Разработка классного часа "Профилактика ДТП"
классный час (6 класс)
Разработка классного часа "Профилактика ДТП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa._profilaktika_dtp.docx | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе
«Как избежать дорожно-транспортных происшествий»
(Беседа-диалог)
Цели и задачи классного часа:
• ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;
• воспитание правовой культуры школьников;
• профилактика дорожно-транспортных происше¬ствий среди младших подростков.
Ход классного часа
Что такое ДТП?
Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного города.
Еще в начальных классах вы изучали Правила дорожного движения, и, тем не менее, ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Почему? Это что — невыполнение Правил дорожного движения или незнание их?
Давайте разберемся в этой непростой ситуации.
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.
Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта влечет за собой дорожно-транспортное происшествие. Естественно, большая часть вины в ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.
Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).
Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:
- по объекту преступления — установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;
- по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими вредными последствиями;
- по субъекту преступления — установление конкретного лица, нарушившего правила;
— по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.
Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.
Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе.
Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:
- осмотр места происшествия;
- осмотр транспортных средств;
- розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;
- допрос потерпевших и свидетелей;
- допрос водителей;
- освидетельствование водителя.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как ного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.
Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).
Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:
- по объекту преступления — установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;
- по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими вредными последствиями;
- по субъекту преступления — установление конкретного лица, нарушившего правила;
— по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.
Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.
Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе.
Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:
- осмотр места происшествия;
- осмотр транспортных средств;
- розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;
- допрос потерпевших и свидетелей;
- допрос водителей;
- освидетельствование водителя.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как правило, предшествует всем остальным.
При ДТП требуется сначала осмотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т. е. осмотр ведется от периферии к центру. Это объясняется тем, что следы и иные вещественные доказательства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте происшествия.
В зависимости от состояния потерпевших их допрос может производиться на месте происшествия. Допрос нельзя откладывать, так как потерпевшие могут сообщить важнейшие данные о случившемся. Если машина скрылась с места происшествия, прежде всего выясняются ее признаки, затем — причины происшествия, действия потерпевшего и водителя в момент происшествия, устанавливается, как развивались события по мнению потерпевшего. При допросе нужно установить, не страдает ли потерпевший какими-либо заболеваниями и нет ли у него физических недостатков, мешающих ему правильно ориентироваться в обстановке (плохое зрение, слух, хромота и т. п.).
При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы: что именно произошло на месте происшествия, какой номер, цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина, какие действия предпринимались для избежания наезда, столкновения, что предпринимал водитель (водители) после происшествия, какие условия были на дороге (улице) в момент происшествия (освещение, погода) и какова скорость транспортных средств в момент происшествия.
Следует помнить, что в результате ДТП может наступить смерть потерпевшего.
Статья 109 «Причинение смерти по неосторожности» Уголовного кодекса РФ гласит:
«1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
- Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Как предотвратить ДТП?
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли предупредить дорожно-транспортные происшествия? (Рассуждения учеников.)
Вы делаете правильные выводы — необходимо быть внимательным и осторожным на проезжих частях дорог, всегда и везде соблюдать Правила дорожного движения.
Участниками ДТП могут стать не только водители автомашин, но и мотоциклов, мопедов и велосипедов. А некоторые из вас частенько катаются на велосипедах и мопедах по дорогам. Вот почему нам необходимо вновь обратиться к Правилам дорожного движения.
Правила дорожного движения Российской Федерации
(Утверждены Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 767, вступившего в силу с 01.01.2006)
(Извлечение)
<...> 15. Движение через железнодорожные пути
- Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
- При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
- Запрещается выезжать на переезд:
- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Кроме того, запрещается:
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
- самовольно открывать шлагбаум;
- провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
- без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.
- В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий знака 2.5 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.) или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
- При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
— при имеющейся возможности послать двух
человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
16. Движение по автомагистралям.
16.1. На автомагистралях запрещается:
— движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
- остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.);
- разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
- движение задним ходом;
- учебная езда.
- При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил (в данном извлечении отсутствует. — Авт.) и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
- Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.).
17. Движение в жилых зонах.
- В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 (в данном извлечении отсутствует. —Авт.), движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
- В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
- При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
- Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории. <...>
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему данные правила необходимо знать как водителям, так и пешеходам? (Рассуждения учеников.)
Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях — одна из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции всех стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП — соблюдение правил выживания на улицах:
- автобус обходите сзади, а трамвай спереди;
- не выпрыгивайте на дорогу из-за сугроба;
- не переходите улицу на красный свет;
- пользуйтесь подземными переходами.
Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни каждому из нас необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины. Например,
- при переходе улицы смотреть сначала налево, потом — направо;
- в ожидании перехода не стоять у края тротуара;
- на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущемуся транспорту;
- любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин;
- ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к движущемуся транспорту — тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход — водителя.
Стоит иметь в виду, что ДТП — это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами ведосипедисты — сильнейший источник напряженности для всех других водителей.
Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года.
Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы — с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.
Учитель: Ребята, дополните меня, как надо вести себя пешеходу на оживленных улицах населенных пунктов? (Возможные рассуждения учеников.)
Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:
- ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности — уголовно наказуемое преступление);
- бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет;
- следует немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу);
- необходимо сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);
- став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ.
В завершение классного часа учитель обобщает все высказывания ребят и делает общий вывод о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 43 – 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей
Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...