Работа классного руководителя через проект Деревья Добрых Дел
проект
Из многолетнего опыта работы классных руководителей (от проекта Деревья Добрых Дел до волонтерского отряда)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_3_avgust_pedkonferentsiya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская педагогическая конференция работников
муниципальной образовательной системы
«Внедрение рабочих программ воспитания и календарных планов
воспитательной работы в образовательных организациях
в рамках нового учебного года»
Методические онлайн площадки
Трек-площадка № 2 «Классное руководство»
МБОУ «СОШ № 3»
Выстраивание работы классного руководителя через проект
«Деревья Добрых Дел»
Ожегова Елена Борисовна, учитель начальных классов,
Любимцева Марина Ивановна, учитель начальных классов,
Суворова Екатерина Эдуардовна, педагог – психолог
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил.
В 2010 году творческие группы педагогов из МБОУ СОШ №3 и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35» начали работать над проектом «Деревья Добрых Дел».
Направленность проекта:
- социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей.
Характер контактов участников проекта - групповой.
Образовательные области – физическая культура, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
Тип проекта – творческий,
Организация – исполнитель:
- Творческая группа педагогов МБОУ СОШ №3 города Усолье-Сибирское
- Творческая группа педагогов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»
- Центральная городская детская библиотека (ЦГДБ)
Цель проекта:
Формирование и развитие активной, творческой личности детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие двух возрастных категорий в процессе проведения совместных мероприятий – праздников, конкурсов, акций.
Задачи проекта:
- Выявить эффективность формирования нравственных качеств в личности школьников в процессе формирования осознанности собственного Я- как образца поведения для младших детей.
- Формировать дружные сплоченные детские коллективы школьников посредством внимательного и бережного отношения к детям с проблемами в развитии.
- Выявить эффективность положительного эмоционального состояния и ситуации успешности для детей с проблемами в развитии в их дальнейшей социализации и успешной адаптации в школе.
- Спланировать совместную деятельность школьников и дошкольников в продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной, игровой деятельности и в чтении художественной литературы.
- Привлечь к проблеме формирования успешной и развитой личности школьников, готовности дошкольников с проблемами в развитии к обучению в школе педагогов школы и детского сада, работников библиотеки и родителей детей.
Как же строилась наша работа?
Добрые дела заранее планировались на год. Но в течение очередного года мы включались в мероприятия, которые предлагал Город, Городская газета или Центральная Детская Библиотека. Мероприятия расширялись, добавлялись и участники: МДОУ№33, Усольский областной специализированный дом ребенка, Биликтуйская средняя школа. К каждому мероприятию мы тщательно готовились, проводилось множество репетиций. Мы старались, чтобы участие принимали все дети в классе. Со временем сформировалась активная группа в количестве 20-25 человек, которая постоянно хотела участвовать везде. Остальные ребята предпочитали быть зрителями, они вносили свои предложения, высказывали свое мнение об увиденном, и с нетерпением ждали очередного праздника. Артисты же с радостью представляли свое творчество.
Чтобы участники проекта отличались друг от друга, мы ввели свою форму. У детей были свои отличительные знаки, это – галстуки определенного цвета. На каждом мероприятии, будь то школьные линейки, смотры, парады, экскурсии и другие добрые дела, дети с 1 по 4 класс выходили в этих галстуках.
Кроме этого, у обоих классов были оформлены классные уголки. Все добрые дела, которые делали ребятишки, обязательно оформлялись в классных уголках, которые по форме напоминали деревья. Они пополнялись в течение года фотографиями, статьями о работе проекта, грамотами, благодарностями и, конечно, планом следующих мероприятий. Это было наглядное представление практической работы по проекту.
В первый год проекта запланировано и проведено более 10 творческих встреч. Это праздники: «Спор овощей», «Масленица», «Если бы не было школ», «В мире много сказок», «Самые смелые, сильные и умелые», «Самые красивые, добрые и милые», «Вы – будущие первоклассники». Акции: «Добрая зима», «Пернатые друзья», «Мастерская Деда Мороза» и другие.
Долгожданные встречи школьников и детей проходили и в кабинетах школы, и в группах и залах детского сада, и в читальном зале ЦГДБ. Многообразие мест проведения мероприятий обеспечивало 100 процентную новизну впечатлений, позволяло нашим детям проявлять себя каждый раз в новых условиях. Анализируя участие школьников в проекте, хочется отметить их активность. Все ребята с большим удовольствием готовили сюрпризы, разучивали сценки, пели песни, радовали своими костюмами, стихами, готовили выставки с аппликациями к народным сказкам, которые так хорошо знакомы дошколятам. С родителями они изготовили столько кормушек, что ими были увешаны почти все участки детского сада. А к концу 4 года из двух классов выделилась стабильная творческая группа детей из 15-17 человек, которые с большим успехом продолжали творить добрые дела за пределами школы и сада.
Рамки проекта «Деревья Добрых Дел» расширились и охватили постоянным вниманием Усольский областной специализированный дом ребенка, Дом – интернат для престарелых и инвалидов. Дружба с этими учреждениями была информационно отмечена СМИ – статьями в городских газетах и роликами на местном телевизионном канале.
Наш проект с большим успехом продолжился и в 2011-2012г. Появляются новые идеи… Мы участвуем в Поздравительной программе к дню Пожилого человека, в поздравительном концерте «К 10-летнему юбилею Усольского Дома Ребенка», в телевизионном конкурсе «Поздравления снегурочки», берем шефство над бабушкой Ниной Турляковой. Ходим к ней в гости, приглашаем ее на свои праздники, дарим ей сувениры, приготовленные своими руками. Бабушка Нина Азаровна угощает всех своими пирогами…
Идея проекта остается: мы творим добрые дела. У детей формируется потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу, шефство и наставничество. Классный руководитель имеет дело с постоянно развивающимися личностями своих детей. Он и сам постоянно развивается, работает над совершенствованием самого себя. Собственное развитие стимулирует работу мысли и не дает педагогу находиться в покое. Участники проекта добавляются. Изначально реализовать его планировали за 1 год, но всем (детям, педагогам и родителям) эта работа так понравилось, они так воодушевились и увлеклись, что проект Деревья Добрых Дел работает и сейчас уже на четвёртом поколении детей.
Огромное количество мероприятий было проведено за это время. Мы стали сотрудничать с краеведческим музеем. Мероприятие, посвященное 70-летию снятия Блокады Ленинграда надолго запомнится всем участникам. Принимали участие во Всероссийском мероприятии, приуроченном Году литературы в России. В Клубе Пожилого человек на базе МБОУ СОШ № 16, была организована встреча с ее участниками, которым был показан мини-спектакль о детях, оказавшихся в оккупации на Украине. Стали активными участниками Акции «Подари Георгиевскую ленточку». Вместе с родителями шили, вязали георгиевские ленты, а потом дарили их прохожим. В Центральной Детской Городской библиотеке встречались с известными Усольскими писателями, читали интересные книги, превращались в героев сказок, сами изготавливали книжки-малышки.
После 6 лет работы в проекте ДДД мы познакомили уже новых второклассников с термином Волонтерство, пригласив наших выпускников шестиклассников на классный час « Кто такие волонтеры».
Мы считаем, что за эти 11 лет с детьми проведена значительная воспитательная работа. Ребята за это время сильно привыкают друг к другу, дружат между собой, эта дружба продолжается и в старшем звене.
Дети идут в среднее звено уже мотивированные, способные творить добрые дела, участвовать в акциях, праздниках. Эти ребята предлагают свою помощь бывшим классным руководителям (разучить с первоклашками песню, танцевальные движения, провести игровую программу и т.д.)
Проект «Деревья Добрых Дел» нашел свое продолжение и в среднем звене, и в старшей школе. Добрые дела – это основная работа волонтеров (добровольцев). В школе создан отряд волонтеров. Кстати, большая часть детей в начальной школе участвовали в проекте Деревья Добрых Дел. Ранее отряд назывался 3-Д формат. Сейчас – Министерство Добрых Дел (МДД).
Волонтеры не только сами учатся, но и учат младших товарищей, подрастающее поколение. Ребята разрабатывают и реализуют социальные проекты, помогают ветеранам, проводят экологические десанты, пропагандируют ЗОЖ, проводят Добрые уроки. Не забывают начальную школу, часто приходят к малышам. Работа отряда высоко оценивается на муниципальном и областном уровне.
Проект Деревья Добрых Дел показал свою эффективность и результативность, он оказал положительное влияние на подрастающее поколение, заложил и развил в детях основы добровольческой (волонтерской) работы.
Литература:
- Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2016., 140 с.
- Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
- Усольские новости, 01.2011, Зимняя сказка для подопечных. О.Сурусин, корреспондент
- Усольская Городская газета, 20.01.2011, Мама, я хочу учиться. О.И.Тарасова, учитель-дефектолог МДОУ Д.с. к.в.35
- 7 дней в Усолье, 17.02.2011, Приходи в библиотеку и тебе сказочно повезет. А. Ковтоногова, зам.директора МУК УГ ЦБС, М.О. Шушарина, методист по работе с детьми, С. Андреева, библиотекарь ЦДБ.
- Усольская Городская газета, 21.04.2011, Подарили радость малышам. Валентина Кирьянова, председатель «Общество милосердия и Красного Креста».
- Усольская Городская газета, 19.01 2012. Добрые дела четвероклассников Татьяна Щербакова.
- Усольские Городская газета, 01.05.2013. В гостях у Агнии Барто. Жанна и Александр Поргуновы, родители 1 класса.
- Усольская Городская газета, 13.11.2014. Деревья Добрых Дел. Ольга Шестакова.
- Усольская Городская газета, 29.01.2015. Пережившие голод и холод. О. Сурусин, корреспондент.
- Усольская Городская газета, 29. 01.2015. Живая история блокадного Ленинграда. Татьяна Щербакова.
- Сайт «Усольской городской централизованной библиотечной системы» http://noviy.usoliecbs.ru/
- http://noviy.usoliecbs.ru/spasibo-za-detstvo-spasibo-za-chudo-6/
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/12/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-formirovani
- https://vk.com/club172536888
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Презентация "Использование метода проектов в работе классного руководителя."
Цель проекта: познай себя. Данная работа направлена на выявление интересов и увлечений учащихся одного класса. Итогом работы было оформление герба класса....
Проект работы классного руководителя
В нашей жизни много всего интересного и яркого,но из-за современного использования различных гаджетов дети этого не видят.В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобил...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя
Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...