Функциональная грамотность 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Функционнальная граммотность 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_5_klass.docx | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Сортавальского МРРК Хаапалампинская ООШ
«Утверждаю» Директор МКОУ Сортвальского МРРК Хаапалампинской ООШ Машталлер Н.В. Приказ № _ от _______2022 г. |
Программа
Внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(2022-2023 учебный год)
для 5 класса
Составитель:
учитель физ-ры
Бахрова Т. В..
2022-2023 учебный год
Структура рабочей программы элективного курса:
- Пояснительная записка………………………………………………………………..3
- Содержание программы курса……………….………………………………………4
- Учебно - тематическое планирование……………………………………………….6
- Ожидаемые результаты………………………………………………………………10
- Литература……………………………………………………………………………..11
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МКОУ ХаапалампинскойООШ, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Содержание программы курса.
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансоваяграмотность»;
- 8- часов для модуля естественнонаучнойграмотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему годуобучения.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Формыдеятельности:беседа,диалог,дискуссия,дебаты,круглыестолы, моделирование, игра, викторина, квест,проект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | Дата |
1. | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история исовременность. | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. | 02.09 |
2. | Деньги в разных странах | 1 | 0 | 1 | Круглый стол, игра. | 09.09 |
3. | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработнаяплата.Почемуувсехонаразная?От чего это зависит? | 1 | 1 | 0 | Игра | 16.09 |
4. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | 0 | 1 | Игра, круглый стол. | 23.09 |
5. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | 1 | 0 | Круглый стол, игра, квест. | 30.09 |
6. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. | 07.10 |
7. | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | 1 | 0 | Проект, игра. | 14.10 |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. | 21.10 |
Итого | 8 | 4 | 4 |
Модуль «Основы читательской грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | Дата |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. | 28.10 |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | 0 | 1 | Работа в парах. Ролевая игра. | 11.11 |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | 0 | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. | 18.11 |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | 0 | 1 | Круглый стол. | 25.11 |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 | 0 | 1 | Квест, конкурс. | 02.12 |
6. | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | 0 | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | 09.12 |
7. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | 0 | 1 | Ролевая игра. | 16.12 |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. | 23.12 |
Итого | 8 | 0 | 8 |
Модуль «Основы математической грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Формы деятельности | Дата |
1. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | 1 | 0 | Беседа, обсуждение, практикум. | 13.01 |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. | 20.01 |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | 0 | 1 | Обсуждение, урок-исследование. | 27.01 |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 0 | 1 | Беседа, обсуждение практикум. | 03.02 |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0 | 1 | Игра. | 10.02 |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 0 | 1 | урок-практикум | 17.02 |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | 0 | 1 | Урок-практикум. | 24.02 |
8. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Тестирование. | 03.03 |
Итого | 8 | 1 | 7 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
- класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Теория | Прак- тика | Формы деятельности | Дата |
Звуковые явления | ||||||
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 1 | 0 | Беседа, демонстрация записей звуков. | 10.03 |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 1 | 0 | Беседа | 17.03 |
Строение вещества | ||||||
3. | Движение и взаимодействие частиц.Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | 1 | 0 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | 24.03 |
Вода. Уникальность воды. | 1 | 1 | 0 | 07.04 | ||
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | 1 | 0 | 14.04 | |
Земля и земная кора. Минералы | ||||||
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с | Работа с коллекциями | 21.04 | |||
минералами, горной породой и рудой. | 1 | 1 | 0 | минералов и горных пород. Посещение минералогической | ||
экспозиции. | ||||||
6. | Атмосфера Земли. | 1 | 1 | 0 | 28.04 |
Живая природа | |||||||
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойстваживых организмов. | 1 | 1 | 0 | Беседа. Презентация. | 05.05 | |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | 0 | 2 | Тестирование. | 12.05 26.05 | |
Итого | 10 | 8 | 2 |
Ожидаемые результаты.
Личностные
будут сформированы:
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
- оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
- находит и извлекает информацию в различном контексте;
- объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
- анализирует и интегрирует полученную информацию;
- формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
- делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
- применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
- формулировать проблему на основе анализа ситуации;
- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
- оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
- интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
- оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
Литература.
- Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html
- Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya
- Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...