Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
материал (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА
Классный руководитель:
Пятаева А.Р.
2020 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Своё выступление хочу начать со слов выдающегося философа и психолога 20 века
Сергея Рубинштейна
"Начальным моментом мыслительного процесса
обычно является проблемная ситуация.
Мышление начинается с проблемы,
с удивления или недоумения, с противоречия".
Тема моего выступления :
«Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы».
Можно ли назвать урок современным, если не привлечены такие ресурсы урока, как методические и технологические? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее.
Я работаю в 8 г и в 6 б классах. На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные образовательные технологии. Среди приоритетных технологий выделяю:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологию проблемного обучения.
Подробнее остановлюсь на технологии проблемного обучения.
Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения.
На уроках литературы проблемные вопросы чаще всего использую при анализе художественного произведения.
В 5 классе по литературе при анализе рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Му-Му» задаю проблемный вопрос «Правильно ли поступил Герасим, утопив собачку?»
Мнения учащихся разделились. Началась дискуссия. Одни осуждали Герасима за жестокость. А другие поняли безвыходность положения Герасима.
Благодаря данной технологии совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию, воспитывается уважение к чужой точке зрения.
В 8 классе по литературе при анализе комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» в начале урока я задала проблемный вопрос, на который, учащиеся должны были ответить в конце урока:
Можно ли Митрофану и его матери доверить будущее России? Почему?
Здесь ответы были однозначными, но каждый прокомментировал свою позицию.
Использование проблемных вопросов на уроках литературы позволяет поддерживать читательский интерес и формировать умение высказывать аргументировано свою точку зрения.
Проблемный вопрос содержит сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.
На уроках русского языка проблемные ситуации использую на уроках открытия новых знаний.
В 5 классе по русскому языку в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, использую грамматические сказки. При изучении темы «Способы подчинительной связи в словосочетании» урок начинаю со сказки: «Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин – Согласование – добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что я прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом». Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки.
В 8 классе по русскому языку при изучении темы
«Односоставные и двусоставные предложения» создаю проблемную ситуацию «с удивлением»
На слайде текст. Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь! (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»).
ЗАДАНИЕ: выписать из каждого предложения грамматическую основу.
Возникает проблемная ситуация с удивлением. Не в каждом предложении есть известная им грамматическая основа.
Результаты использования данной технологии следующие: - учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами,
- активизируется познавательная деятельность учащихся.
На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения.
В конце своего выступления хочу прочитать притчу, которая мне понравилась. Послушайте и вы!
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся ни слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он - учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
И я сделала для себя вывод, если я смогла на каждом уроке создать проблемную ситуацию, заинтересовать ребенка, сосредоточить на проблеме и разрешить её, значит я достигла цели своего урока.
Спасибо за внимание!
.
Виды проблемных ситуаций:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "
Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
В статье дано краткое описание технологии проблемного обучения , подтвержденное конкретными примерами применения данной технологии на уроках русского языка и литературы....