кл. час Семья
методическая разработка

Бахрова Татьяна Владимировна

Семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_semya.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и семейные ценности


Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

  • Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;
  • Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия

I. - Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.

- Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД 1. Приложение 1.

- Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

- Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности” СЛАЙД 2.

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”, ......

- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.

Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?

- Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?” СЛАЙД 4. (Приложение 1).

Слайд 5. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

- Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).

- А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

- И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

- Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкийпотрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Учитель выливает воду

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ.

Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается .....СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

- А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей.

- Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...

III. СЦЕНКА

Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:

“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

Автор: И Ева тихо ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам:

Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

“Я, я  - снова вторила Ева, - я, я...”

Автор:

Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!

- Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

- Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

- И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

- Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

- Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер выбранные слова.

I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 1/

II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. Приложение 1/

III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 2/

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

- Что мы не берём в счастливую семью?

Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов......

/Приложение 4/.

VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.

- Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

А у всех ли детей есть родители, семья?

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51). Слайд 11.

О чем они мечтают?

Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)

- Есть ли у них надежда?

VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

- Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

- В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД 13.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

- “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .

II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -... “Семья – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...)

III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”...

Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчатьругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

IXСлайд 14Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

- Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

- Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.

Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

- Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

X. РЕФЛЕКСИЯ.

- Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

- Работать в группах?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - ... (синий).

- Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.

Ответьте на мои вопросы

- Что на свете всего дороже? Семья.

- А что значит семья?

Это – семь я.

- Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

- А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

- Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....