День снятия блокады Ленинграда.
классный час по истории (10 класс) на тему

Кабакова Татьяна Алексеевна

Сценарий мероприятия посвящённого снятию блокады Ленинграда составлен мной для встречи учеников 8-х и 10-х классов гимназии № 6  с ветеранами, бывшими жителями блокадного Ленинграда. С целью помнить и не забывать о блокаде, о  подвигах, силе духа и страданиях защитников и жителей  Ленинграда, как одного из этапов приблизивших нашу Родину к Победе в Великой Отечественной войне.

Встреча состоялась в музее Воинской Славы г. Междуреченска. Несмотря на мороз -35, в музее собралось много народа. Ребята получили много благодарностей и добрых пожеланий от ветеранов за своё выступление.

Надеюсь, теплая и  доверительная, трогательная и одновременно грустная атмосфера этой встречи, останется надолго не только в памяти ветеранов, но и моих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 День снятия блокады Ленинграда.

 Сценарий мероприятия (на базе музея Воинской Славы г. Междуреченска).

Автор:

 Кабакова Татьяна Алексеевна учитель истории и обществознания

 МБОУ Гимназия № 6 г. Междуреченска

«И помнит мир, спасённый…»

Звучит песня «Помни Ленинград…»

Вед. 1

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы! (Юрий Воронов)

На слайде 2

10.07.1941 г. – 09.08.1944 г. –Битва за Ленинград

10.07.1941 г. – Начало героической обороны Ленинграда.

08.09.1941 г. – 27.01.1944 г. – Ленинград в кольце блокады.

22.12.1942 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

18.01.1943 г. – Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г. – Полное снятие блокады.

09.08.1944 г. – Полное освобождение Ленинграда от врага.

26.01.1945 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

Ленинград награжден орденом Ленина.

08.05.1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР городу-герою

Ленинграду вручена медаль «Золотая Звезда».

Вед.2

ЛЕНИНГРАД! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

ЛЕНИНГРАД! Этот город стал также символом неисчислимых бед и страданий, которые принесла человечеству Вторая мировая война.

Вед.3

900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна.

 Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась.

На экране – слайд «Дорога Жизни»

Вед. 4

 На Ленинград машины шли: он жив еще. Он рядом где-то. 
На Ленинград, на Ленинград! 
Там на два дня осталось хлеба, 
Там матери под темным небом 
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Гражданочки, держаться можно… - 
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза, Да рук не разогнуть никак:….
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

^ Закончить показ слайда «Дорога Жизни»

Вед.5…О, ВСЕ познали в декабре – 

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех – 

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.


Вед. 6

К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб,

даже с применением пшеничной муки.

Наступала весна 1942 года. До конца блокады было еще далеко…

Вед 7. Стихотворение «Вдогонку уплывающей по Неве льдине"
(Барбара А., Варакута И.)
Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там, Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине —

Отчетливо, Подобие креста…

НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ «ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА».Звучит песня «Дети войны»

 ВЕД. 1 

Убийство, война и блокада
В тяжёлый для Родины час
Настигли детей Ленинграда –
Обычных детей, вроде нас.
ВЕД.2
Настигли за партою в школе
И отняли мать и отца.
От голода, страха и боли
Забились ребячьи сердца.
ВЕД.3
Они, ленинградские дети,
Писали в своих дневниках
О самой последней конфете,
О ломящей боли в ногах,
ВЕД.4
О том, что на улицах трупы
Повсюду лежат и гниют,
О том, что кончаются крупы,
И хлеба всё меньше дают.
ВЕД.5
Война их терпеть научила

И сделала старше в сто раз.
В героев она превратила
Обычных детей, вроде нас. 

ВЕД.1

Первая волна эвакуации жителей из Ленинграда началась 29 июня 1941 года. Она производилась в

 ДемянскийМолвотицкийВалдайский и Лычковский районы тогдашней Ленинградской области.

Это было связано с тем, что в первые дни и недели Великой Отечественной войны руководящие круги

 Советского Союза считали, что опасность Ленинграду угрожает со стороны Финляндии. 

Поэтому оказалось, что людей эвакуировали прямо к линии фронта.

На пути следования состава из населённых пунктов, располагающихся вблизи железной дороги,

 ряды эвакуантов пополнялись все новыми и новыми детьми. Многие родители просили

сопровождающих поезд: «Спасите и моего ребёнка!», и они забирали детей просто так. Состав

постепенно увеличивался, и к моменту прибытия на станцию Старая Русса он насчитывал уже 12 

вагонов-теплушек, в которых находилось около 2000 детей и сопровождающих их педагогов и

медицинских работников. Тем временем, до станции Лычково оставалось всего 65 километров.

Вечером 17 июля 1941 года состав прибыл на первый путь станции Лычково, ожидая подхода

очередной группы детей из Демянска. Детей также подвозили на автомашинах и автобусах к

железнодорожным станциям Валдай, Боровичи, где часть из них пересаживалась на поезда, уходившие

 в глубокий тыл. После полудня 18 июля вновь прибывших детей из Демянска начали размещать в

 вагонах состава. На второй путь прибыл санитарный поезд, из которого стали выходить легкораненые

 красноармейцы и санитарки, чтобы пополнить запасы продовольствия на привокзальном рынке.

Вед.2

Мальчишки угомонились, только заняв места за столами. А мы отправились к своему вагону. Одни

 залезли на нары отдыхать, другие рылись в своих вещах. Мы, восемь девочек, стояли в дверях.
— Самолет летит, — сказала Аня, — наш или немецкий?
— Скажешь тоже — «немецкий»… Его утром сбили.
— Наверное, наш, — добавила Аня и вдруг закричала: — Ой, смотрите, из него что-то сыплется…
От самолёта отделяются и косой цепочкой скользят вниз небольшие чёрные зерна. А дальше — всё

тонет в шипении, и грохоте, и дыме. Нас отшвыривает от дверей на тюки к задней стенке вагона.

Сам вагон трясётся и качается. С нар валятся одежда, одеяла, сумки… тела, и со всех сторон со свистом

 что-то летит через головы и вонзается в стены и в пол. Пахнет палёным, как от пригоревшего на

плите молока.

Евгения Фролова
«Лычково, 1941 год»,
журнал «Нева» 2007, № 8

Вед.3

Очевидец этих событий, в последующем известный писатель В. Д. Динабургский, описывает

последствия бомбёжки так:

«

Фрагменты детских тел висели на телеграфных проводах, на ветвях деревьев, на кустарниках.

 Стаи ворон, чуя поживу, с гвалтом кружили над местом трагедии. Солдаты собирали

изуродованные тела, быстро начавшие разлагаться под влиянием жары. От смрада тошнило и

кружилась голова. Через пару дней на Лычково нахлынули матери несчастных жертв.

Простоволосые, растрёпанные, они метались между путей, искорёженных взрывами бомб. Они

незряче бродили по лесу, не обращая внимания на минные поля, и подрывались на них...

Неудивительно, что некоторые тронулись разумом.

Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела

его в детсадик и оставила вот здесь... Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза,

 растерянность, безысходность...

В. Динабургский. В полях почернели ромашки... — Брянск: Кириллица, 2004.

Вед.4

На ст. Лычково в момент подготовки и посадки детей в эшелон был произведён внезапный

(без объявления воздушной тревоги). Одиночный немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб,

в результате чего разбито 2 вагона и паровоз из детского эшелона, порвана связь, разрушены пути,

убит 41 чел., в том числе 28 ленинградских детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.  После

 налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были

рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена

 воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке

 и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй

 бомбёжки не пострадал…

Вед.5

Трагедия на станции Лычково в течение длительного времени оставалась забытой.

 9 мая 2002 года в программе Первого канала «Доброе утро» прошел сюжет о трех лычковских

женщинах, ухаживающих за братской могилой. Передача вызвала широкий общественный

резонанс, и 9 мая 2003 года возле братской могилы был установлен памятник, созданный

московским скульптором, народным художником России А. Н. Бургановым.

Вед.6

Таня Савичева — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести

 дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9

страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой стал одним из

 символов Великой Отечественной войны

Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных

 документов против нацистских преступников.

Вед.1

  наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не

было конца.

Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло

 долгожданное освобождение.
Вед.2

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Вед.3
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – 
Гремит салют над Ленинградом!

Вед.4
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.

Вед.5
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Звучит фонограмма концерта Рахманинова


Вед.1

 Чтоб наполниться городом этим, не надо 
 Продолжительных встреч или гидов в пути.
  Ленинград   начинается с первого взгляда,

 Как любовь, от которой уже не уйти.
Вед.2

 Но  когда  он  слепит вас  своими  дворцами,
      Берегами  Невы, прямотою  дорог,
      Не забудьте  людей, 
      Вставших  вровень с  творцами,
Все  вместе : Не  забудьте о  тех, 
              Кто всё это  сберёг !
Голос  за  кадром: Прошу  почтить  память погибших  в блокаде ленинградцев

и всех защитников города, не вернувшихся с   фронта. Объявляется минута

 молчания.

Звучит метроном:

 Вед.1

Через века, через  года
                    Помните
                    О тех,
                    Кто  уже  не  придёт  никогда,
                    Помните,
                    Не  плачьте,
                    В горле  сдержите  стоны,
                    Горькие  стоны.
                    Памяти  павших будьте  достойны,
                    Вечно  достойны. 
                                        Роберт Рождественский

Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра.

.

 

Рейтинг.ru

Rambler's Top100

http://pagead2.googlesyndication.com/simgad/12345678901234567890



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "День снятия блокады Ленинграда"..

Композиция предназначена для проведения классного часа и школьного мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда. Мероприятие рассчитано на учащихся 5 - 9 классов....

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Презентация к классному часу "День снятия блокады Ленинграда" 8 класс коррекционная школа 8 вида

Презентация помогла рассказать о блокаде Ленинграда.Обучающиеся с замиранием сердца,со слезами на глазах смотрели слайды о великом подвиге нашего народа, с огромным вниманием слушали записи с голосом ...

День снятия блокады Ленинграда (Сценарий мероприятия)

Сценарий открытого мероприятия, посвящённогго дню снятия блокады ленинграда....

27 ЯНВАРЯ-ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Разработка внеклассного мероприятия к Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда...

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...

Открытое воспитательное мероприятие «27 января - День снятия блокады Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. ...