«ЧТО МЫ МУЗЫКОЙ ЗОВЕМ?»
материал (8 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ 17 октября 2022 г.
для обучающихся 8 класса по теме:
«ЧТО МЫ МУЗЫКОЙ ЗОВЕМ?»
Цель занятия: расширение представлений обучающихся об искусстве, в частности, о музыке; формирование умений работать с информацией, аргументированно отвечать на вопросы; развитие эмоционального интеллекта.
Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: музыкальная гостиная. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, аудиозаписей музыкальных произведений, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с аудиофрагментами и игру.
Комплект материалов:
− сценарий,
− видеоролик,
− презентационные материалы,
− комплект интерактивных заданий.
Подготовка к занятию:
− таблица с вопросами к видеоролику, в которой обучающиеся дают ответы до просмотра и после. Таблица должна быть распечатана или выведена на экран; − чистые листы формата А4; − листы (блокноты, тетради) для записей.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово учителя.
Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся. Интерактивное задание № 1 «Классификация». Просмотр видеоролика, задание перед просмотром. Интерактивное задание № 2. «Что? Где? Когда?».
Часть 3. Заключение. Рефлексия. Вариант творческого задания Заключительная рефлексия, краткое обобщение материалов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть, вступительное слово учителя (до 5 минут)
Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о важном и побеседуем об одном из видов искусства (слушаем аудиофрагмент: Г. Свиридов, вальс из сюиты «Метель», портал культура.рф). Как вы уже поняли, мы погрузимся в мир музыки, поразмышляем, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Вспомним, какие синтетические виды искусства существуют, и какова в них роль музыки.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся (до 20 минут).
Создание кластера
Учитель. Если мы спросим у разных людей, что для них значит музыка, то получим совершенно разные ответы. Давайте попробуем выяснить это в нашем классе: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «музыка»? Предлагаю составить кластер «Музыка», включив в него слова-ассоциации.
Комментарий. Обучающиеся составляют кластер «Музыка». Выполнение задания можно организовать фронтально, составляя общий кластер и записывая все возникающие предложения, а также в группах или парах, а потом предложить поделиться с классом своими предложениями. Деление на группы можно организовать с помощью карточек разных цветов или листочков, на которых изображены ноты.
Беседа.
- Когда вы слушаете музыку?
- Какую роль она играет в вашей жизни?
- Какой стиль в музыке вы предпочитаете?
- Знаете ли вы авторов (композиторов) вашей любимой музыки? Есть ли среди них русские композиторы?
Учитель. Когда вы рассказывали о своих предпочтениях в музыке, то (никто/ только несколько человек/ немногие из вас) назвали классическую музыку. Как вы думаете, почему не только дети, но и многие взрослые не слушают классическую музыку? (небольшое обсуждение)
Классическая музыка - часто музыка инструментальная. Если слова помогают понять смысл, то классика требует размышлений и времени, чтобы уловить содержание.
Раз уж мы заговорили о классической музыке, не могу не рассказать вам об истории одного произведения. Шла Великая Отечественная война. В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Весной 1942 эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию. Для исполнения симфонии в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Так начал возрождаться оркестр. От худобы некоторые музыканты не могли сидеть и репетировали стоя. Преодолев все трудности, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. В это время заработала советская артиллерия. Огонь был таким, что за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. Очевидцы рассказывали, что симфонию транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Известнейшие дирижеры США и Англии обратились с просьбой выслать им нотную партитуру Седьмой симфонии Шостаковича. Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав его симфонию, поняли, что проиграли войну. Учитель. Как вы думаете, о чем мог думать, что мог испытывать человек, создавший такое произведение? Создавая эту симфонию, композитор думал о героизме и величии своего народа, о лучших качествах человека, о грядущей победе.
Учитель. Мы прикоснулись к творчеству Дмитрия Шостаковича. Какие русские композиторы еще известны во всем мире? (Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке, Родион Константинович Щедрин и многие другие) (смотрим видеофрагмент: С. Прокофьев, отрывок из балета «Ромео и Джульетта», портал культура.рф).
Учитель. У каждого вида искусства есть свои средства выразительности. В литературе, например, это тропы (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола и другие), фигуры (антитеза, инверсия, градация и т. д.), звукопись (аллитерация, ассонанс).
Работа с интерактивным заданием №1 «Классификация»
Укажите, какие средства выразительности характерны для музыки. Варианты для выбора: 1. Мелодия 2. Лад 3. Ритм 4. Темп 5. Тембр 6. ектоника 7. Тень 8. Динамика 9. Цвет 10. Аллегория 11. Оксюморон 12. Пластическое движение 13. Пропорции 14. Линия
Правильные ответы: 1, 2, 3, 4, 5.
Учитель. Только что мы затронули вопрос о средствах выразительности в музыке. А какой стиль в музыке является одним из самых выразительных?
Народная музыка. Чувственность, сокровенность интонации, широта души русской – все это отражается в русских народных песнях. Это неотъемлемая часть русской культуры.
- Какие народные песни вы знаете?
- Какие народные песни поют у вас дома?
- Давайте все вместе споем народную песню (на выбор школьников).
Задание перед просмотром видеоролика
Учитель. Творческие люди, пытливые умы не одно столетие занимались вопросами взаимосвязей, взаимопроникновения разных видов искусства, например музыки и живописи. Возможно, вы что-то знаете об этом. Составьте предположения, ответив на вопросы в таблице.
Ответы до | Вопросы | Ответы после |
Кто называл музыку сестрой живописи? | ||
Как, по мнению Ньютона, звучит радуга? | ||
Кто из музыкантов первым создал партитуру для света? | ||
Кто из художников создавал живописные сонаты? | ||
Кто из художников слышал зеленый цвет как звуки скрипки? |
Предлагаю посмотреть видеоролик, уточнить или сверить свои ответы.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Когда-то давным-давно все виды искусства были неразделимы. Древние обряды включали в себя и пение, и танец, и устное народное творчество, и музыку, и изобразительное искусство. Возможно, этим объясняется неочевидная связь между музыкой и цветом. Художники и музыканты отмечают родство этих видов искусства. Так Леонардо да Винчи называл музыку сестрой живописи, В. БорисовМусатов писал: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски...». Ученые, художники и музыканты не одну сотню лет пытаются найти универсальный способ перевода музыки в цвет и наоборот. Посмотрите на радугу и подумайте, как могут звучать ее цвета. По мнению Исаака Ньютона, спектр радуги соответствует восходящей гамме до мажор. До – красный, Ре – фиолетовый, Ми – синий, Фа – голубой, Соль – зеленый, Ля – желтый, Си – оранжевый. Опыты по соединению звука и цвета продолжались. Так монах Кастель из Франции создал цветные клавикорды. В XIX веке появились цветовые органы англичанина Ремингтона и американца Бишопа. Два великих русских композитора Николай Андреевич РимскийКорсаков и Александр Николаевич Скрябин обладали уникальным даром – видеть музыку в цвете. Так, Римский-Корсаков писал, что тему Моря в опере «Садко» он создавал в сине-голубых тональностях. Александр Скрябин сочинил симфоническую поэму «Прометей. Поэма огня», где были прописаны не только партии для музыкальных инструментов, но и партия цвета. Интересны работы художника Василия Васильевича Кандинского, который считал, что музыка передает не только цвет, но и формы. Например, «Светло-синий подобен звучанию флейты, …а красный — фанфарам или барабану». Эксперименты с цветомузыкой или музыкой цвета не прекращаются и сегодня. Поэт Лев Озеров подметил: «Есть в красках отзвуки и звуки…». Важно только услышать, разглядеть, захотеть понять.
Комментарий для учителя. Вопросы предлагаются до показа видеоролика. Школьники записывают свои ответы в левый столбик. После просмотра видеоролика ответы записываются в правый столбик. Обязательно отметьте эрудицию ребят, верно ответивших на вопросы до просмотра видеоролика и внимательность тех, кто правильно ответил после просмотра материала.
Работа с интерактивным заданием № 2 «Что? Где? Когда?»
Общий вопрос: «Назовите фамилию композитора, фрагмент произведения которого вы слышите». Ответ (фамилия композитора) необходимо впечатать в окошко.
1. Время, вперёд! VI (Георгий Свиридов)
2. Танец с саблями (Арам Хачатурян)
3. Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (Петр Ильич Чайковский)
4. Турецкий марш (Вольфганг Амадей Моцарт)
5. Лунная соната. Часть 1 (Людвиг ван Бетховен)
Учитель. Продолжая разговор о музыке, давай те попробуем все же дать ответ на вопрос, звучащий в теме нашего занятия: «Что мы музыкой зовем?». Мы говорили об ассоциациях, связанных с музыкой, об известных композиторах, о необыкновенном представлении музыки цветом в произведениях известных русских композиторах… И все же – что мы подразумеваем, говоря слово «музыка»? Чем она для нас является?
- Помогает ли она выражать чувства человека?
- Отражает ли музыка национальные черты, культуру народа?
Презентация «Музыкальные проекты России для школьников и студентов» (см. дополнительные материалы)
- Знали ли вы, что есть разнообразные проекты, связанные с нашим всемирно известным музыкальным наследием? Например, культурнопросветительский проект «Моя Россия: музыкальное путешествие» (музыкальноепутешествие.рф).
- Есть еще один проект - Международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант» (https://musdict.ru/). Туда могут заглянуть те ребята, которым интересна музыка, при этом не обязательно иметь музыкальное образование.
Часть З. Заключительная. Рефлексия (до 5 мин.)
Учитель. Сегодня мы только прикоснулись к безграничному миру музыки. Мы послушали несколько отрывков из музыкальных произведений разного стиля. - Какой из отрывков вас привлек больше всего? - Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Мне хотелось бы познакомиться с музыкой, которая привлекает лично вас, поэтому вы можете переслать мне ссылку на свое любимое произведение, которое вас вдохновляет и, если у вас будет желание, мы могли бы обсудить ваши предпочтения на одной из наших встреч.
Вариант творческого задания
Учитель. Посмотрите вместе с родителями и обсудите прекрасный российский художественный телесериал. Его премьера состоялась в 2021 году. Режиссер А. Котт рассказал о подготовке и исполнении симфонии №7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Название телесериала – «Седьмая симфония».
Подведение итогов занятия, итоговое слово учителя
Лев Толстой написал: «Музыка – это стенография чувств». На сегодняшнем занятии мы пытались выяснить, что мы называем музыкой, что она для нас значит. Мы вспомнили имена русских, советских и российских композиторов, чья музыка широко известна в мире. Музыка, которую создали наши соотечественники, вошла в мировую сокровищницу культуры. И все же – музыка у каждого своя. Это показали те творческие задания, в которых вам нужно было выразить ваше отношение к музыке.
Ты слышишь музыку в любом движенье дня.
Она бежит навстречу лёгкими шагами
Или течёт, тихонечко звеня,
Перекликаясь с небом голосами.
Ты слышишь музыку в гудении осы
И в шорохе опавшего листочка.
Пусть капают минуты и часы
И разбивают время на кусочки,
Но музыку разъять нельзя никак,
Она течет единою волною,
И, как морской прилив, за тактом такт,
Всё заполняет музыка собою.
И я в её волнах тону, тону, тону
И, вынырнув, так сладко удивиться,
Как музыку, услышав тишину
И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы.
Татьяна Зубкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....