Профориентационная работа в выпускных классах
статья (9, 10, 11 класс)

Филимонова Ирина Евгеньевна

Статья адресована учителям, воспитателям обучающихся детей с нарушениями слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_v_vypusknyh_klassah.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Логвинова И. Н., учитель истории и обществознания

Филимонова И. Е.,  учитель истории и обществознания

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»,

г. Белгород

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ

Сегодня особенно остро встает вопрос о профессиональном самоопределении лиц с ограниченными возможностями здоровья, об улучшении качества работы по профориентации обучающихся с нарушениями слуха с тем, чтобы они могли быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке молодежи. Молодые люди с проблемами слуха не всегда могут адаптироваться к новым экономическим условиям.

       Проблема выбора профессий, по существу, сводится к двум вопросам: расширение круга профессий и профориентация неслышащих воспитанников. Вопрос о расширении круга профессий, по которым должно вестись обучение неслышащих детей, возник достаточно давно. Особенно актуальным он стал в последнее время, в связи с тем, что развитие науки и техники создает предпосылки для появления новых видов труда и профессий.

У воспитанников заметна тенденция к получению современных промышленных специальностей и профессий, связанных с интеллектуальными видами труда. Повышенный в последнее время уровень общего образования глухих и слабослышащих предоставляет им такую возможность.

Однако обучающиеся, даже старших классов, не располагают в достаточной мере сведениями о характере и содержании существующих специальностей и о тех областях народного хозяйства, где они могут трудиться. Вместе с тем относительно часто профессиональные притязания глухих не соответствуют их возможностям.

И если с возрастом осведомленность неслышащих подростков повышается, тем не менее, их профессиональные интересы и склонности часто не удовлетворяются при выборе специальностей из числа тех, по которым организована в настоящее время подготовка лиц с нарушением слуха.

В связи с этим одной из основных задач профориентационной работы с обучающимися воспитанниками с нарушенным слухом является формирование профессиональных интересов обучающихся, при котором должно предусматриваться согласование притязаний неслышащих подростков с реальными возможностями получения соответствующего образования.

Система обучения должна быть устроена таким образом, чтобы за годы, проведенные в образовательном учреждении – школе-интернате, дети с нарушениями слуха выбрали профессию, учебное заведение, в котором они могут её получить, обучиться выбранной профессии, стали конкурентоспособными в достаточно жестких условиях рынка труда, могли работать в среде людей, которые будут предъявлять к ним требования как к специалистам в определенной области.

В нашей школе-интернате учителя и воспитатели, особенно старших классов, стараются создать условия для профессиональной ориентации и подготовки обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду.

Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения слуха, позволил нам разработать план работы по профориентации, в который включены различные формы работы: беседы, экскурсии, диспуты, деловые игры, встречи, практические занятия, проектная деятельность.  

Выявить склонности, способности и  возможности обучающихся в школе, представить им максимально широкий спектр профессий, в которых могут быть востребованы люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху – это задачи, которые были поставлены в  проектах  под общим названием «Профессии, которые мы выбираем».

Педагоги школы стремились найти такие формы работы над проектом,  которые интересны для обучающихся и отвечают современным требованиям. Ребята  посещают различные предприятия,  встречаются с работниками предприятий и выпускниками школы, получают ценную информацию, были участниками дегустации  продукции предприятий,  учатся создавать презентации своих проектов, использовать современные технические средства обучения, снимать фильмы.

Для  учащихся  с нарушением слуха  обязательной частью работы над проектом является обогащение активного и пассивного словаря. Ребятами специально создавался картинный словарь профессиональных терминов, тщательно готовились выступления на конкурсах.

Например, в этом учебном году выпускной класс работал над проектом «Мы – выпускники!», целью которого являлось профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ. В ходе работы ребята изучили свои способности, интересы, склонности и возможности, определили группу профессий для каждого (по классификации Климова). Затем изучили рынок труда для лиц с нарушением слуха в нашем регионе. Оказалось, что с этими профессиями выпускники знакомы, т.к. их чаще других осваивают глухие и слабослышащие. Профессии пользуются популярностью, потому что имеют неплохую зарплату для области и вакансии на рынке труда.

Затем воспитанники в ходе специальных занятий с использованием Интернет-ресурсов и экскурсий изучили учебные заведения, в которых можно получить эти профессии. При этом учитывали место проживания, условия обучения и поступления, льготы для лиц с ОВЗ и т.п..

В итоге работы над проектом выпускники определились с профессией, получили опыт общения при поступлении в ССУЗы и приеме на работу (при проведении деловых игр в рамках работы над проектом). Мы надеемся, что работа над проектами профориентационной направленности с учетом особенностей развития воспитанников с нарушением слуха во внеурочной деятельности расширяет возможности успешной социализации и интеграции в общество наших выпускников.

Выбор профессии очень ответственное и важное дело и немалую роль в нем играет педагог коррекционной школы. Нужно ориентировать воспитанников на востребованные профессии, которыми они могут овладеть с учетом их особенностей. Эта работа должна проводиться в системе, а не от случая к случаю, тогда она дает положительные результаты и расширяет возможности наших детей при выборе профессии.

Таким образом, создание в школе-интернате социально-психологических условий для профессиональной ориентации воспитанников с нарушением слуха имеет для них важное значение в правильном выборе профессии  и способствует успешной социальной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс профориентационной работы в 9 классе

Материал будет полезен для классных руководителей и психологов...

Система профориентационной работы в 8 классе.

Отчет о системе профориентационной работы классного руководителя в 8 м классе общеобразовательной школы....

Профориентационная работа в 9 классе

Материал содержит анализ профориентационной работы в 9 классе...

Профориентационная работа в выпускных классах - презентация

Из опыта работы классных руководителей, работающих на среднем и старшем звене в школе-интернате для детей, имеющих нарушение слуха...

Профориентационная работа в выпускных классах - презентация

Материал из опыта работы классных руководителей старших классов школы-интерната для детей с нарушениями слуха...