Классный час "Толерантность"
классный час (9 класс)

Классный час знакомит учащихся с понятием "толерантность", с его значением и происхождением, дать учащимся оценить степень своей толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час о толерантности

«Мы вместе хотя такие разные»

9 класс

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с его значением и происхождением, дать учащимся оценить степень своей толерантности.

Задачи:

дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

воспитание чувства коллективизма, развивать уважительное отношение между учащимися.

Ход классного часа.

1.Организационный

Приветствие, пожелание хорошего настроения, активности, взаимоуважения.

2.Вводное слово.

Упражнение «Салфетка»

На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и  опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз  пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

-Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

- Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой
семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была
особая – мир и лад царили в этой семье. И, стало быть, на селе ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Дети: любовь, терпение, прощение.
- Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

3.Основная часть

Что же такое толерантность?

Немного из истории. (можно дать подготовить материал обучающимся)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами.

Толерантность – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие толерантность для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – терпимость.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному. Сейчас вы в этом убедитесь и выберите какое из них вам больше всего импонирует и почему? У вас на столах лежат листы с определениями, давайте их прочитаем.

Tolerangia (испанское) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения.

Tolerange (французское) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Kuan rong (китайское) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабское) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпимость.

Английское – готовность быть терпимым, снисходительным.

Русское – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существование кого-либо, чего-либо.

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время.

Вывод: толерантность – это не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам других, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости ради позитивного взаимоотношения.

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность – не растворимый кофе, поэтому каждый человек, конечно, начинает с себя.

Упражнение «Толерантная и интолерантная личночность» (работа в парах)

Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный

-Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими».

-Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готовность всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

-А теперь вам нужно распределить слова в две колонки, где в 1 колонке – черты, присущие толерантной личности, во 2- черты, присуще интолерантной личности.

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, добржелательность, уметь владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и приятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Мозговой штурм «Оцени ситуацию»

– Попробуйте оценить ситуацию.
– Какова ваша реакция?
– А теперь попробуйте быть толерантным.
– Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
– Что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками ( человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …
– Что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…
– Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
– Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
– Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
– Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

4.Рефлексия.

Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…. Потому что у вас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е. быть толерантными.

А сейчас мы с вами проверим на сколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

1.Миша плохо одет….

Это не важно

Ты подсмеиваешься над ним

2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, что бы он объяснил это

Ты говоришь, что он выглядит смешно

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего….

Ты стремишься лучше узнать его

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания

4.Пожилая женщина медленно идёт…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

5.На твоих глазах на кого-то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребёнок инвалид….

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать

Интерпретация результатов.

6 пальцев. Прекрасно. Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

От 3 до 5 . Ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя всё получится.

Меньше 3. Ты совсем не толерантен. Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым.

16 ноября жителя многих стран мира отмечают Международный день толерантности или день терпимости. Этот праздник был учреждён в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Население планеты Земли составляет 7 милиардов человек различных национальностей.

 Символ толерантности – радужный флаг и сплетённые разноцветные руки.

«Дерево толерантности» .Творческая работа.        
- Вырастим вместе дерево Толерантности на нашей планете. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему «Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, что бы наш стал пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.(на доске).

Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...