Время дружить
классный час

Вдовина Анастасия Николаевна

Цель занятия: формирование в отряде дружеских отношений, положительного психологического климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие: "Время дружить!"42.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Время дружить!»

Цель занятия: формирование в отряде дружеских отношений, положительного психологического климата.

Ход занятия

1. Вступительное слово педагога:

Сегодня – международный день ДРУЖБЫ. День, когда можно поздравить своих старых друзей и приобрести новых!

Задумайтесь , а много ли у вас друзей?

И.В.Даль в своем «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении…»

Что такое бескорыстная дружба?

Нет личной заинтересованности в чем-то. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды, его внутренний мир.

Дружба не возникает сама по себе – ее творят люди. Не будь на свете дружбы, каждый чувствовал себя в этом мире очень одиноко.

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба”?– Как “пахнет” дружба?

– Какая она на ощупь?        

– На вкус?

– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”?

– С какими животными можно связывать слово дружба?

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?

– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

Рассказы детей о своих ощущениях.

2. Люди сочинили много поговорок и пословиц. Давайте подумаем об их смысле.

Каждая группа берет по две пословицы и обсуждает, после этого один из группы проясняет смысл.

  1. Нет друга, так ищи, а найдешь – береги.
  2. Друг в нужде – истинный друг.
  3. Человек без друзей, что дерево без корней.
  4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  5. Для дружбы нет расстояний.
  6. Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.
  7. Хочешь дружбы, будь другом.
  8. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

3. Что не является дружбой

Валентина Кошелева

Стихи о настоящих друзьях

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать –
То вряд ли это друг...

Приятельские отношения. Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является мысль, что наши друзья – это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это сам процесс такого общения

Совершенно не обязательно, чтобы дружба была напрямую связана с личным общением или зависела от него. Настоящие друзья всегда остаются друзьями независимо от обстоятельств.

 В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами и не порождают никаких взаимных обязательств или привязанности. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами), «есть приятели, готовые разорвать друг друга на части». Какая уж тут дружба?!

Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши « друзья до гроба». Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».

А теперь послушайте притчу «Два друга».

Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»

Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».

Научитесь писать обиды на песке и гравировать радость на камне! Дружбу надо ценить и беречь. Ведь с настоящим другом нас связывает не только приятно проведённое время, но и различные жизненные испытания, недаром  про друзей говорят – вместе съели не один пуд соли. Если дружба успешно выдерживает испытания, она от этого только становится прочней.

Ещё одно испытание – время. Старый (т.е. проверенный)  друг - лучше новых двух! Для дружбы  ни время, ни расстояние   не страшны. Вы можете годами не видеть друг друга и мчаться  в любой миг за сотни километров, если друг позвал… Ведь ДРУЖБА – понятие круглосуточное!

4. Качества настоящего друга.

Разделите листочек на две части. В первой напишите те качества, которыми должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

Добрый,
справедливый,
честный,
и.т.д.

 

(Идет обсуждение, педагог выписывает на ватмане те качества, которые ребята чаще всего называют.) Можете добавить в свой список качества, которые вам понравились, но не были записаны вами. А теперь во второй половине листочка поставьте + там, где вы считаете, что обладаете этими качествами и ++ - хотели бы развить в себе.

Педагог (вывешивает текст) В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …

  1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
  2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
  3. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
  4. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
  5. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

Были утверждения, что вызвали у вас сомнения в вашем соответствии? Какие?

Вдумайтесь, как часто мы предъявляем к друзьям, да и просто к людям, те требования, которые сами не выполняем…Справедливо ли это? Не ссорьтесь по пустякам, а если уж случилась размолвка, переступите через гордыню и первым сделайте шаг к примирению – ведь ДРУЖБА ценнее, чем одинокая принципиальность. Помните, что мы все совершаем ошибки, и только настоящий друг всегда ПОЙМЁТ и ПРОСТИТ…

5. Правила дружбы (можно оформить в качестве «сюрпризиков»  и подарить на память)

  • Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
  • Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
  • Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!
  • Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке. О достоинствах своего друга рассказать можно каждому.

Рефлексия деятельности.

- легко ли найти НАСТОЯЩЕГО друга? (нет)

- легко ли найти НАСТОЯЩЕГО врага? (легко, толкни-обзови человека, вот тебе и недруг, что отомстит при первой же возможности…)

Подытожить занятие можно красивым стихотворением:

Расул  Гамзатов

Берегите своих друзей

Берегите своих друзей,

Их ранимые, верные души.

Не старайтесь казаться суше.

Берегите своих друзей.

Не бегите от редких встреч,

Повторяя, что времени нету...

Не научитесь их беречь –

Разлетятся они по свету.

Ты сейчас можешь думать: друг

От безделья тебе мешает,

Что звонит слишком часто, не вдруг,

Утомляет тебя, досаждает...

Ты его оттолкнёшь, как всегда,

И он в круге своём замкнётся.

А потом он уже никогда,

Никогда он к тебе не вернётся.

Я пишу о простых вещах

Безыскусным, но искренним словом.

Ты пойми, будет миг, и ах...

Ты захочешь всё это снова...

Чтоб опять у тебя был друг,

От безделья тебе мешая,

Чтоб звонил он часто, не вдруг,

Утомляя тебя, досаждая...

Ты захочешь тех редких встреч,

Несмотря, что времени нету...

Ты поймёшь: дружбу надо беречь,

Не теряя её по свету.

Но в игре этих слов простых

Зарастает травою нежность...

И в мелькании дней пустых

Забываем мы слово «верность».

В одиночестве чахнем мы,

И любить не умеем, не можем.

Ни при чём колеи судьбы,

Мы себе только сами поможем.

Берегите своих друзей,

Их ранимые, верные души...

Не старайтесь казаться суше.

Берегите своих друзей.

Рекомендуем закончить занятие стартом игры «Тайный друг» (приложение)

Приложение 1

Тайный друг

Тип игры:спокойная

Вид игры:индивидуальная

Инвентарь: почтовый ящик, бланки для записок-открыток, конверты, ручки

Возраст10-16 лет

Кол-во участников до -50 чел.

Время без ограничений (чем младше – тем меньше)

Вариант 1

Сделайте из коробки почтовый ящики, разместите на видном месте ручки, бумагу и конверты.  Игра начинается перед началом мероприятия (лагеря, конференции и т.п.) и продолжается на протяжении всего времени его проведения.

 Напишите на бумажках имена участников лагеря, перемешайте их и предложите участникам выбрать себе «тайного друга». Суть игры заключается в том, чтобы оказать своему «тайному другу» максимальное внимание (подарки, записки, открытки, сюрпризы), но не «засветиться».
  Письма, открытки и записки бросаются в почтовый ящик и несколько раз в день доставляются получателям почтальонами.
  В конце мероприятия происходит публичное отгадывание «тайного друга» каждого из участников.

Вариант 2

Все участники игры записываются на отдельные одинаковые листочки (кружки, квадратики, сердечки), и хорошо перемешав эти билетики ведущий раздаёт их играющим, вытянув одного из игроков вы должны дарить ему тайно от него и других символические подарки (открытки, записки, шоколадки), по истечению трёх дней все участники собираются в благоприятной обстановке , встаёт ведущий (он тоже принимает участие в игре), и говорит: мне дарили то то и я думаю что это вот этот человек, в случае если он ошибся встаёт его тайный друг и дарит ему финальный подарок, после чего говорит что ему дарили и кто как он думает это делал... Так по кругу и дарят подарки тайным друзьям, получается очень весело.
P.S. Хорошо объясните правила игрокам перед началом игры!

Вариант 3, для педагогических гениев!

Этико-психологическое упражнение-игра "Мой тайный друг"

Цель: содействие переносу в жизнь способов коммуникаций и проявления дружеского отношения.

Задачи:

  • помочь учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность и радость возможности давать, ничего не ожидая взамен;
  • учить устанавливать отношения, основанные на бескорыстной способности отдавать, прежде чем что-то получить;
  • развивать способность интерпретировать поведение окружающих людей;
  • помочь учащимся принять на себя самообязательство и нести ответственность за его исполнение;
  • культивировать глубокие чувства привязанности, эмоциональной близости друг к другу.

Ключевые ценности:

понимание

добро

дружба

доброжелательность

самопознание

Ключевые компетенции:

  • оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • выстраивать доброжелательные отношения к себе, к людям и окружающему миру;
  • поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов, уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;

ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать и понять другого человека.

Содержание этапов этико-психологического упражнения-игры “Мой тайный друг”.

I-й этап (основной).

Содержание.

  1. Организация беседы “Что значит дружить?” В ходе обсуждения учащиеся делают выводы о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, что дает человеку дружба и др. Таким образом, идет подготовительная работа к началу этико-психологического упражнения-игры “Мой тайный друг”.
  2. Записать имена и фамилии каждого человека на отдельном листке, включая педагога. Свернуть листки так, чтобы их нельзя было прочитать.
  3. Сложить записки с именами в ларец (открытую коробку), чтобы каждый ребёнок вытянул записку. Увидев на ней имя, он не должен никому его говорить. Если кто-то вытянул свое имя, он должен снова свернуть листок, положить на место и тянуть еще раз.
  4. Объяснить детям, что тот человек, чье имя они вытянули, становится отныне их “тайным другом”. Педагог  тянет из коробки последнюю записку.
  5. Объяснить отряду, что в течение следующей недели все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к “тайным друзьям”, чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Можно писать для них стихи, дарить небольшие подарки, угощать, делать все, чтобы друг почувствовал себя нужным и любимым.
  6. Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу. Объяснить детям, что чем больше они вложат себя, своей души в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда они увидят, как их внимание и забота приносят счастье другим.
  7. Выработка правил участия в упражнении-игре.
    Примерные правила участия в игре
    Обязательная активность каждого участника;
    • Угадывать “Тайного друга” – запрещено;
    • Оказывать знаки внимания не только своему “Тайному другу” и др;
  8. Провести анкетирование участников в последний день упражнения-игры (Приложение 2).

II-й этап (рефлексивный).

Может проходить в форме огонька «Круг радости»

Приветствие и пожелания участников встречи друг другу.

В последние дни жизнь нашего отряда проходила не совсем обычно, а причина связана с этим сундучком, он объединил нас всех.

  • Как вы думаете, зачем мы сегодня собрались?
  • В чем заключается смысл упражнения “Мой тайный друг”?

Основная часть.

До подведения итогов нашей игры-упражнения мы отвечали на вопросы анкеты. Рассмотрим наши результаты.

Вопрос №1 Легко ли было выполнять правила участия в упражнении-игре “Мой тайный друг”?

  • Итак, как распределились ответы?

Действительно, соблюдать правила игры и держать тайну иногда бывает очень трудно. Почему? А может быть, ответ содержится в следующем слайде?

Вопрос №2Отметьте, какие ценности имели для вас значение в упражнении-игре “Мой тайный друг”

  • А что такое ценность вообще? Поясните смысл данного понятия.
  • Какие же качества более всего ценятся вами в этом упражнении-игре?
  • Сравнивая результаты этих двух вопросов анкеты, какой вывод можно сделать, ребята?

Вывод.

Как это здорово, когда ценностью для нас становится добро, понимание, любовь, а расчетливость и выгода отступают назад. Но эти качества-ценности порой требуют от нас усилий, воли и напряжения.

А вот, каких эмоций и чувств было пережито нами больше, в процессе игры-упражнения расскажут результаты следующего вопроса.

Вопрос №3Отметьте те эмоции и чувства, которые вы испытывали и переживали, участвуя в упражнении игре “Мой тайный друг”.

Что же мы с вами переживали?

Это общие результаты, а теперь поделитесь своими личными переживаниями и размышлениями.

Мы все знаем, как приятно получать знаки внимания.

  • Может ли человек испытывать радость от возможности отдавать, ничего не ожидая взамен? (Возможность выхода на дискуссию.)
  • Кто-то из вас почувствовал эту радость?
  • Отличается ли радость получения подарка от радости его дарения? В чем разница?

Давайте переживем еще раз эти приятные моменты и вспомним самые яркие дружеские знаки внимания, которые оставили в вашей душе теплый свет.

(Ребята называют способы проявления дружественного отношения.)

Вопрос №4

Был еще такой вопрос: “Нашел ли ты новый для тебя способ проявления дружественного отношения к окружающим людям благодаря участию в этом упражнении-игре?”

Сколько человек смогло найти в ходе игры-упражнения новые способы проявления дружественного отношения к окружающим людям?

Игра – это тоже жизнь, а в жизни приходиться искать ответы на новые вопросы. И хотя график показывает, что находок было много, я хочу, чтобы вы не останавливались на этом пути открытий, а смело шли вперед, каждому из вас хочу пожелать удачи на жизненном пути.

А теперь наступает волнующий момент. Ведь мы все хотим узнать, для кого мы были тайным другом? Наверное, у каждого из вас есть свои предположения-гипотезы. Так давайте их проверим. Подойдите к тому человеку, который, по вашему мнению, все это время тайно оказывал вам знаки внимания, и спросите, правильна ли ваша догадка. По мере того, как вы подтвердите свою догадку, возвращайтесь на свое место.

Проверка гипотезы – свободное, непосредственное общение участников встречи.

Звучит фоновая музыка.

Итак, тайна раскрыта. А сейчас я предлагаю еще раз оказать знак внимания своему тайному другу. Подойдите к тому, кто в игре-упражнении был вашим тайным другом. Скажите ему самые добрые, теплые и искренние пожелания.

Вопрос №5 Удовлетворены ли вы своим участием в упражнении-игре “Мой тайный друг”?.

  • Изменилось ли ваше мнение после встречи, что вы сейчас думаете? Кто хочет высказаться?

Заключительная часть.

Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя определенные выводы, а может быть, даже извлекли уроки жизни.

Наша игра-упражнение “Мой тайный друг” закончилась, я благодарю вас, ребята, за сегодняшнюю встречу, и мне так хочется сказать: “А ведь как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”

Приложение 2

Анкета участника упражнения-игры «Мой тайный друг»

1. Что больше всего вы цените в друзьях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Можно ли назвать ваш отряд дружным и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте, какие ценности имели для вас значение в упражнении-игре «Мой тайный друг»

А) понимание

Б) расчетливость

В) самообязательство              

Г) добро

Д) самопознание  

Е) выгода      

Ж) любовь

З) ответственность

И) другое (впишите ваш вариант) ____________________________

4. Нашёл ли ты новый для тебя способ проявления дружественного отношения к окружающим людям благодаря участию в этом упражнении-игре?

А) Да (укажи какой) _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Б) Нет (почему?) __________________________________________________________

5. Легко ли выполнять правила участия в упражнении-игре «Мой тайный друг»?

А) Да, легко

Б) Если нет, поясните свой ответ ________________________________________

6. Отметьте те эмоции и чувства, которые вы испытывали и переживали, участвуя в упражнении игре «Мой тайный друг».

1.        благодарность

2.        радость

3.        удивление

4.        разочарование

5.        любовь

6.        нежность    

7.        сомнение

8.        гордость

9.        восторг

10.озорство

7. Удовлетворены ли вы своим участием в упражнении-игре «Мой тайный друг»?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

Спасибо!

Анкета участника упражнения-игры «Мой тайный друг»

1. Что больше всего вы цените в друзьях?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Можно ли назвать ваш отряд дружным и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отметьте, какие ценности имели для вас значение в упражнении-игре «Мой тайный друг»

А) понимание

Б) расчетливость

В) самообязательство              

Г) добро

Д) самопознание  

Е) выгода      

Ж) любовь

З) ответственность

И) другое (впишите ваш вариант) ____________________________

4. Нашёл ли ты новый для тебя способ проявления дружественного отношения к окружающим людям благодаря участию в этом упражнении-игре?

А) Да (укажи какой) _______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Б) Нет (почему?) __________________________________________________________

5. Легко ли выполнять правила участия в упражнении-игре «Мой тайный друг»?

А) Да, легко

Б) Если нет, поясните свой ответ ________________________________________

6. Отметьте те эмоции и чувства, которые вы испытывали и переживали, участвуя в упражнении игре «Мой тайный друг».

1.        благодарность

2.        радость

3.        удивление

4.        разочарование

5.        любовь

6.        нежность    

7.        сомнение

8.        гордость

9.        восторг

10.озорство

7. Удовлетворены ли вы своим участием в упражнении-игре «Мой тайный друг»?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дружим с союзами"

Обобщающий урок по теме "Союзы" в 7 классе. Конспект урока содержит тест по теме, материал для работы с интерактивной доской, творческие задания....

Беседа с обучающимися 5-6 классов "Как надо дружить"

Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

внеклассное мероприятие "со спортом дружить, здоровым быть"

мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни, приобщение детей к занятием физической культурой. игра проводится с детьми 1-2 класс....

Дружим или не дружим?

В каждом классе бывают ссоры и конфликты, главное - вовремя их увидеть Как научить детей слушать и слышать других, принимать отличное от твоего мнение? Я попробовала показать ребятам, что они могут эт...

классный час "Учимся дружить"

развить коммуникативные качества учащихся...

Открытое занятие по хореографии: "Дружит с солнцем ветерок, дружим мы с тобою" ГБОУ Школа 1400 ДО СП №2

Открытое занятие "Дружит с солнцем ветерок, дружим мы с тобою" (взаимосвязь младшей и старшей групп)...