Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
материал (9 класс)

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление190.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1

с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА

Классный руководитель:

Пятаева А.Р.

                                    2020 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

              Своё выступление хочу начать со слов выдающегося философа и психолога 20 века

Сергея  Рубинштейна

"Начальным моментом мыслительного процесса

 обычно является проблемная ситуация.

Мышление начинается с проблемы,

с удивления или недоумения, с противоречия".

Тема моего выступления :

 «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы». 

Можно ли назвать  урок современным, если не привлечены такие ресурсы урока, как методические и технологические? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее.

Я работаю в 8 г и  в 6 б классах. На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Среди приоритетных технологий выделяю:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию проблемного обучения.

Подробнее  остановлюсь на технологии проблемного обучения.

 Проблемное обучение   формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ. 

       Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения.                  

На уроках литературы проблемные вопросы чаще всего использую  при  анализе художественного произведения.

В 5 классе  по  литературе  при анализе  рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Му-Му»    задаю проблемный вопрос  «Правильно ли  поступил  Герасим, утопив собачку?»

Мнения учащихся разделились. Началась дискуссия. Одни   осуждали Герасима  за жестокость. А другие поняли безвыходность положения  Герасима.

Благодаря данной технологии совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию, воспитывается уважение к чужой точке зрения.

В 8 классе по  литературе  при анализе комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» в начале урока  я задала  проблемный вопрос, на который, учащиеся должны были ответить в конце урока:

Можно ли Митрофану и его матери доверить будущее России? Почему?

Здесь ответы были однозначными, но каждый прокомментировал свою позицию.

Использование проблемных вопросов   на уроках литературы позволяет поддерживать читательский интерес и формировать умение высказывать аргументировано свою точку зрения.

Проблемный вопрос содержит сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.

На уроках русского языка проблемные ситуации использую на уроках  открытия новых знаний.

В 5 классе по русскому языку в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую грамматические сказки. При изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки«Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.

В 8 классе по русскому языку при изучении темы

 «Односоставные и двусоставные предложения»  создаю проблемную ситуацию «с удивлением»

На слайде текст. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь! (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»).
ЗАДАНИЕ: выписать из каждого предложения грамматическую основу.
Возникает проблемная  ситуация с удивлением. Не в каждом предложении есть известная им грамматическая основа
.

      Результаты использования данной технологии следующие: - учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами,

- активизируется познавательная деятельность учащихся. 

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения

В конце своего выступления хочу прочитать притчу, которая мне понравилась. Послушайте и вы!

«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся ни слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.

Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».

 

И я сделала для себя вывод, если я смогла на каждом уроке создать проблемную ситуацию, заинтересовать ребенка, сосредоточить на проблеме и разрешить её,  значит я достигла цели своего урока.

Спасибо за внимание!


.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190901_124429.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190903_112022.jpg

Виды проблемных ситуаций:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

В статье дано краткое описание технологии проблемного обучения , подтвержденное конкретными примерами применения данной технологии на уроках русского языка и литературы....