Статья "Применение современных технологий воспитательной работы с воспитанниками кадетского военного корпуса"
статья

Котов Александр Юрьевич

В статье рассматривается проблема применения современных педагогических технологий в практике воспитательной работы на старших курсах кадетского корпуса. Автор дает обзор теоретических концепций педагогических технологий, знание которых необходимо современному специалисту в области воспитания, и описание технологических элементов воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных технологий воспитательной работы с воспитанниками кадетского военного корпуса

Проблема воспитания поколения, которому суждено строить новую Россию и жить в ней, стоит сегодня особенно остро. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, специалистам образовательных учреждений необходимы знания о технологиях воспитательной работы.

В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления практики образования. Образовательные учреждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, сохраняя приверженность проверенным методикам. Однако изменения, происходящие сегодня в школе, все чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить времени на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Знакомство с теоретическими концепциями и технологическим инструментарием позволит педагогам подобрать наиболее приемлемые и эффективные формы воспитательной работы с детьми, скорректировать свою педагогическую деятельность, достичь наибольших результатов в реализации воспитательной программы образовательного учреждения.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимодействия с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: «…Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение и logos – учение) имеет множество трактовок:

- педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса [1];

- педагогическая технология, являясь организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [2];

- педагогическая технология – это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснованиесистемы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру [3].

Технология – это одновременно совокупность знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, механизм решения педагогических проблем. В этом смысле педагогические технологии – это средство решения различных задач в воспитании и обучении школьников: содействие развитию способностей, формирования сознания, передачи умений и навыков, организации пространства деятельности, формирования ценностных ориентаций, жизненных целей и устремлений.

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Развитие ребенка происходит, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности; педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям; взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания [4].

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе “учитель- ученик” встречается не так часто. Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.

Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику. Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов: какие элементы составляют педагогическую технологию; каково их необходимое и достаточное присутствие; в какой взаимосвязи они находятся; какие общие и специфические функции каждого элемента.

Педагогическое общение, имеющее направленность на «открытие ученика в общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции «внесения образа» на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком.

Педагогическое требование - ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении.

Следующий технологический элемент – конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации. Педагогический конфликт разрешается при реализации функций «снятия психического напряжения».

В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.

Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.

Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.

Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в педагогической деятельности. Далее рассмотрим теоретические подходы к применению различных педагогических технологий[5].

Технология развития критического мышления. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики включают в себя три стадии. Эти стадии вызова, осмысления и размышления.

Первая стадия актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «мозгового штурма», наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко: это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также речь учителя, видеоматериалы и др. в процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц.

Третья стадия – размышления или рефлексии. Ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде выводов, записей в тетради, составления схемы.

Технология дискуссии. Цель дискуссии -развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры. Дискуссия – это возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной, важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. В мировом педагогическом опыте получили распространение приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся, во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с аудиторией (остальной частью класса). Заседание экспертной группы - «панельная дискуссия», на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с небольшим сообщением.

- форум – обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией (классом).

- симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории (класса).

- дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте, которая начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участникам поочередно от каждой стороны.

В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

- по видам деятельности – учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

- по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

- по времени проведения – кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

- по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

- по субъекту организации–организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

- по результату – формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

- по числу участников – индивидуальные (воспитатель – воспитанник), групповые (воспитатель – группа детей), массовые (воспитатель – несколько классов).

Далее представлен набор форм работы классного руководителя с учащимися, который может быть полезен при реализации планов воспитательной работы педагогом-практиком.

Метод «ПОПС-формула». ПОПС-формулу полезно использовать при обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, а также при проведении других уроков, связанных с общественными проблемами. Этот метод знакомит с простой формой работы на уроке, когда необходимо выработать аргументы или мнения. Он помогает им прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Он учит кратко излагать свою мысль и не отклоняться от темы. ПОПС-формула: П – позиция; О – обоснование; П – пример; С – следствие. Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции.

Прием «Карусель» (один – вдвоем – вместе). Этот прием вовлекает всех учащихся в дискуссию, дает возможность каждой группе поделиться своими идеями и продолжить работу по обмену идеями или информацией с целым классом на равных для всех условиях. Он эффективен, когда вопросы обсуждаются сначала в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения со всей аудиторией. Этот метод используют для развития навыков и умений убеждения.

Прием «Мозговой штурм». Это хорошо известный и широко применяемый интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому принять участие в работе. Он также позволяет учащимся свободно и открыто высказывать разные идеи по поводу ситуации или проблемы, побуждая использовать воображение и творческий подход. Например, предлагается выразить прилагательным, каким должен быть современный урок (мнения записываются на доске). Затем проводится ранжирование, выделяются три главных, определяющих критерия современного урока. Далее приводятся аргументы «за» и «против» выдвинутых позиций.

Метод «погружения». Метод «погружения» в историческую эпоху предполагает непосредственноесоприкосновениеучащихсястрадициями, обычаями, документами того времени. Использование данного метода «погружения» заметно активизирует познавательный интерес учащихся. У учеников благодаря «погружению» создается целостная картина какого-либо этапа, эпохи или периода. Учащиеся получают большое эмоциональное удовлетворение от урока, они начинают активнее участвовать в различных формах работы на уроках, привлекают дополнительный материал и источники, демонстрируют явное желание усовершенствовать свои знания по предмету.

Деловая игра. Деловая игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ту или иную ситуацию. Основные атрибуты деловых игр: игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности; участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре; игровые действия регламентируются системой правил; в деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности; игра носит условный характер; контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Кейс-стади – изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа; набор учебных материалов на разнородных носителях, выдаваемых ученику для самостоятельной работы. Главной особенностью метода «кейс-стади» было изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.

Методика «кейс-стади» - это методика ситуационного обучения, основанная на реальных примерах, взятых из практики, и требующая от ученика поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. Эта методика предполагает включение в описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели анализа), справочную и дополнительную информацию (в том числе на аудио-, видео- и электронных носителях), методические материалы. Примеры ситуаций обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем в деятельности, изучаются учениками, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений под руководством учителя. Методика «кейс-стади» позволяет формировать аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные компетенции[6].

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимся. Обычно является частью общего образовательного процесса. Вид обучения, проводимого по заранее отработанной методике, направленного на формирование и совершенствование определенных умений и их комбинаций с многократным повторением отдельных элементов (как правило, охватывает одну функциональную операцию).

Социодрама – это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается, так или иначе, в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры. Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, – а также способности предвосхищать результаты личного выбора. Назначение социодрамы – в упражнении духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.

Философский стол. Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Так говорят некоторые философы, и с позиции такого понимания «философский стол» как форма групповой деятельности школьников – это коллективная интеллектуальная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явлений жизни. Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений взглянуть на текущую действительность надситуативно, надконкретно, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном. К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека» и т. д. Но предметом обсуждения может стать и узкий вопрос, выдвинутый конкретными обстоятельствами в школе. Однако он обсуждается в аспекте философском. Например, «Конфликт с родителями», «За что уважать стариков?» или «Безобидна ли неряшливость?».

«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу, имитируя «круглый стол», где все – равные участники беседы. Только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана. Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления. Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой (тогда они смогут более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии).

Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна выдвигает суждения, другая оппонирует предлагаемые решения. Состязательность, импонируя подростку и ранней юности, увлекает школьника и значительно повышает его внимание к содержанию разговора и. форме выражения мыслей. При этом требуется фигура судьи (рефери, арбитра) или группы судей (жюри), а также четкие этические правила ведения разговора. Но философская беседа за столом может протекать спокойно, ровно, без азарта и жажды первенства. Если система заготовленных вопросов логически выдержана, то движение от вопроса к вопросу станет постижением истины, движением к сущности явления от его формы. Важно, чтобы философские размышления не уводили детей от повседневной жизни, а, наоборот, помогали обретать способность видеть философскую проблему в конкретности жизни. Поэтому чрезвычайно важным становится наряду с системой вопросов подбор ярких иллюстраций анализируемого явления, красочных образов поставленной проблемы. Если эти два условия соблюдены, «философский стол» проходит успешно, школьники расходятся с желанием продолжить дискуссию.

Таким образом, мы рассмотрели различные технологии, методы и приемы, которые может использовать педагог-воспитатель в работе со старшеклассниками. Традиционно в школе основной формой организации школьников является классный час с множеством форм и технологий его проведения в зависимости от темы, целей, опыта работы педагога, особенностей детского коллектива.

Продуктивное сотрудничество в коллективе обеспечивает успех в любой деятельности. В работе педагогов правильно построенное взаимодействие важно вдвойне, потому что от него в немалой степени зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и классными руководителями, является создание таких условий, в которых каждый учащийся может обрести свое духовное «я». Это сложный процесс, который требует высокого мастерства классного руководителя. В классе организуется лишь часть всей многообразной воспитательной работы, поэтому она не может быть объемной. Важно, чтобы она была личностно значимой, только тогда возможно духовное, патриотическое обогащение личности и коллектива в целом. При реализации многочисленных форм воспитательной работы педагог-воспитатель использует разнообразные педагогические технологии, позволяющие решать многочисленные воспитательные и образовательные задачи.

Библиографический список:

1.Беспалько В.П. Учебник. Теория создания и применения. – М.: Издательство НИИ школьных технологий, 2006. – 192с.

2.Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторических анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках). – Самара: Издательство СИУ, 1997. – 150с.

3.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2005. – 366с.

4. Петронюк И.С. Возможности воспитательного процесса в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС/ Академия профессионального образования № 7. – 2016.– С.58-62.

5. Кривых С.В. О педагогических технологиях в учебно-воспитательном процессе // Актуальные вопросы управления развивающей и развивающейся школой. Из опыта работы многопрофильной гимназии № 17 / Отв. Ред. Т.В. Покачалова, С.В. Кривых. – Новокузнецк: Изд. ИПК, 1999. – С. 38-43. – 160 с.

6. Кривых С.В. Педагогические технологии обучения: кейс-метод: Методическое пособие. – СПб.: ИПК СПО, 2010. – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс

   Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической  конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения"         ...

Доклад по теме: «Современные технологии воспитательной работы»

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в не...

«Современные технологии воспитательной работы»

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания,  система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в не...

Проектная деятельность в воспитании гражданственности и патриотизма воспитанников в условиях кадетского военного корпуса

События стремительно развивающихся нескольких десятилетий показывают, что общество нашей страны все чаще и чаще задумывается над целостностью и взаимосвязью во всем мире. Преобразования, происходящие ...

Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты

Данный материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете школы, методическом объединении классных руководителей или тематическом семинаре....

Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.

Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании....

Доклад на педсовете:«Современные технологии воспитательной работы»

Овладение воспитательными технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет воспитателю наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быс...