Классный час "Бородинское сражение"
классный час (8 класс)

Мероприятие посвящено одной из памятных дат Отечественной истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon borodinskoe_srazhenie.zip1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурс по Бородинскому сражению»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Экскурс по Бородинскому сражению»

Тематическое содержание:

1. Командующие армиями

2. Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение

3.Русские и французские солдаты

4.Медали и ордена

5.Памятники на Бородинском поле

6.Музей-панорама в Москве

Цель: ознакомление обучающихся с важнейшим событием Отечественной войны 1812 года – Бородинском сражением

Задачи:

1.Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г

2. Развивать умение анализировать

3. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций

4.Воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов

5.Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле

Возраст обучающихся: 12 – 14 лет

Ожидаемые результаты:

  • обучающие получат первые знания о Бородинском сражении;
  • расширят свой кругозор;

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

п/п №

Содержание этапа занятия

Примечание

1

Вступление, орг.момент

- Добрый день ребята, я очень рада, что вы здесь собрались, надеюсь наше занятие будет увлекательным, интересным и полезным

2

Мотивационный момент

- Предлагаю вам шараду, не простую, в ней зашифрована тема нашего занятия

Лес растёт в начале слова,

Не берёзовый – сосновый.

Цифру видим посреди,

А предлог вот – позади.

Слово это отгадает

Тот, кто битвы наши знает.

_ _ _ + _ _ _ _ + _ = _ _ _ _ _ _ _ _

Ответ: (БОР + ОДИН + О = БОРОДИНО.)

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

3

Тема и цель занятия

- Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Экскурс по Бородинскому сражению»

- Как вы думаете, почему я выбрала именно это событие в истории России?

- Потому что в этом году отмечается 200-летие со дня Бородинского сражения, 1812 – 2012 гг

- Что вы знаете о этой битве и войне?

- Цель нашего занятия – первичное ознакомление с важнейшим событием отечественной войны 1812 года – Бородинским сражением.

СЛАЙД 3

4

Новый материал

- Чтобы начать историю Бородино, вам нужно выполнить задание. На столах у вас лежат конверты с мозаикой, которую нужно собрать, получившиеся иллюстрации будут этапами нашего занятия.

Обучающиеся выполняют задание.

- Мозаика №1, что у вас получилась? Чей это портрет? (Кутузов М.И.)

- Посмотрим в словарике. (ученик зачитывает)

- Мозаика №2, чей у вас портрет? (Наполеон бонапарт)

- Узнаем побольше об этом императоре.

- Посмотрим видеоотрывок о начале войны. Неизвестные вам слова вы можете найти в словарике.

- Мозаика №3, что вам удалось собрать. Правильно, это картосхема Бородинского сражения.

- Посмотрим Бородинский бой

- Как вы думайте каково было значение этой битвы, ведь война еще не окончена?

- Наполеона Бородинское сражение не приблизило, а еще больше отдалило от достижения им окончательной цели - осуществления полного разгрома русской армии. Кутузов полностью выполнил свою задачу, а именно: он нанес противнику наибольший урон, сумев истребить лучшие силы «великой» армии.

Таким образом, оценивая Бородинское сражение, как крупнейшее событие Отечественной войны 1812 г., «...следует подчеркнуть,» - как пишет военный советский историк П.А. Жилин, - по крайней мере три главных результата.

Во-первых, наполеоновской армии не удалось сломить сопротивление русских, разгромить их и открыть себе свободный путь к Москве. Во-вторых, русская армия вывела у противника из строя почти половину его войск. И, наконец, в третьих, на Бородинском поле французская армия понесла невосполнимое моральное потрясение, в то же время как у русских войск возросла уверенность в победе над противником.

- Мозаика №4,5,6,7,8, кто же у вас получился? А солдаты чьей армии у вас изображены?

- Обратите внимание на таблицу (обсуждение таблицы). Войне погибло и проявила себя большое количество солдат, офицеров и партизан.

- Следующая мозаика №9. Все кто проявил себя были достояны награды. Император Александр I произвел награждения в два этапа:

1). В 1812 году,

2). В период с 1813г. по 1820-ые годы.

Это были ордена св. Анны 1ст.; ордена св. Владимира 3ст.; ордена св. Георгия 3ст.; 8 генералов- майоров были произведены в генерал-лейтенанты; получил алмазные знаки к ордену св. Анны 1ст.; награждены золотой шпагой с алмазами и надписью «За храбрость».

Генералы, павшие в Бородинском сражении, а также умершие впоследствии от ран и болезней, не получили орденов по той простой причине, что русская наградная система не предусматривала награждений посмертно.

- Мозаика №10, что собрали вы? Как вы дуамете, что это за собор?

- Это Спасо-Бородинский монастырь – это памятник Бородинской битвы, но он не единственный на этом поле. Посмотрим видеоролик.

- Но на Бородинском поле есть памятники посвященные не только 1812 году, но  Первой и Второй мировым воинам.

- На территории находится и Музей Бородинской битвы.

- У нас еще осталась одна мозаика №11.Как вы думаете, что это за здание?

- Это Музей-панорама, единственный музей в Москве посвященный Бородинскому сражению.

- Посмотрим интервью с заместителем директора музея.

Приложение 1

СЛАЙД 4

Приложение 2

СЛАЙД 5

Приложение 2

СЛАЙД 6

Приложение 1

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

Приложение 1

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

Приложение 1

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

СЛАЙДЫ 14-17

Приложение 1

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

5

Закрепление

- Теперь я проверю как вы меня внимательно слушали. Будем разгадывать шарады

В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом.

Кто назовёт нам фамилию сразу?

(КУЗОВ – КУ-ТУ-ЗОВ – КУТУЗОВ.)

Возьмём предлог, местоименье,

Меж ними – место для сраженья.

Всё вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем.)

(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)

Первый на крыше лежит, отдыхает,

Дом от осадков собой защищает.

Поле для битвы второй выбирал –

Сам князь Кутузов ему доверял.

(ТОЛЬ – ТОЛЬ Карл Фёдорович.)

В горы буква «В» пошла

И равнину там нашла.

На равнине поселилась

И... в героя превратилась.

Атаман он казаков,

С Дона-речки берегов.

Смел, отважен он в боях,

Бил французов в пух и прах.

(ПЛАТО + В = ПЛАТОВ Матвей Иванович)

С буквой «Ч» – я брат кладовки,

Где старьё, а не обновки.

А без «Ч» расклад иной,

Я – вояка удалой.

Пика, сабля у меня,

Жизнь не мыслю без коня.

Неприятность лишь одна –

Жаль, прошли те времена.

(ЧУЛАН – УЛАН)

С буквой «Ч» я с синяками,

Спор решаю кулаками.

Я гроза всего двора,

Разбегайся, детвора!

С буквой «Г» – кавалерист,

Ладно скроен и плечист.

Умываюсь ветром свежим,

В бой могу пойти и пешим.

Сабля, шпага иль винтовка –

Всем в бою владею ловко.

Вьётся «конский хвост» на каске,

Чтоб сражаться без опаски.

(ДРАЧУН – ДРАГУН)

С буквой «К» – он муж гусыни,

Мягкий пух его в перине.

Он заботливый отец

И известнейший боец.

С буквой «Р» – смельчак с усами,

Снится ночью каждой даме.

Всадник бравый и лихой,

Рвётся он без страха в бой.

(ГУСАК – ГУСАР)

С буквой «Н» – большая птица,

Вечерами ей не спится

(Яркий свет не любит дня),

И сова – её родня.

А без «Н» – уж деревушка,

Где музейная избушка.

Там военный был совет,

Если знаешь, дай ответ.

(ФИЛИН – ФИЛИ)

С буквой «В» – дарует свет,

Электричества коль нет.

Нам жилище освещает,

Но сама при этом тает.

А без «В» – другое слово,

Для войны оно готово:

Битва, бой или сраженье

Для прадЕдов поколенья.

(СВЕЧА – СЕЧА)

С буквой «А» – в шкафу я, на стене,

Без неё – в сраженьях на войне.

(ПОЛКА – ПОЛК)

Первый слог – вторая нота,

Можешь спеть, коль есть охота.

Со вторым – чуть посложнее:

«Дуб» возьми позеленее,

«Б» тихонько отними,

И на «Т», друг, замени.

После двух слогов сложенья

Ты получишь укрепленье,

В старину на поле боя

Часто строили такое.

(РЕ + ДУБ – Б + Т = РЕ +ДУТ = РЕДУТ)

В доме с первой нам теплее,

Нас она зимою греет.

А вторая бой ведёт,

По врагам из пушек бьёт.

(БАТАРЕЯ – БАТАРЕЯ)

С «П» люблю я старичков,

Я – полянка их голов.

С буквой «Ф» я укрепленье

Для успешного сраженья.

(ПЛЕШЬ – ФЛЕШЬ)

Слог начальный напевают,

Если песни слов не знают.

Слог последний есть поэт,

Что рифмуется с «буфет».

Вместе два коротких слога

Дулу пушки есть подмога,

Что везёт его, вращает,

А порой и украшает.

(ЛА + ФЕТ = ЛАФЕТ)

Первый слог – воронье слово,

Нам для всех оно не ново.

Слог второй опасен в море,

Он судам приносит горе.

Слово целое стреляет,

То снаряд, что убивает.

(КАР + ТЕЧЬ = КАРТЕЧЬ)

С буквой «О» – в лесу поляна,

А без «О» – стреляю рьяно.

Ядра с радостью глотаю,

Во врагов их выпускаю.

(ОПУШКА – ПУШКА)

С буквой «В» я не игрушка,

С этой буквой я часть пушки.

Чтоб меня разоружить

И потом со мной дружить,

Букву смело убирай –

И пиши за мной, играй.

(СТВОЛ – СТОЛ)

С буквой «Т» я брат верёвки,

Замотать смогу всё ловко,

Чуть потоньше я сестрички –

Толщиною как у спички.

А без «Т» сражаюсь смело

И колю врагов за дело.

Я – оружие стальное,

За страну готово к бою.

(ШПАГАТ – ШПАГА)

С буквой «О» и буквой «Ё»

Украшает он жильё.

На полу иль на стене,

Очень нравится он мне.

С буквой «И» и с буквой «Е» –

У солдат на голове,

Только раньше, в старину,

В Бородинскую войну.

(КОВЁР – КИВЕР)

- Молодцы!

СЛАЙДЫ 20 - 27

6

Заключение

- Что вы нового узнали?

- В чем главное значение битвы?

- Закончим тему прослушиванием песни – это гимн русскому мужеству.

СЛАЙД 28

7

Домашнее задание

- Даю вам задание на дом – найдите произведения искусства (репродукции картин, стихи и т.д.) посвященные Бородинскому сражению

8

Рефлексия

Тест-анкета

Приложение №3

СЛАЙД 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему Бородинское сражение

200 лет Бородинскому сражению...

классный час "Бородинское сражение. Прах здесь, слава - везде..."

Классный час посвящен 200-летию Бородинского сражения...

Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...

Классный час "Наш земляк, военачальник и партизан, участник Бородинского сражения Александр Никитич Сеславин".

Материал о старинном роде Сеславиных. Образование и военная служба Сеславина, участие в Бородинском сражении.  Заслуги Сеславина. Место захоронения Сеславина в сельце Есемово под Ржевом....

Классный час, посвящённый 200-летию со дня Бородинского сражения

Классный час, проводимый в рамках 200летия Отечественной войны 1812 г. Направлен на формирования у  обучающихся чувства патриотизма, получение обучающимися исторических знаний. Широко используютс...

Классный час на тему: "Бородинское сражение. Прах здесь, слава- везде..."

Классный час посвящён 200- летию Бородинского сражения...

Классный час."Бородинское сражение"

Данный классный час разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. Используется ИКТ, как сопровождение  материала, как средство организации самостоятельной работы и...