикаторы.

1

1

0

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

24.03

Вода. Уникальность воды.

1

1

0

07.04

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1

1

0

14.04

Земля и земная кора. Минералы

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с

Работа с коллекциями

21.04

минералами, горной породой и рудой.

1

1

0

минералов и горных пород.

Посещение минералогической

экспозиции.

6.

Атмосфера Земли.

1

1

0

28.04

Живая природа

7.

Уникальность        планеты        Земля.        Условия        для существования жизни на Земле. Свойстваживых

организмов.

1

1

0

Беседа. Презентация.

05.05

8

Проведение рубежной аттестации.

2

0

2

Тестирование.

12.05

26.05

Итого

10

8

2

Ожидаемые результаты.

Личностные

будут сформированы:

  • формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
  • оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

  • находит и извлекает информацию в различном контексте;
  • объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
  • анализирует и интегрирует полученную информацию;
  • формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
  • делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

Предметные

обучающийся научится:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

  • находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
  • применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
  • формулировать проблему на основе анализа ситуации;
  • анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
  • оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
  • интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
  • оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.


Литература.

  1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
  6. Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya
  7. Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...