Диагностика для изучения классного коллектива
учебно-методический материал (5 класс)
Диагностика для изучения классного коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_dlya_izucheniya_klassnogo_kollektiva.docx | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика для изучения детского коллектива 5 «в» класса
В МАОУ ПСОШ №1 воспитательные функции выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Для планирования и коррекции воспитательной работы мною используюся различные методики изучения детского коллектива. Анализирую, делаю выводы и строю работу, опираясь на знание психологических особенностей своего класса. Привожу примеры некоторых часто используемых мной методик:
«Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, объясняю им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.
Диаграмма №2 «Характеристика класса по методике «Аукцион»
Вывод: Уже к концу пятого класса в списке ребят оказываются слова, положительно характеризующие класс. В диаграмме приведены результаты диагностики 5 класса 2019 – 2020 учебного года (1 четверть) в сравнении с (3 четвертью)
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.
Вывод: В конце 5 класса такие сочинения дети зачитывают на классном часе. Сочинения являются хорошим материалом для изучения традиций класса будущему классному руководителю.
«Проективная методика»
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
- Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это...
- Ребята, с которыми я не дружу в классе, это...
- Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это...
- Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
- Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
- Ребята, без которых мне было бы трудно, это...
Изучение общительности в классе
Цель: Изучить уровень общительности каждого ученика. Повышение тонуса и групповой сплоченности.
Форма: тестирование.
Инструкция для анкеты: предлагается ответить на 20 вопросов. Если ответ утвердительный, то «+», если нет, то «–». Отвечать быстро, не раздумывая.
АНКЕТА
- Много ли у вас друзей?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
- Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
- Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг и ни за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
- Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
- Трудно ли вам включаться в новые компании?
- Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
- Легко ли вы осваиваетесь в незнакомом коллективе?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
- Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побить одному?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с, новым человеком?
- Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
- Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых или малознакомых вам людей?
- Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
- Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов: каждый положительный ответ – 1 балл.
Меньше 10 баллов – уровень развития коммуникативных способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому. Им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество.
10-13 баллов – средний уровень общительности. Легко знакомятся с людьми при необходимости, не устают от общения, но при удобном случае проводят время за чтением книг или другими занятиями, не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах.
14 и более баллов – высокий уровень развития общительности (коммуникативных способностей). Легко сходятся с людьми, одна из радостей в жизни – общение. Имеют много друзей, не боятся выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают от общения.
Диаграмма №5 «Уровень развития коммуникативных способностей»
Вывод: Опыт работы показывает, что при использовании исследовательских и проектных методов в обучении ивоспитании происходит наиболее интенсивное развитие коммуникативных способностей учащихся.
Методики изучения психологического климата коллектива
«Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Процедура: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.
Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или конфликтности):
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):
- В нашем классе принято помогать без напоминания.
- В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям
- В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
- В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
- В нашем классе не принято помогать друг другу.
- В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Диаграмма № 7 «Степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива».
Вывод: Учащиеся моего класса имеют возможность проявить свои таланты в спорте, музыке, скульптуре, шахматах, проектной деятельности, праздничных выступлениях, совместных экскурсиях и походах. У ребят появились общие интересы, что сплачивает коллектив.
Анкета «Твое отношение к школе и классу» позволяет выяснить уровень комфортности ребёнка в классе и школе, психологическую атмосферу ученического коллектива. Результаты анкеты являются материалом для анализа воспитательной работы учителя, планирования и коррекции воспитательной работы в классе.
Анкета «Твое отношение к школе и классу»
- Нравится ли тебе учиться в этой школе?
- Любишь ли ты свой класс?
- С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
- Есть ли у тебя друзья в классе?
- Ты с гордостью рассказываешь другим о своей школе?
- Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей школе?
- Хотел бы ты перейти в другую школу?
- В каком кабинете (классе) тебе больше всего нравится находиться?
- Что за последний год тебе больше всего запомнилось в школе?
- Как бы ты определил характер жизни и отношений в школе? Выбери 5 утверждений:
Весело Интересно Неожиданно Ново Оригинально Печально Скучно Однообразно Тоскливо | Хорошие отношения Новые предметы Дружный класс Школьный двор Творческие задания Чувство успеха Интересные учителя |
- Есть ли у тебя ощущение, что учителя в школе относятся к тебе хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?
Результаты анкетирования выявили следующее:
Таблица « Результаты анкетирования «Твое отношение к школе и классу»
№ | Вопрос | 2019 – 2020учебный год 5 класс, 1 четверть | 2019 – 2020 учебный год 5 класс, 3 четверть | ||
Да | Нет | Да | Нет | ||
Нравится ли тебе учиться в этой школе? | 80% | 20% | 96% | 4 % | |
Любишь ли ты свой класс? | 56% | 44% | 80% | 20% | |
С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул? | 36% | 64% | 96% | 4% | |
Есть ли у тебя друзья в классе? | 75% | 25% | 100% | 0% | |
Ты с гордостью рассказываешь другим о своей школе? | 48% | 52% | 100% | 0% | |
Хотел бы ты перейти в другую школу? | 20% | 80% | 4% | 96% | |
Есть ли у тебя ощущение, что учителя в школе относятся к тебе хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души? | 52% | 48% | 96% | 4% |
Вывод: Воспитательная работа по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе продолжается, но достигнутые результаты в конце 3 четверти подтверждают правильность выбранной программы воспитания учащихся.
Созданные в классном коллективе благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие комфортное пребывание учеников. Наличие сплоченного коллектива, умение достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты позволило успешно пройти адаптацию, повысить успеваемость у учащихся 5 «в»класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика взаимоотношений в классном коллективе
С целью диагностики взаимоотношений учащихся класса можно применить методику социометрического обследования коллектива на наличие дружеских взаимосвязей.Данная методика опубликована в журнале "Справоч...
Анализ диагностики уровня сплочённости классного коллектива обучающихся 12Г, 12 Д, 12Е классов на начало 2013-2014 учебного года
Анализ уровня сплочённости классных коллективов...
"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"
Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...
Изучение классного коллектива.
Для классного руководителя....
Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка. ...
Примерная программа изучения классного коллектива
для психолого-педагогической характеристики класса...
Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.
Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....