Проект по организации профориентационной работы в школе
проект
Проект по организации профориентационной работы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_organizatsii_proforientatsionnoy_raboty_v_shkole.doc | 544 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра педагогики, психологии и андрагогики
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Психолого-педагогическое сопровождение системы воспитательной деятельности класса в условиях реализации ФГОС»
«Проект по организации профориентационной работы в школе
на примере 8-9 классов»
Авторы проекта:
Замешина Т.Н. учитель биологии
МБОУ “Набережно-Морквашская СОШ”
Верхнеуслонского района
Сайфетдинова Р.Р. учитель математики
МБОУ «Пижмаринская ООШ»
Балтасинского района
Научный руководитель_________
_______________________________
Куратор:_______________________
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2019 г.
Казань, 2019
Оглавление
Жизненный цикл и этапы реализации проекта 4
Актуальность
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов приводит к депрессии, т.е. к нарушению состояния внутреннего здоровья человека, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому профориентационная работа в школе важный компонент системы учебно-воспитательного процесса.
Выбор подходящей профессии для старших школьников – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
В большинстве случаев профориентационная работа в школе сводится к проведению классных часов по знакомству с профессиями. Однако ученики, слушая учителя, не всегда в полной мере могут представить реалии профессии. На наш взгляд наиболее эффективным будет системная работа, которая заключается в комплексном подходе к данной проблеме. А именно: проведение анкетирования с целью выявления склонностей учащихся, затем презентация профессий в соответствии с результатами анкетирования и организация экскурсий.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработка проекта по организации профориентационной работы в школе на примере 8-9 классов.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу;
- разработать диагностические материалы по определению выбора профессионального самоопределения учащихся способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей
- наладить сотрудничество с предприятиями района;
- провести фестиваль профессий
Целевая группа
Учащиеся 8-9 классов
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Основанием профориентационной работы в школе является учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также - знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.
Сроки реализации проекта: учебный год
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: август, сентябрь
- Основной: октябрь- апрель
- Заключительный: май
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 этап | ||||
1 | Подбор учебно-методической литературы по профориентационной работе | Школа,библиотека | Август, | Заведующая библиотекой, классный руководитель |
2 | Разработка диагностических материалов | библиотека | сентябрь | Педагог-психолог |
2 этап | ||||
Проведение диагностики | школа | октябрь | Классный руководитель | |
Обработка анкет и интерпретация полученных результатов | Школа | ноябрь | Педагог-психолог, классный руководитель | |
Доведение результатов анкетирования до учащихся и их родителей | школа | декабрь | Классный руководитель | |
Проведение классных часов с приглашением представителей профессий, подходящих ученикам | школа | Январь, февраль | ЗДВР, классный руководитель | |
Организация и проведение экскурсий на предприятия района | предприятия | Март, апрель | Директор, ЗДВР, классный руководитель | |
3 этап | ||||
1 | Фестиваль профессий | Школа | май | ЗДВР, классный руководитель |
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
1) Профессиональная информация.
2) Профессиональное воспитание.
3) Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Основные риски проекта
№ п/п | Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1 | Недостаточная компетентность исполнителей проекта в решении некоторых вопросов | самообразование, привлечение научных руководителей, внешних консультантов |
2 | Недостаточная мотивация предприятий-партнеров для осуществления программы проекта | активность руководителей проекта, разработка системы стимулирования, минимизация конфликтов |
3 | Зависимость от ресурсного материально-технического оснащения | поиск новых возможностей материально-технического обеспечения реализации проекта, привлечение внебюджетных источников |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
№ п/п | Предложения | Механизмы реализации |
1 | Проведение семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов с целью трансляции инновационного опыта | создание региональной инновационной площадки |
2 | Распространение информации об инновационном проекте и результатах его работы | публикации в журнале, на школьном портале, выступления на конференциях, размещение информации в СМИ |
Ожидаемые результаты
- Создание базы диагностических материалов по профориентационной работе
- Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
- Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
- Создание эффективного проекта по профориентационной работе
Заключение
Современная молодежь выбирает будущую профессию спонтанно:
- самостоятельно принимают решение, куда пойти учиться;
- делают выбор по совету родителей;
- прислушиваются к мнению друзей;
- главный авторитет — учитель;
- ориентируются на информацию в СМИ и рекламу учреждений образования.
Для родителей главными критериями являются не способности ребенка, а уровень зарплаты в отрасли и условия труда.
Анализ выбора экзаменов в форме ЕГЭ подтверждает то, что часть выпускников на пороге окончания общеобразовательного учреждения, так и не определились в какое высшее учебное заведение они будут поступать, т.е. не определились с будущей профессией.
Анализ распределения выпускников после окончания школы показал следующие результаты:
- большинство выпускников поступают в высшие учебные заведения на платной основе на специальности, которые не соответствуют их индивидуальному самоопределению (лишь бы поступить в высшее учебное заведение);
- отсутствие детей, выбирающих рабочие профессии;
- несоответствие выбора профессий детьми необходимым профессиям городского, регионального рынков труда.
Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.
Это накладывает особую ответственность на основную школу.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой страны, потребностями учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник ОУ находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Официальный текст. Ввод. в действие с 1 сентября 2015 г. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Букреева И.А., Евченко Н.А. Самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении // Инновации и традиции современной школы: материалы II Международной научно-практической конференции. 18 декабря 2010 г. - Чебоксары, 2010. - С. 47-51.
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
- В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003.
Глоссарий
1. Профориентация – это определение человеком своего места в мире профессий.
2. Профессиональное самоопределение – процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии
3. Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
4. Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии
5. Профессиональная склонность – человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности
6. Профессиональная психологическая пригодность (термин введен профессором К.М. Гуревичем) – свойство личности, о котором можно судить по двум критериям:
- успешность овладения профессии;
-степень удовлетворенности своей деятельностью;
- соответствие психологических особенностей человека требованиям профессии, которое формируется в процессе деятельности.
Два типа профессиональной пригодности (предложил профессор К.М. Гуревич):
Профессии с относительной профессиональной пригодностью – данными профессиями может овладеть практически любой человек при определенной подготовке и желании. Профессиональная пригодность может быть сформирована у любого человека при условии его высокой мотивации к овладению данными профессиями. Не требуют профессионального отбора.
Профессии с абсолютной профессиональной пригодностью – данные профессии предъявляют жесткие требования к психофизиологическим особенностям, особенностям нервной системы человека и требует отбора. Это профессии, требующие от человека наличия определенных задатков, профессиональных способностей. Это творческие профессии, а также те виды деятельности, которые требуют специальной выраженности основных свойств нервной системы или сформированности анализаторных систем. Требуют профессионального отбора.
Например: летчик-испытатель, музыкант, дегустатор и другие.
7. Профессиональный отбор – это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности.
Это комплекс мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по своим индивидуальным качествам и возможностям для обучения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности.
8. Профессиональный клиринг (от англ. clearing - расчет путем зачета взаимных требований, обязательств) – это термин, используемый при подборе профессии, вида деятельности для человека.
9. Профессиограмма – модель характера профессии, условий деятельности
10. Персонограмма – информационно-психологическая модель личности.
13. Квалификация – это:
- профессия, специальность;
- степень годности к какому-либо виду труда, подготовленности
14. Карьера – это:
- достижение наивысших результатов;
- род занятий;
- продвижение по служебной лестнице
15. Призвание – наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
16. Вакансия – незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учащегося
17. Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир. Всякая деятельность исходит из мотивов и направлена на достижение определенных целей.
18. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Основой для возникновения мотива являются потребности человека.
19. Потребность – нужда в чем-либо.
20. Цель – это то, что стремится достигнуть человек, конечный результат деятельности.
Приложение
АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ» часть 1
ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.
Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Заниматься лечением | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обучать, воспитывать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Защищать права и безопасность | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Управлять людьми | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
2 | Управлять машинами | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Ремонтировать оборудование | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Собирать и налаживать технику | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготавливать предметы и вещи | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Заниматься строительством | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | Редактировать тексты и таблицы | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Производить расчеты и вычисления | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Обрабатывать информацию | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Рисовать, фотографировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Создавать произведения искусства | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выступать на сцене | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Шить, вышивать, вязать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
5 | Ухаживать за животными | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Заготавливать продукты | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать на открытом воздухе | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Иметь дело с природой | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
А | Работать руками | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Выполнять решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Б | Работать головой | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Принимать решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Создавать новые образцы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать | 0 | 1 | 2 | 3 |
АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ» часть 2
ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности
0 – вовсе нет, 1 – пожалуй, так, 2 – верно, 3 – совершенно верно
Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Быть чутким и доброжелательным | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выслушивать людей | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Разбираться в людях | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Хорошо говорить и выступать публично | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
2 | Искать и устранять неисправности | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Разбираться в технических устройствах | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Ловко обращаться с инструментами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Хорошо считать в уме | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Преобразовывать информацию | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Оперировать знаками и символами | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Искать и исправлять ошибки | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
4 | Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Разбираться в литературе и искусстве | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Сочинять стихи, писать рассказы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Рисовать | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
5 | Разбираться в животных или растениях | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Разводить растения или животных | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Бороться с болезнями, вредителями | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Ориентироваться в природных явлениях | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать на земле | 0 | 1 | 2 | 3 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
А | Быстро выполнять указания | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Точно следовать инструкциям | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Работать по заданному алгоритму | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Выполнять однообразную работу | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Соблюдать правила и нормативы | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 | 1 | 2 | 3 |
|
Принимать нестандартные решения | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Легко придумывать новые способы деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Брать на себя ответственность | 0 | 1 | 2 | 3 | ||
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 | 1 | 2 | 3 |
Обработка результатов
Суждения в каждой из двух частей анкеты, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений подсчитывается суммарное количество баллов, выбранных клиентом, и эта сумма записывается в окне справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того в какой группе клиент набрал максимальны суммарный балл, определяется наибольшая склонность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые 5 групп суждений, обозначенные цифрами от1 до 5, характеризуют 5 типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек-человек, 2) человек - техника, 3) человек- знаковая система, 4) человек -художественный образ, 5) человек- природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами "А" и "Б", соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": 1) исполнительские, 2) творческие.
ПРИМЕР:
Психологическая карта профессий( для дальнейшей работы)
Типы профессий | Классы профессий | |
А. Исполнительские | Б. Творческие | |
1. Человек-человек | Агент (рекламный, коммерческий, торговый, страховой, по недвижимости) Акушер Горничная Дилер Диспетчер Дознаватель Инспектор (ГИБДД, по охране и режиму) Коммивояжер Кондуктор Контролер Крупье Массажист Медицинская сестра Милиционер Оперуполномоченный Официант Охранник Представитель (коммерческий, торговый) Проводник пассажирского вагона Продавец (продовольственных товаров, непродовольственных товаров) Санитар Стрелок Фельдшер | Воспитатель детского сада Врач (терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, скорой и неотложной медицинской помощи) Гувернер Дефектолог Инспектор (участковый, уголовного розыска) Логопед Мастер производственного обучения Менеджер (по персоналу, по рекламе, по продажам) Преподаватель (английского языка, физкультуры, немецкого языка) Психолог Секретарь-референт Следователь Социальный педагог Социальный работник Тренер Учитель (английского языка, русского языка и литературы, математики) Экскурсовод Юрисконсульт |
2. Человек-техника | Аппаратчик Арматурщик Бетонщик Водитель (автомобиля, троллейбуса, трамвая, погрузчика) Вышкомонтажник Вязальщица трикотажных изделий Газоэлектросварщик, газосварщик, газорезчик Гальваник Гравер Жестянщик Кабельщик-спайщик Каменщик Кондитер Контролер деталей и приборов Кровельщик Лифтер Маляр Матрос Машинист (экскаватора, автомобильного крана, башенного крана, бульдозера, компрессорных установок, котельной, локомотива) Механик по ремонту теле- и радиоаппаратуры Монтажник стальных и железобетонных конструкций Наладчик (машин и оборудования, станков с числовым программным управлением) Облицовщик-плиточник Обувщик Оператор (автоматизированных и полуавтоматизированных линий, котельной) Паркетчик Пекарь Печатник офсетной печати Печник Пилорамщик Плавильщик Плотник Пожарный Прокатчик горячего металла Слесарь (ремонтник, сантехник, по ремонту автомобилей, механосборочных работ, по контрольно-измерительным приборам и автоматике, инструментальщик) Станочник (широкого профиля, деревообрабатывающих станков) Стекольщик Столяр Стропальщик Такелажник Ткач Токарь (расточник, универсал, карусельщик, револьверщик) Фрезеровщик Швея Шлифовщик Штукатур Электрогазосварщик Электромонтер | Бортинженер Инженер-конструктор Инженер-механик Инженер-строитель Инженер-технолог Пилот гражданской авиации Техник |
3. Человек-информация | Делопроизводитель Кассир (билетный, торгового зала) Корректор Лоцман Налоговый инспектор Оператор ПК Оператор почтовой связи Операционист Почтальон | Аудитор Банковский служащий Библиотекарь Биржевой маклер Брокер Бухгалтер Геодезист Диспетчер управления воздушным движением Логистик Маркетолог Нотариус Переводчик Программист Редактор Товаровед Штурман гражданской авиации Экономист |
4. Человек-искусство | Вышивальщица Демонстратор одежды Косметичка Закройщик Маникюрша Парикмахер Повар Портной Реставратор Фотограф Ювелир | Актер Архитектор Дизайнер Журналист Модельер Музыкант Музыкальный руководитель Художник |
5. Человек-природа | Животновод Зоотехник Кинолог Коневод Лаборант (химического анализа, клинический) Оператор машинного доения Плодоовощевод Птицевод Пчеловод Фермер | Агроном Ветеринарный врач Геолог Инженер лесного хозяйства Метеоролог Фармацевт Физик Химик Эколог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"
Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Статья в журнале "Школа и производство" "Опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе"
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=51&MAGAZINE_ID=48420...
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....
Организация профориентационной работы в школе.
Презентация разработана для выступления на районной конференции по обмену опытом в работе по профориентации....
Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»
Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...
Организация профориентационной работы в школе
Разработка раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях...