Воспитательная программа класса
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
5 класса
«Наш дом»
на 2019-2022 учебный год
ПРОБЛЕМА НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ШКОЛА:
«Развитие ключевых компетенций учащихся в условиях формирующейся новой образовательной среды»
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ:
- Формирование у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации и адекватного развития их личности в обществе, а именно: формирование ценностных представлений о любви к Родине, о морали, духовных ценностях народов России, о ценностях труда и творчества для личности, общества и государства, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни.
- Формирование условий для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся в различных областях деятельности
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
2019 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
- Совершенствовать систему школьного самоуправления как единую систему самоуправления классного и школьного коллектива.
- Развивать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на формирование толерантности, нравственной, духовной, коммуникативной культуры учащихся, развитие навыков культуроосвоения и культурного созидания.
- Продолжить повышение качества школьного дополнительного образования
- Продолжить формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, представлений о ценностях духовного и нравственного здоровья.
- Создавать условия для участия семей в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.
- Внедрять и эффективно использовать новые технологии воспитания и социализации учащихся.
- Развитие системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.
Паспорт Программы
Наименование программы | «Наш дом» |
Разработчик программы | Евграшина Наталья Васильевна, классный руководитель 5 класса |
Нормативные документы |
|
Цель Программы | Главная воспитательная цель:
Основные воспитательные цели:
|
Основные задачи |
|
Сроки реализации | 2019 – 2024 годы |
Ожидаемые результаты |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
жизнедеятельностью школы.
|
Пояснительная записка
Я, ты, он, она –
вместе дружная страна,
вместе – дружная семья,
в слове «мы» - сто тысяч «я»!
Класс – это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Перед тем, как приступить к строительству дома, я должна определить, какими я хочу видеть членов своей семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии. Свои наблюдения за детьми я начала, когда они обучались в начальной школе. Каждый ребёнок интересен. Я заметила: чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.
Для себя я отметила тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:
- противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;
- снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях. Успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии. В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
«Без знания ребенка, его умственного развития,
мышления, интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей - нет воспитания»
В. А. Сухомлинский
В процессе реализации программы считаю необходимым:
1.Создать
- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
- благоприятный психологический климат в классе для учащихся и родителей.
2. Связать в единое целое: коллектив учащихся, учителей и родителей.
3. Воспитывать у ребят:
- любовь к Родине, своему селу, родному дому;
- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);
- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- чувства прекрасного.
4. Формировать систему самоуправления в классе;
5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:
- свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
- оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
- требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
- любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
- самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
- человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
- веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);
- сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
На становление жизненных позиций школьника особое внимание имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.
Самоуправление помогает сформировать у учащихся такие качества, как инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение брать ответственность и отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.
Цели и задачи Программы
Главная воспитательная цель:
- создание коллектива, в котором будут все условия для разностороннего развития личности на основе общечеловеских ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;
Основные воспитательные цели:
- способствовать возрождению нравственных ценностей Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию нравственных качеств личности;
- приобщение учащихся к национальным традициям семьи, села, народа, страны;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;
- формирование гражданско-патриотических качеств личности.
Задачи:
- создать условия для самореализации и нравственного самоопределения ребят через вовлечение их в организацию различных по содержанию и форме проведения дел и событий;
- формировать классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся;
- способствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;
- пропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- привлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
Основные направления реализации программы
В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» учащихся в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО –
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЕ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
Механизмы реализации Программы
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет для учащихся 5-9класса. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2019-2021 уч. год.
2 этап -2021-2024 уч. год.
В осуществлении программы участвуют следующие структуры: администрация школы, социальный педагог, классный руководитель, учащиеся 5 класса, родители учащихся.
Механизмы реализации:
- «Портфолио» класса.
- Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях.
- Работа классного актива.
- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
- Работа с родителями.
Содержание Программы
Работа с учащимися
Возможно, ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать,
мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, право…
Есть шаг: любить, исследуя борьбы
не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы.
Схема
взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы с пятиклассниками:
Общие правила успешного взаимодействия
с учащимися
- Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
- Взаимодействие должно быть объективным и справедливым.
- Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность учащихся.
- Направление взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
- Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Заповеди классного коллектива:
- Трудно одному – под силу всем вместе
- Доброе дело дороже богатства
- Будь всегда там, где нужно людям
- Каждое дело выполняй творчески, иначе – зачем
- Не бросай товарища в беде
- Не делай зла людям
- Поступками и делами украшай жизнь
№ | Направления работы | Мероприятия | Сроки реализации | |
1 | Гражданско-патриотическое
|
| 2019-2024 | |
2 | Духовно – нравственное
|
| 2019-2024 | |
3 | Художественно-эстетическое
|
| 2019-2024 | |
4 | Экологическое
|
( игра-турнир по экологии)
| 2019-2024 | |
5 | Воспитание культуры здоровья
|
| 2019-2024 | |
6 | Профессионально - трудовое и экономическое
выбору профессий. |
| 2019-2024 |
Работа с детьми «группы риска»
Цели и задачи
- Своевременное выявление возникающих проблем у учащихся, устранение причин, порождающих их.
- Обеспечение комфортной атмосферы для учащихся в коллективе.
- Привлечение ребят к организации и участию в школьных и классных мероприятиях.
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может
- преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы планирую использовать следующие формы работы с детьми «группы риска»:
- посещение семей;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);
- привлечение к беседам социального педагога, администрацию школы;
- привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
Список учащихся «группы риска»
№ | Ф.И. |
1 | |
2 |
План работы с учащимися группы риска»
Форма и вид деятельности | Сроки |
Составление социального паспорта класса | сентябрь |
Составление характеристик на детей группы «риска» | сентябрь |
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | сентябрь |
Распределение поручений и обязанностей в классе | сентябрь |
Контроль соблюдения режима школы (правил поведения) | постоянно |
Вовлечение в кружки (предметные и по интересам) | сентябрь-октябрь |
Активное участие в различных делах класса, школьных мероприятиях, конкурсах | в течение года |
Контроль выполнения домашних заданий | ежедневно |
Проведение профилактических бесед | в течение года |
Посещение уроков с целью наблюдения за детьми | в течение года |
Посещение учащихся на дому с целью проверки условий жизни, соблюдения режима дня, выяснения причин пропусков занятий или невыполнения домашних заданий | в течение года |
Беседы по технике безопасности | в течение года |
Встречи с психологом, социальным педагогом | в течение года |
Контроль за успеваемостью | еженедельно |
Индивидуальные беседы с родителями | в течение года |
Контроль за посещением родителями собраний | 1 раз в четверть |
Анкетирование | 1 раз в четверть |
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.
Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств. Мною поставлены цели и задачи:
Цель: «Гармоничное воспитание личности учащегося – это общее дело родителей и учителей».
Задачи:
- формирование единого коллектива детей и родителей как условия обеспечения успешной воспитательной среды;
- посещение семей учащихся с целью проверки бытовых условий жизни, изучение воспитательных возможностей;
- привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- родительский факультет;
- индивидуальные беседы;
- совместные мероприятия с детьми;
- дни открытых дверей;
Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:
№ | Направления работы | Мероприятия | Сроки реализации |
1 | Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.) |
| 2019-2024 |
2 | Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей. | ||
3 | Организация психолого – педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся. | ||
4 | Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи. | ||
5 | Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении и организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет). Подведение итогов работы за год. | ||
6 | Оказание помощи родителям в развитии у ребят социального опыта, коммуникативных навыков и умений. |
Правила, которые я соблюдаю в работе с родителями:
- О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.
- Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.
- Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.
- Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.
Тематика родительских собраний
Тематика собраний | Сроки проведения |
5класс | |
Общешкольное родительское собрание Родительский факультет, 5 класс, адаптация | Сентябрь Октябрь |
«Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме». Итоги 1 полугодия. | Декабрь |
«Роль общения в жизни школьника» | Март |
«Вот и стали мы на год взрослей» | Май |
6 класс | |
«Школьники среднего подросткового возраста в семье» | Октябрь |
«Воспитание у шестиклассников познавательных интересов в семье» | Декабрь |
«Карманные деньги: за и против» | Февраль |
«Одаренность ребенка: выявить и поддержать» | Май |
7 класс | |
«Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения» | Октябрь |
«Роль семьи в развитии работоспособности ученика» | Декабрь |
«Воля и пути ее формирования у учащихся» | Февраль |
«Культурные ценности семьи и их значение для ребенка» | Май |
8 класс | |
«О родительском авторитете» | Октябрь |
«Нравственные уроки моей семьи» | Декабрь |
«Психологические и возрастные особенности подростка» | Февраль |
«Результативность школьного урока. От чего она зависит?» | Май |
9 класс | |
«Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». | Октябрь |
«Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии» | Декабрь |
«Как учиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики и поведения для детей и взрослых» | Февраль |
«Основы формирования навыков здорового образа жизни» | Май |
Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей
- Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Обучение родителей навыками социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.
- Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
- Укрепление связи семьи и школы.
- Создание системы педагогической подготовки родителей.
Модель выпускника МБОУ «Лицей №17»
Это человек:
- овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
- воспитанный, на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
- любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
- обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
- наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
- получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
- способный к продолжению образования и самообразованию;
- готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
- эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
- уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
- владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
- обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
- трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.
Целевые индикаторы и показатели программы
- Оценка личностного роста
- Удовлетворенность родителей и учащихся
жизнедеятельностью школы
- Уровень комфортности учащихся в классном коллективе
Диагностики для 5 класса
КЛАСС | Направления диагностирования | Название диагностических методик |
5 класс | Изучение личности школьника:
|
ческих особенностей личности» (Айзенк). Цель: выявление характерологических особенностей личности
Цель: выявление уровня самооценки
Цель: выявление особенностей поведения |
Изучение классного коллектива |
Цель: выявление психологической атмосферы в классном коллективе
Цель: определение уровня самооценки, самочувствия ребенка в коллективе | |
Изучение взаимоотно- шений в семье |
Цель: выявление представления ребенка о семье и о своем положении в ней |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...
воспитательная программа класса "Путь к здоровью"
Программа поможет классному руководителю в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....