День снятия блокады Ленинграда
методическая разработка

Ткачёва Надежда Михайловна

Война закончилась 77 лет назад, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий21.66 КБ

Предварительный просмотр:

27 января - День снятия Блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Оборудование: Компьютер, презентация, видео, книги о героях Великой Отечественной войны

СЛАЙД 1

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята.

Течет река времени. Но и сегодня наши ветераны, труженики тыла, дети воины помнят тот страшный день, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Ведь история знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.Это одна из самых страшных страниц Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Давайте ещё раз вспомним, как это происходило.

СЛАЙД 2

27 января 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш урок.

СЛАЙД 3

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. (прорвана 18 января 1943) — 871день.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли.

СЛАЙД 4

Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

СЛАЙД 5

На защиту родного города поднялись все ее жители. Женщины и мужчины рыли окопы вокруг города, устанавливали противотанковые укрепления.

В короткий срок он был превращен в город - крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысяч огневых точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.  

СЛАЙД 6

В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

 Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.

Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль.

СЛАЙД 7

Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября 1941 года. За время блокады фашисты сбросили более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

СЛАЙД 8

С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.

СЛАЙД 9

На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:

хлебное зерно и мука на 35 суток;

крупа и макароны на 30 суток;

мясо и мясопродукты на 33 суток;

жиры на 45 суток;

сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

СЛАЙД 10

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

СЛАЙД 11

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.

А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули.

СЛАЙД 12

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а служащие и дети по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 грамм.

СЛАЙД 13

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в невыносимых условиях.

Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.

СЛАЙД 14

На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.

Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…

СЛАЙД 15

За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Я в гору саночки толкаю.

Еще немного - и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

СЛАЙД 16

Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. За все время блокады  умерло от голода около 800 тысяч жителей.

СЛАЙД 17

Татьяна Николаевна Савичева (23 января 1930- 1 июля 1944) — школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей.

СЛАЙД 18

Изо  дня  в  день  она  записывала:

 «Женя  умерла  28 декабря  в  12:30  часов  1941 года.  

Бабушка  умерла  25 января  в  3 часа  дня  1942 года.  

Лека  умер  17  марта  в 5 часов  утра  1942 года.  

Дядя  Леша – 10 мая  в 4 часа  дня  1942 г. 

Мама – 13 мая в 7:30 часов утра 1942 г.  

Савичевы  умерли.  Умерли  все.  Осталась  одна  Таня…»

А что же стало с самой Таней?

При первой же возможности Таню вместе со другими истощенными голодом детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за её жизнь, но процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.

СЛАЙД 19

  Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника.

СЛАЙД 20

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».

Дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны.

СЛАЙД 21

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, дети продолжали учиться. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Сидели на уроках в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.

СЛАЙД 22

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

СЛАЙД 23

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки и девчонки.

Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

СЛАЙД 24

Девочки вместе с мамами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”

СЛАЙД 25

В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

ФИЛЬМ

Свободный микрофон (дети читают стихи из книги)

Рефлексия

Понравился ли вам наш урок?

 Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

 Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии.

  В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, –

 Город празднует День снятия блокады,

 И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

 В честь бессмертия не выживших детей…

 Беспощадная фашистская осада

 Продолжалась девятьсот голодных дней.  ( Татьяна Варламова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "День снятия блокады Ленинграда"..

Композиция предназначена для проведения классного часа и школьного мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда. Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов....

День снятия блокады Ленинграда.

Сценарий мероприятия посвящённого снятию блокады Ленинграда составлен мной для встречи учеников 8-х и 10-х классов гимназии № 6  с ветеранами, бывшими жителями блокадного Ленинграда. С целью помн...

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Презентация к классному часу "День снятия блокады Ленинграда" 8 класс коррекционная школа 8 вида

Презентация помогла рассказать о блокаде Ленинграда.Обучающиеся с замиранием сердца,со слезами на глазах смотрели слайды о великом подвиге нашего народа, с огромным вниманием слушали записи с голосом ...

День снятия блокады Ленинграда (Сценарий мероприятия)

Сценарий открытого мероприятия, посвящённогго дню снятия блокады ленинграда....

27 ЯНВАРЯ-ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Разработка внеклассного мероприятия к Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда...

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...