Методическая разработка «Детство, украденное войной»
классный час (6 класс)

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, посвященных 76 – й годовщине Победы советского народа в Великой отечественной войне и является  составной частью по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Рекомендовано использовать для воспитания патриотического сознания  и российской идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_ukradennoe_voynoy.docx56.04 КБ

Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприяти

Патриотическое воспитание и воспитание российской идентичности

Тема:

«Детство, украденное войной».

                                                Лунева Татьяна Геннадьевна,

учитель МКОУ СОШ №2

2021 год

№ пп

1

Пояснительная записка

В 2021 году наша страна отмечает 76 годовщину  Победы над нацисткой Германией. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Мы помним о тех, кто отдал свою жизнь за нас, кто подарил нам эту жизнь, особенно, если речь идёт о Детях войны. Тема войны никого не может оставить равнодушным. Знание военной истории, сохранение связи между поколениями необходимо, ведь без прошлого нельзя строить будущее. Основная задача взрослых – это воспитание у школьников чувства гордости за свой народ, который смог выстоять в самой страшной войне, это воспитание уважения к старшему поколению, которое живёт ради своих внуков и правнуков. Воспитательное мероприятие – поможет развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.

1.1

Тематическое направление

Патриотическое воспитание и воспитание российской идентичности.

1.2

Тема

«Детство, украденное войной»

Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Дети рождаются для жизни, а война эту жизнь отнимает.

Детство, опалённое войной - украденное детство!

Дети были маленькими солдатами большой войны, они были юными сынами полков, наравне со взрослыми стояли у станков. Тысячи детей были заточены в концлагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, кто по одиночке. Над детьми глумились, проводили медицинские эксперименты.  У них отнимали святое - родных, Родину, детство. Будущее.

Это невозможно забыть, невозможно простить.

1.3

Целевая аудитория

учащиеся 5 – 9 классов

1.4

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, посвященных 76 – й годовщине Победы советского народа в Великой отечественной войне и является  составной частью по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

1.5

Цель, задачи и планируемые результаты  воспитательного мероприятия

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств и патриотического сознания  на ярких примерах героизма и жизни Детей войны в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

  • Задачи: 
  • 1.Воспитывать у подрастающего поколения чувство уважения к памяти защитников Отечества.
  • 2.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • 3.Развивать патриотическое сознание, гражданственность, гордость за свою страну, свою малую Родину, стремление к миру и защите Отечества.

1.6

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора

Урок Мужества.

1.7

Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов

Информационно-коммуникационные технологии.

Наглядная, художественно-эмоциональная деятельность. 

1.8

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия

Место проведения: актовый зал или кабинет школы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран или мультимедийная доска, микрофоны, презентация.

1.9

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, посвященных 76 – й годовщине Победы советского народа в Великой отечественной войне и является  составной частью по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Рекомендовано использовать для воспитания патриотического сознания  и российской идентичности.

2

Основная часть

2.1

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовительный этап

1.Определить направление и тему мероприятия.

2.Определить цели и задачи.

3. Подобрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников

4.Распределить оптимальную занятость учащихся в подготовке и проведении мероприятия

5.Предусмотреть  возможность участия других педагогов, гостей.

2.2

Описание проведения воспитательного мероприятия

  1. Основной этап. 

Проведение или ход самого мероприятия, реализация сценарного замысла, выступление участников.

На этом этапе все присутствующие на мероприятии становятся участниками: и зрители, и выступающие.

  1. Заключительный этап. 

Результативность воспитательного мероприятия зависит от организации его завершения. Подвести итоги, установить, так называемую «обратную связь», поощрить участников, похвалить всех присутствующих за участие, привести аудиторию или зал в надлежащее или исходное состояние – задачи данного этапа.

  1. Аналитический этап.

Важно не только организовать и провести мероприятие, но и провести анализ выполненной работы.

              «Детство, украденное войной»

Введение

 В 2021 году наша страна отмечает 76 годовщину  Победы над фашистской Германией. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Мы помним о тех, кто отдал свою жизнь за нас, кто подарил нам эту жизнь, особенно, если речь идёт о Детях войны. Тема войны никого не может оставить равнодушным. Знание военной истории, сохранение связи между поколениями необходимо, ведь без прошлого нельзя строить будущее. Основная задача взрослых – это воспитание у школьников чувства гордости за свой народ, который смог выстоять в самой страшной войне, это воспитание уважения к старшему поколению, которое живёт ради своих внуков и правнуков.

"Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"

Некрасов Н.А. 

    Дети  – это радость, счастье, любовь. Детство – это веселая, беззаботная пора. Время, когда дети учатся дружить, понимать  и ценить прекрасное, различать добро и зло,  любить и уважать других людей , быть честными, ответственными, счастливыми.

   Война – это горе, смерть, страх, боль. Дети и война - эти два слова не совместимы.

Война не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек,

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война не место для детей!

Ребёнку нужен тёплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И ёлочные огоньки,

С горы весёлое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье.

Т. Шорыгина

Грянул страшный, грозный 1941 год, который уничтожил все мечты и надежды, оборвал и разрушил детство,  бросил юных в страшный водоворот безжалостной войны.

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

     Ещё не может быть и нет. (Твардовский А.Т.)

   22 июня 1941 года началась самая кровопролитная, жестокая и беспощадная война, которая длилась четыре бесконечно долгих и страшных года, которая длилась 1418 дней и ночей.

Война стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Но для нас она стала Великой отечественной, освободительной войной, войной всего народа против немецко-фашистских захватчиков.

Они накинулись,  неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя,
И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона.
 (И.Эренбург)

     Страна превратилась в единый военный лагерь. Общим лозунгом для всех стали слова: “Все для фронта, все для Победы!”

   На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи  мальчишек  и девчонок. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека… Сколько их было угнано на чужбину, где никто и никогда не узнает их дальнейшую судьбу… Сколько убито нерождёнными…Сколько погибло под пулями… Сколько умерло от голода и холода…Сколько сожжено руками карательных отрядов…? Не знает никто.

Пионерам-героям 1941 — 1945 гг. посвящается

В нашей истории много событий,

где приходилось отстаивать Мир;

Взрослых удел это, но не забыты

дети — идущие в бой, вместо игр.

Сколько их, маленьких, лесом встревоженным

Тайно носилось по тропкам исхоженным:

Страшно, наверное, было идти,

важно — записку прижать на груди.        

На голове вместо кепок — папахи,

вместо панамок — тугие платки,

И гимнастёрки — а не рубахи,

вместо туфлей кирзачи-сапоги.

Как отвечать этим псам с автоматами,

как бы при обыске не задрожать?

Как не заплакать, когда тебе... с матами,

дуло — под нос, что готово стрелять?

Сердце ребёнка кипело от злобы,

вместо улыбок они — вновь и вновь

Жизнью своей рисковали так, чтобы

Мир на Земле воцарил и Любовь!

   Война рано сделала детей взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских, диверсионных, разведывательных отрядах. И это были не единичные случаи.


Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне.
Приятели, книжки, школьные споры –
Все сказка, все в дымке, как снежные горы.
Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов.
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай: я не сдамся, пока я дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.  
(Э.Асадов)

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?

     Был трудный бой.

Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Их тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,–
И кто его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал мальчишка:
– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет.–
Влезай сюда, дружище! –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец!-
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

(А.Твардовский)

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.
Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, вели разведку, были связными в партизанских отрядах.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
(М.Вайцман)

Ребята спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы.


Галерея детей Героев

Есть память — Бессмертья Архивы,

Хранящие Правду Войны.

В ней живы, по-прежнему живы,

Герои, Отчизны Сыны,

Девчонки, мальчишки — солдаты,

Познавшие пламень боёв,

Вписавшие в хроники даты,

Отдавшие детство и кровь.

И в праздник, и в траурной тризне

Огонь Вечной Славы горит,

А память, как Летопись Жизни,

Всех помнит и свято хранит.  (В. Старостин)

В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.
    Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы.

 Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.

 Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Нам, малолетним, доверяли…

В атаку мы не поднимались,

С врагами насмерть

Не сражались,

Мы только знали —

Над землёй

Клубился дым пороховой.

Зато в российской глубине

Нам, малолетним, доверяли —

Мы за отцов своих пахали

Со стариками наравне.

Тогда нас как-то не тянуло

В войну с ребятами играть —

Война сердца захолонула, —

Своих жалели… «убивать».

Мы как-то сразу повзрослели,

Как хлеб, повысились в цене,

Мы, экономя, меньше ели,

Чтоб ели больше на войне…

Ламп не вздувая, вечеряли

При бледном свете таганца,

Как повелось, мы ложку клали,

Где было место для отца.

В Победу верили и ждали

За годом год, за часом час;

Всё детство ей своё отдали —

Другого не было у нас.     (Б. Вторушин)

Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” – Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост, звонкие – как победа!
Как продолжение дня, шли тяжело и мощно…
Можно убить меня, нас убить невозможно! 
(Р.Рождественский)

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!

Вспомним гордо и прямо
Всех погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

В память обо всех, погибших  в Великую Отечественную войну объявляется минута молчания.

Песня «Дети войны»(в исполнении учащихся ДШИ),

  Не обошла стороной война и нашу малую Родину с. Ладовская Балка. С начала войны мужчины: отцы, сыновья, братья были призваны в Красную Армию. В селе остались старики, женщины и дети. Все тяготы войны, невзгоды и лишения,  легли на их плечи. Они пережили всё: голод, холод, оккупацию, потерю родных и близких, ужасную бедность, тяжёлый физический труд.  Мало радости было в их детстве. Но они ждали Победу, ждали и встречали своих Героев. Около 2000 наших односельчан ушли на фронт, почти 700 из них не вернулись домой.

  Группой жителей села  Красниковой Р.Ф., Скорых Е.Н., Франтиди Л. В. и др. ,   были собраны материалы, содержащие воспоминания детей военных лет, проживающих на территории Ладовской Балки, которые позволяют  хотя бы отдалённо представить какой была жизнь в то непростое военное и послевоенное время.

  Читая воспоминания этих удивительных людей, не перестаёшь удивляться их мудрости (хотя  немногие получили образование), их гордости за свой труд во благо своей Родины, своего села, своего хозяйства (стаж работы каждого их них не меньше 35 – 40 лет). И лишь один вопрос не даёт покоя: как они смогли всё это выдержать, пережить, воспрять и жить дальше?

 Здесь представлены  воспоминания только некоторых жителей села Ладовская Балка детей-войны, но все они очень похожи своей искренностью, крепостью и силой духа, неимоверной жаждой жизни.

Из воспоминаний члена ОО « Дети войны» Ермаковой( Мишениной )  Марии Васильевны от 4 марта 2017 года.                                      

   Когда понимаешь, сколько выпало на долю каждого из детей войны, на глаза наворачиваются слезы.

 Когда началась война, мне было всего шесть лет, так как я родилась в 1935 году.  

  В школе окончила 4 класса, а  потом начала работать в бригаде № 2 на зерновом токе. Занималась погрузкой, разгрузкой, сортировкой зерна. Все выполняла вручную.

 В 1958 году вышла замуж за Ермакова Ивана Ивановича. Воспитали мы двоих детей. Сейчас у меня 6 внуков и 4 правнука.      

 С 19 лет работала на СТФ свинаркой. После перенесенной болезни пришлось  сменить работу, но спустя несколько лет вернулась работать на СТФ  свинаркой. Там я работала до пенсии. Мой общий стаж работы 38 лет. Несмотря на все тяготы военных лет, разруху и голод, каждый из нас, уже не молодых людей, выстоял, поднял на ноги детей и внуков, внес значительный вклад в развитие колхоза и родного села. Мой труд, постоянно, правление колхоза отмечало Почетными грамотами. Даже на празднике « От всей души» 26 февраля 2016 года ООО « Победа» выразило мне глубокую Благодарность за преданность крестьянскому делу, за высокий вклад в становление и развитие предприятия и  наградило  ценным подарком.

 Я –  Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы.

Из воспоминаний члена ОО « Дети войны» Голубенко Марии Ивановны от 4 марта 2017 года.                                                                                                      

Сегодня я с гордостью могу сказать, что приобрела  на работе жизненный опыт. Родившись перед войной, в 1937 году – досталось безрадостное детство.                                                                     Окончив среднюю школу в 1954 году, поступила в Первомайский сельскохозяйственный техникум, который окончила с отличием, получила красный диплом и направление на работу в колхоз  «Победа» зоотехником по птицеводству. Птицефабрика в колхозе была большая.                                                                                   В 1962  году меня назначили зоотехником – селекционером по крупному рогатому скоту. В этой должности работала до самой пенсии.                                                                                                                           С чувством ответственности относилась к работе. Любовь к окружающим меня людям, к животным, приносила мне радость в работе. Всегда была приветлива со всеми, для каждого находила время, доброе слово. Никто и никогда не видел меня раздраженной, хотя, как у каждого человека, хватало у меня проблем, забот, тревог.                                                                                Неоднократно мой труд был отмечен правлением колхоза. И даже сейчас не забывает меня правление колхоза, так, 26 февраля 2016 года на празднике «От всей души» много добрых слов было сказано в мой адрес, вручена Благодарность за глубокую преданность крестьянскому делу, за высокий вклад в становление и развитие ООО « Победа» и вручили ценный подарок.  

   Из воспоминания члена ОО « Дети войны» Трегубова Николая Ивановича от 4 марта 2017 года.                                                  

Мой девиз: « На добро отвечай добром, на любое зло  -  отвечай добром». Ему я следовал всю жизнь. Во время Великой Отечественной войны  я был еще ребенком, потому что родился первого января 1935 года в Ладовской Балке, в крестьнской семье Трегубовых: Ивана Ульяновича и Федосьи Петровны.

 Отец ушел на фронт в 1941 году. Воевал под Сталинградом, был танкистом. Сгорел в танке  в Смоленской области в 1943 году. В семье осталось 4 детей. Мама работала в колхозе, а я ей помогал. Собирал на полях колоски, приносил, обмолачивал, перемалывал полученное зерно. Из этой муки мама варила нам кашу, мамалыгу. Ждал с нетерпением, когда появится фрукта,  делал запасы ее на зиму. Трудное, безрадостное детство выпало на мою долю.                                                                                                                            Окончил 7 классов и совсем юным пришел работать в колхоз. Некому было работать на тракторе, а я увлекался техникой, поэтому меня взяли работать трактористом. А в 1950 году поступил учиться в Григориполисское сельскохозяйственное училище механизации и через год стал профессиональным трактористом. Несмотря на возраст, к работе относился добросовестно. Правление колхоза это заметило и послало меня учиться на бригадира тракторной бригады. Вернувшись, работал бригадиром в ПУ № 5 семнадцать лет. Работал механиком в ПУ №5, ПУ №9, на Стройучастке.

 После образования в колхозе « Победа» мехотряда меня туда назначили бригадиром. Окончил курсы по освоению новой техники в Ленинграде. Затем перевели во вновь образованный участок № 7, где работал до 1980 года. В  этом же  году по моей просьбе перевели на работу в автогараж  шофером, где проработал  до пенсии.                                                                                                                                                                        Находясь на пенсии, еще три года работал  там же по данной специальности.  Общий стаж работы более 40 лет. Я -  Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы.                                                 Подводя итог своей работы, могу сказать, что главное для меня -  это дисциплинированность, трудолюбие, преданность своей профессии, видя в каждом человеке личность, пользующую уважением и доверием.                                                                                                                                                                         Мой труд был неоднократно отмечен правлением колхоза денежными премиями, брюками, Почетными грамотами.  Да и сейчас 26 февраля 2016 года мне выразили Благодарность за преданность к крестьянскому делу, за высокий вклад в становление и развитие нашего предприятия и наградили ценным подарком.

   Из воспоминаний члена ОО « Дети войны» Рагачева Ивана Михайловича, записанные внуком Молчановым Евгением 10 марта 2017 года.                                                                                                                                              

Мой дедушка - Рагачев Иван Михайлович вспоминал, что его детство – это  война. Когда она началась, ему было три  с половиной года, так как он родился 28 октября 1938 года в селе Ладовская Балка, в крестьянской семье. Отца его забрали на фронт. У его мамы было двое детей.  Во время войны она приютила двух сирот и стало их четверо. Выживали, как могли.                           В 1947 году пошел в первый класс. Часто жили впроголодь. В свободное от учебы время ходил на колхозный огород полоть картошку. Делал распашку земли для грядок под капусту, помидоры. Женщины засаживали эти участки рассадой, которую поливал через специальные ручьи, воду закачивал на эти ручьи насосом, вручную.                                                                                             Окончил 7 классов, пошел работать в колхоз. Был призван в Армию 1957 году, но не забрали. Сразу пошел работать телятником, затем  гуртовщиком.

    С 1971 года работал оператором на откормочной площадке до 1990 года. С 1990 года по 1998 год - чабаном на ОТФ № 1. В этом же году он  ушел на пенсию, но продолжал работать еще год водовозом.                                                                                                                                                                           У него  общий стаж работы – 46 лет. Он –  Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы. Дедушка очень любит животных, и сейчас постоянно ухаживает за своей любимицей -  лошадкой.                 Я считаю, что он свою любовь к животным передал сыну и внукам. Он прекрасный муж, отец и дед. И мы, внуки, его очень любим и уважаем,  желаем счастья ему на долгие годы.

   Из воспоминаний члена ОО « Дети  войны» Любочкиной (Марьиной) Любови Илларионовны от 12 марта 2017 года.                                                                                                                                                                          

Я родилась 28 августа 1937 года в Ладовской Балке. Когда папу забрали на фронт, нас с мамой осталось трое детей. Помню, как наше село бомбили немцы. Это было всего один раз. Мы все прятались в погребе соседей. Были и голодные, и холодные. Не было ни одежды, ни обуви. Потеряли здоровье.                                                                                                                                                            В 1 класс пошла в 1947 году в ВШ № 6. Помню свою первую учительницу – Луневу Марию Викторовну, которая нам твердила, что нужно хорошо учиться и трудиться, чтобы быть достойным  своей Родины. Во время летних каникул, с 12 лет работала в колхозе, в полеводческой бригаде. Носила воду работающим в поле женщинам.                                                                                                                                                          В 13 лет уже работала наравне с взрослыми. Полола на огороде капусту, морковь.                                               Окончив 8 классов, пошла – дояркой на МТФ № 1. За работу получала трудодни, а в конце года  на каждый заработанный трудодень выдавали по 300 граммов пшеницы. Вот так мы и жили.                                                                                                                                                                                      С 1965 - работала почтальоном.                                                                                                                               В  1967 году вышла замуж за Любочкина Николая Михайловича и перешла на работу в колхоз разнорабочей, а в 1970 году начала работать в ПМК разнорабочей, откуда ушла на  пенсию в 1992 году.                                                                                                                                                                                  2008 год принес мне горе – умер сын Иван. Меня часто навещает дочь Оля, а сын Александр – по возможности, так как живет в Ставрополе. Мой стаж работы – 39 лет.  Я – Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы.

   Воспоминания члена ОО « Дети войны» Зубаковой ( Козловой ) Лидии Петровны от 15 марта 2017 года.                                                                                                                                                                                                      

Я родилась 8 июня 1940 года в селе Ладовская Балка. Когда началась война, мне был один год. Папу забрали на фронт, где он погиб 2 сентября 1942 года.  Для нас с мамой  военные и послевоенные годы – это самые тяжелые, голодные годы. Не было у меня счастливого детства.                                                                                                                     В 1947 году пошла в первый класс. После пятого класса ходила работать в колхоз на уборку хлопка. Я его собирала, дома сушила, а затем сдавала в колхоз. Окончила 7 классов средней школе № 2.                                                                                                                                                                      В 1955 году меня приняли в колхоз. Работала  в бригаде № 2. Возила солому на быках, была на перевесе зерна, таскала ящики с зерном в склад, приходилось зимой,  по снегу, вручную, убирать кукурузу с полей колхоза. Мерзла в дырявых и латаных ботинках, но убрать урожай было необходимо, поэтому у меня сейчас плохое здоровье, потому что на первое место ставила работу. А работала -  за трудодни до 1959 года. В конце года получала по 300 граммов зерна на заработанный трудодень. И только, с 1959 года получала за выполненную работу деньги. Вот здесь стало легче жить.                                                                                                                                                               Пришлось работать и дояркой, и лишь перед пенсией работала нянечкой  в детском саду.                                                                                                                                                 Когда ушла на пенсию, я еще работала на строительстве колхозного магазина. Мой стаж работы 40 лет. Я –  Ветеран труда Ставропольского края  по стажу работы.                                                                                                                                                                                                                     В 1960 году вышла замуж за Зубакова. Прожили мы с мужем 57 лет. Было у нас трое детей. Старший сын умер. Радость моя - это сын Михаил, дочь Люба, внуки.

  Из воспоминаний члена ОО « Дети войны» Тарасовой ( Белевцовой ) Любови Васильевны от 23 марта 2017 года.                                                                                                                                                                        

Я родилась в крестьянской семье 5 марта 1936 года. Отец -  Белевцов Василий Дмитриевич  и мама – Марфа Григорьевна работали в колхозе.  У мамы  нас было трое. Все в жизни семьи складывалось хорошо, но вдруг война. Отец ушел на фронт в феврале 1942 года, а через месяц, то есть в марте 1942 года погиб. Утратою сердце стыло. Мы жили в землянке. Чем кормились? Это нельзя вспоминать.  Это больно вспоминать. Ложились спать всегда голодные. Спали на голой печке, а печь топили матренкой. Это трава такая колючая. Очень тяжело было. Родственников у мамы не было, у нее были только мы – дети, и она у нас – одна. Предлагали маме отдать нас в детский дом, чтобы как – то облегчить  ее жизнь, но она нас не отдала.                                                                                                                                                                    Закончила я всего один класс, а так как одеть было нечего, мама работала, а младшие  - были без присмотра, поэтому я была у них нянькой. Прошли годы, и я подросла, стала работать на колхозных полях, поднося воду женщинам для питья. Затем работа на сортировке зерна. Все работы выполняла вручную. На работу ходила пешком, далеко. Потом стали нас возить на лошадях. Работала разнорабочей: на стрижке овец, на сакмане, пасла овец с подружкой. У нее – темные, а у меня  - белые. Устали и на солнышке заснули, а овцы смешались. Тогда нам очень досталось от начальства. Полола пшеницу и хлопок. Пришлось мне доить коров. Так распорядился председатель колхоза Нефедов Матвей Терентьевич. Послали меня дояркой в бригаду № 6. А так как обуваться мне не было во что, то мне выдали кирзовые сапоги, платок. В группе у меня было 12 коров. А какая из меня была доярка? Увидела, что корова телится, испугалась и убежала из коровника. Хорошо, что сторожа да скотники помогли. Недолго работала дояркой, так и осталась – разнорабочей. Всю работу выполняла добросовестно.                                                                                   Из родных мест, в поисках счастья и лучшей доли, никогда не уезжала. Счастье нашло меня само в образе местного парня – Тарасова Николая Ивановича. В 1958 году вышла замуж. Жили в семье мужа пять лет. Семья у Тарасовых была большая, но дружная. Через некоторое время мы построили свой дом.  У нас родились три дочери:  Надя, Рая, Наташа. Был только недолгий перерыв в работе в связи с рождением детей и опять работа. Изо  дня в день – физический труд. И так до 1991 года, потом пенсия. 40 лет отдала я своему колхозу, но и он всегда награждал меня путевками на море, за что я ему благодарна. Я – Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы. Если бы начать жизнь с начала, хотелось бы только одного – сохранить здоровье. Сейчас только жить, а здоровья – то нет. Хорошо помогают мне дети,  от социальной службы -  Вера Дранникова.  С 2005 года я инвалид второй группы по состоянию здоровья.

   Из воспоминаний члена ОО « Дети войны» Исаевой ( Мишиной) Нины Николаевны от 24 марта 2017 года.                                                                                                                                                                                  

Я родилась в многодетной семье Мишина Николая Трофимовича и Александры Кузьминичны, 9 апреля 1939 года в селе Ладовская Балка. 9 детей было в нашей семье.                                                                                Детство мое пропахло пареной кукурузой. У нас всегда на печке стояла пареная кукуруза. Окончила три класса. Одеваться было не во что, так что о школе и говорить нечего было.                             В 1952 году начала  работать в колхозе рядовой, а с 1955 -  трудилась дояркой. Эта работа была нелегкой. С раннего утра и до позднего вечера нужно накормить животных, почистить, подоить. Всегда работала на совесть, любила своих коровушек. В этом же году, как передовая доярка, была на выставке ВДНХ, в Москве. Доила коров вручную. В группе было 12 коров, а когда появились аппараты – 22 или 25. Проработала дояркой 15 лет, затем по состоянию здоровья перешла на легкий труд в бригаду, затем перевели на бойню, где работала до пенсии. В родном колхозе я проработала 47 лет. Я – Ветеран труда Ставропольского края по стажу работы. Хотелось бы пожелать молодежи, чтобы они трудились, как мы.

 

 Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов своими делами, служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное. Молодое поколение России, обязано помнить героические подвиги своих сверстников в годы войны.

  Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными патриотами нашей Родины, нашего героического народа.

Весь под нами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их. 
(С.Щипачев)

Используемые ресурсы.

  1. https://topwar.ru/79300-yunye-geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-ih-podvigi.html
  2. https://yandex.ru/search/?lr=139878&clid=2349148&win=412&text=фото%20пионеры-герои%20великой%20отечественной%20войны%201941-1945%
  3. http://vokrugknig.blogspot.com/2020/03/380.html        
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пионеры-герои

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"

Методическая разработка "Строки, опаленные войной"...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Детство, украденное войной

Это история о моем дедушке, которому на момент наступления Великой Отечественной войны исполнилось 14 лет....

ДЕТСТВО, УКРАДЕННОЕ ВОЙНОЙ.

Маме сейчас 87 лет. Она с первого до последнего дня была в блокадном Ленинграде. И невозможно стереть эти воспоминания. Мне кажется, что они стали больнее и  печальнее с прожитыми годами. По...