Методическая разработка "Детство, опаленное войной"
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
Детство, опаленное войной.
(На фоне музыки)
1.Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
2.Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
3.Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
4.А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла с нами:
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну.
Учитель 1 -У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. В суровые дни войны вместе со взрослыми Родину защищали мальчишки и девчонки.
Учитель 2 - На флоте их называли юнгами, в партизанских отрядах – ласково сынками, а в сухопутных войсках – сынами полка. Сколько им было? 11, 12, 13 лет? Пожалуй, не больше. Из самых отдаленных деревень, больших и маленьких городов дорогами войны пробирались мальчишки на передовую, к “своим”. Изголодавшиеся, промерзшие, в изодранной одежонке, они были похожи на маленьких старичков.
Учитель1.- В 1981 году на Свердловской киностудии Григорий Кузнецов снял фильм “Сын полка” по одноименному произведению В.П.Катаева. Мы с вами посмотрели этот фильм (к фрагментам из него мы сегодня еще обратимся) и прочитали повесть В.П.Катаева “Сын полка”. Вы даже подготовили выставку рисунков, запечатлев на бумаге те эпизоды, которые вам больше всего запомнились и произвели неизгладимое впечатление.
1-й ученик - Историю Вани Солнцева рассказал фронтовик В.П. Катаев. Валентин Петрович Катаев прожил почти 90 лет. Родился и вырос в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 44 года. На войне он был фронтовым корреспондентом.
2-йученик -История, положенная в основу повести «Сын полка», произошла в 1943 году. Больше суток, выполняя боевое задание, разведчики провели в полесской чаще. Там они и обнаружили изможденного, полуживого мальчика.
Давайте вспомним, как Ванюшка попал к разведчикам.
Просмотр фрагмента из художественного фильма “Сын полка” (Свердловская киностудия, 1981г, режиссер Г.Кузнецов)
Учитель 2 -Да, судьба Вани Солнцева похожа на судьбы многих мальчишек военной поры. Порой бойцы даже не знали фамилий своих воспитанников, и детей, попавших в действующие части, называли просто – “сынок”.
А знаете ли вы, что прототипом (прототип – это реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя) Вани Солнцева был реальный человек, умерший совсем недавно. Звали его Исаак Платонович Раков-Солнцев.
3-й ученик - В 1933 году, во время голода умерла его мать, а отец погиб в том же году. Чужие люди сдали мальчонку в детдом, привязав к ручке записку: “Не дайте умереть…”. Фамилию мальчику дала нянечка. Отмывая подкидыша, она воскликнула: “Какой хорошенький, конопатенький, будто солнышко ясное!”. Вот и записали в документах – Иван Солнцев.
4-й ученик- Началась война! Детдом собирались отправить на Урал. Ваня с другом решили ехать бить фашистов. Поздней ночью, они пробрались на Белорусский вокзал, залезли в товарняк и поехали. В лесу под Бобруйском их нашли разведчики.
5-й ученик
На рассвете, незадолго перед подъёмом, старый генерал, начальник училища, который всегда просыпался раньше всех, обходил, по своему обыкновению, спальни, для того чтобы посмотреть, как спят его мальчики.
Он остановился возле Ваниной койки и долго стоял, рассматривая мальчика. Ваня спал очень глубоким, но беспокойным сном, сбросив с себя одеяло и раскидавшись. По его лицу пробегали отражения снов, которые он видел. Каждую минуту оно меняло выражение.
Душа мальчика, блуждающая в мире сновидений, была так далека от тела, что он не почувствовал как генерал покрыл его одеялом и поправил подушку.
Генерал смотрел на его одухотворённое спящее лицо, и ему хотелось проникнуть в душу этого маленького солдата, в самую её глубину, прочесть самые его сокровенные чувства.
Генералу была известна Ванина история во всех подробностях. Знал он, конечно, и то, что в батарее мальчика прозвали пастушком. И это особенно нравилось генералу. Он сам происходил из простой крестьянской семьи. Он любил иногда вспоминать своё детство.
И теперь, глядя на спящего пастушка, генерал — совершенно так, как однажды ефрейтор Биденко, — вспомнил своё детство: раннее деревенское утро, коров, туман, разлитый, как молоко, по ярко-зелёному лугу, разноцветные искры росы — огненно-фиолетовые, синие, красные, жёлтые, — и в руках у себя вспомнил маленькую, вырезанную из бузины дудочку, из которой он выдувал такие тонкие и такие нежные однообразные и вместе с тем весёлые звуки.
Он невольно посмотрел на руку мальчика, выпроставшуюся из-под одеяла. Маленькие пальцы шевелились во сне, как будто перебирали скважины свирели.
И старый боевой генерал, герой гражданской войны, дравшийся под Царицыном, под Кронштадтом и под Орлом и сражавшийся во время Великой Отечественной войны под тем же Орлом и под тем же Царицыном, ставшим уже Сталинградом, — этот мужественный, суровый человек, с седой лысой головой, грубым морщинистым лицом и светлыми бесстрашными глазами, вдруг опустил голову, погладил себя по сивым усам и нежно улыбнулся.
Учитель1:- Первый воспитатель Вани –капитан Енакиев. Он полюбил его как родного сына. Но не случилось… Капитан Енакиев в жестоком бою вызвал огонь на себя. В кармане у него нашли записку с просьбой позаботиться о судьбе его названого сына, сделать из него хорошего солдата, а впоследствии – достойного офицера.
Отдавая Ванюшке погоны капитана Енакиева, полковник сказал
6-йученик – Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером…”
Инсценирование. Ученик в роли Вани Солнцева появляется в Суворовском училище. Его обступают “суворовцы”. Между ними завязывается беседа:
1. – Здорово, брат! Давай знакомиться!
Ваня. – Здорово!
3. – Ну, не робей! Ребята у нас хорошие. Вот Миколка. Мать его еще в 33-ем с голоду померла, а батянька в партизанах. Миколка ждет, когда она, проклятая, кончится. Больно уж по бате соскучился. А это Серега. У него бабушка старенькая осталась да две сестренки малолетние. Так их еще по зимнику через Ладогу в Сибирь отправили. Серега решил сюда. Потом сестренок заберет и бабушку.
4. – У Павлухи вон тоже, почитай, никого. Как на батю похоронку получили, мамка слегла. Померла зимой. Братишку, еще году мальцу нет, в Дом Малютки определили, а Павлуху к нам.
1. – Давно с фронта?
Ваня – 4 дня добирались.
2. – Как там? Страшно небось?
Ваня – Всякое бывало.
3. – Выходит, у тебя тоже совсем никого не осталось?!
1. – Держись нас, не обидим.
2.Пойдем, покажем тебе твое место.
Учитель2 -Книга "Сын полка" была издана в 1945 году и удостоена одной из высших наград нашей страны - в те годы это была Сталинская премия. В 2020 году, как и Великая Победа, книга отмечает свое 75-летие.
А теперь предлагаю обратиться к содержанию книги Валентина Катаева «Сын полка» и вспомним некоторые моменты из фильма
И так
Вопросы для обсуждения:
1.Какое прозвище получил Ваня от разведчиков?( Пастушок).
2. Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани).
«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».
«Никогда в жизни старый разведчик не испытывал еще такого конфуза».
3.Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?
(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал.
Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).
4.Как Ваня перехитрил разведчика?
(В первый раз Ваня выскочил из грузовика прямо на ходу, спрятался на дереве, но уснул, и букварь из его сумки свалился прямо на голову Биденко.
Во второй раз Биденко привязал его веревкой к своей руке и всю ночь дергал за веревку, чтобы проверить что Ваня на месте. А утром ефрейтор увидел, что веревка привязана к ноге женщины-хирурга, которая ехала вместе с ними)
5. Автор дважды описывает сон Вани. Как вы думаете, для чего использован этот прием?
«Биденко посветил Ване в лицо. Оно было спокойно. Сон его был так крепок, что даже свет электрического фонарика не мог его разбудить.
Биденко потушил фонарь и вспомнил ту ночь, когда они нашли мальчика. Тогда ему тоже посветили в лицо фонариком. Но какое у него тогда было лицо: измученное, больное, костлявое, страшное. Как он тогда весь вздрогнул, встрепенулся. Как дико открылись его глаза. Какой ужас отразился в них.
Ведь это было всего несколько дней назад. А сейчас мальчик спит себе спокойно и видит приятные сны».
6.Какая встреча укрепила желание Вани остаться на фронте?
- Но, боже мой, что это был за мальчик!
-Стало быть, ты им не показался, - сухо сказал роскошный мальчик, - раз они тебя не захотели принять за сына.
-Как это - за сына. За какого?
-Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Капитан Енакиев привозит Ваню к разведчикам.
Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.
7. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?
«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.
Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».
8.Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?
Ване было мало того, что его берут в разведку проводником.Его горячее сердце требовало большего. Ему захотелось прославиться, удивить всех. Он стал действовать, как настоящий разведчик: наблюдал, рисовал план местности огрызком химического карандаша.За этим занятием его и застал немецкий патруль.
фрагмент фильма «Допрос».
9.К чему может привести самовольный поступок?
«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит, самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».
10. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?(Правильно заворачивать портянки, как полагается каждому культурному воину).
11. Как вы думаете, почему так полюбили и привязались к Ване разведчики?
«Разведчики полюбили Ваню как-то слишком весело. Может быть, даже немного легкомысленно. Они в шутку называли его своим сыном. Но, вернее сказать, он был для них не сыном, а младшим братом, озорным и забавным пареньком, внесшим так много разнообразия в их суровую боевую жизнь».
12. Автор с особой любовью и знанием дела описывает хозяйство артиллеристов. Как вы думаете, почему?
В.П.Катаев сам был артиллеристом. Помните, как автор описывал мастерство наводчика Ковалева:
«Здесь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно не стояло. Здесь требовалось беззаветное мужество. И оно было. Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалев был легендарно храбр».
Цитата:
«Только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя».
13.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии?(Сохранить ему жизнь).
фрагмент фильма «Бой».
14. Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.
Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».
Учитель1. Давайте попробуем выразить те чувства, которые пришлось испытать Ване, скитаясь по бескрайним дорогам, опустошенным войной, в форме синквейна (пятистишия). Мы впервые выполняем такое задание, поэтому я буду вам помогать. У нас все получится. Мы с вами имеем возможность изменять написанное, не бойтесь ошибиться.
Синквейн (пятистишие)
1 строка – существительное, отражающее тему высказывания.
2 строка – два прилагательных, описывающих тему.
3 строка – три глагола, характеризующих действия по данной теме.
4 строка – четыре любых части речи, выражающих ваше отношение к проблеме.
5 строка – одно слово (любая часть речи) – вывод.
- Мальчик
- Бесстрашный, отважный
- Воюет, помогает, ненавидит
- Дети вместе со взрослыми защищали Родину
- Герой.
ИТОГИ
Ребята, вы нарисовали рисунки, посмотрели эпизоды фильма, вспомнили некоторых героев и события самой повести и написали отзывы на данное произведение. Лучшие из них мы послушаем.
Учитель2-Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя. А нам с вами очень важно знать и помнить героические страницы истории нашей Родины, стремиться к тому, чтобы жить в мире и согласии, и чтобы в нашей жизни не было войн.
Учитель1. -Не забывайте свое Отечество! Не забывайте отчий дом! Берегите своих родных! Трепетной заботой окружайте тех, кто такой ценой дал нам все то, что мы сейчас имеем. А Георгиевскую ленточку храните как символ.
1.Горнили «К бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
2.Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
3.Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков страны.
4.А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла с нами:
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонов крыш смотрели на страну.
1-й ученик - Историю Вани Солнцева рассказал фронтовик В.П. Катаев. Валентин Петрович Катаев прожил почти 90 лет. Родился и вырос в Одессе. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 44 года. На войне он был фронтовым корреспондентом.
2-й ученик -История, положенная в основу повести «Сын полка», произошла в 1943 году . Больше суток, выполняя боевое задание, разведчики провели в полесской чаще. Там они и обнаружили изможденного, полуживого мальчика.
3-й - В 1933 году, во время голода умерла его мать, а отец погиб в том же году. Чужие люди сдали мальчонку в детдом, привязав к ручке записку: “Не дайте умереть…”. Фамилию мальчику дала нянечка. Отмывая подкидыша, она воскликнула: “Какой хорошенький, конопатенький, будто солнышко ясное!”. Вот и записали в документах – Иван Солнцев.
4-й Началась война! Детдом собирались отправить на Урал. Ваня с другом решили ехать бить фашистов. Поздней ночью, они пробрались на Белорусский вокзал, залезли в товарняк и поехали. В лесу под Бобруйском их нашли разведчики.
5й Выразительное чтение эпизода повести от слов: “На рассвете, незадолго перед подъемом, старый генерал, начальник училища, который всегда просыпался раньше всех…” до слов: “…вдруг опустил голову, погладил себя по сивым усам и нежно улыбнулся”.
6-й ученик – Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером…”
Инсценирование. Ученик в роли Вани Солнцева появляется в Суворовском училище. Его обступают “суворовцы”. Между ними завязывается беседа:
1. – Здорово, брат! Давай знакомиться!
Ваня. – Здорово!
2. – Ну, не робей! Ребята у нас хорошие. Вот Миколка. Мать его еще в 33-ем с голоду померла, а батянька в партизанах. Миколка ждет, когда она, проклятая, кончится. Больно уж по бате соскучился. А это Серега. У него бабушка старенькая осталась да две сестренки малолетние. Так их еще по зимнику через Ладогу в Сибирь отправили. Серега решил сюда. Потом сестренок заберет и бабушку.
3. – У Павлухи вон тоже, почитай, никого. Как на батю похоронку получили, мамка слегла. Померла зимой. Братишку, еще году мальцу нет, в Дом Малютки определили, а Павлуху к нам.
1. – Давно с фронта?
Ваня – 4 дня добирались.
2. – Как там? Страшно небось?
Ваня – Всякое бывало.
3. – Выходит, у тебя тоже совсем никого не осталось?!
1. – Держись нас, не обидим.
2. - Пойдем, покажем тебе твое место.
Вопросы для обсуждения:
1.Какое прозвище получил Ваня от разведчиков?
2. Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко?
3.Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?
4.Как Ваня перехитрил разведчика?
5. Автор дважды описывает сон Вани. Как вы думаете, для чего использован этот прием?
6.Какая встреча укрепила желание Вани остаться на фронте?
7. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?
8.Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?
9.К чему может привести самовольный поступок?
10. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?
11. Как вы думаете, почему так полюбили и привязались к Ване разведчики?
12. Автор с особой любовью и знанием дела описывает хозяйство артиллеристов. Как вы думаете, почему?
13.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии?
14. Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.
2.Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?
3.Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?
4.Как прозвали разведчики Ваню? (пастушок)
Библиотекарь
В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство — это начало жизни, радость, а война — это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.
5.Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?
6.Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?
7.Удалось ли отправить Ваню в тыл?
8.Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани).
«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».
9.Как Ваня перехитрил разведчика?
10.Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?
(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал.
Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).
11.Как Ваня перехитрил разведчика?
(Давайте посмотрим фрагмент,как это было)
Библиотекарь
По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.
Найдите пожалуйста в тексте описание мальчика.
“ На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии: шинель - длинная, до пят, как юбка; круглая кубанская шапка чёрного барашка с красным верхом; погоны с маленькими стременами, перекрещёнными двумя клинками; шпоры и ,каквенец всего этого воинского великолепия. ярко -алый башлык, небрежно закинутый за спину”? (сын полка ефрейтор Вознесенский (стр.79))
Давайте посмотрим, как произошла эта встреча
12.Какое решение он принял после этой встречи?
13. Как удалось Ване вернуться к разведчикам после второго побега от ефрейтора Биденко?
(рассказал офицеру, не зная, что говорит с капитаном Енакиевым, свою историю, свою обиду и Енакиев решил оставить мальчика у себя )
14 Что случилось с семьёй капитана Енакиева? (стр.31)
мать, жена, сын погибли по дороге в Минск, когда на беженцев налетели немецкие штурмовики) (прочитать, как Енакиев представлял гибель семьи. Стр.32)
Давайте посмотрим фрагмент встречи Енакиева с Ваней.
Библиотекарь
Капитан Енакиев привозит Ваню к разведчикам. Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.
15.Что делал Ваня в своей первой разведке? Как он попал в плен?
(Ваня д.б. идя со своей лошадью изучить местность, вернуться и доложить свободен ли путь. Вместо этого он карандашом наносить в букваре ориентиры и цели, составлял план местности. За этим занятием его и застал немецкий патруль)
Как фашисты убедились, что в букваре именно Ваня рисовал схемы ?
16. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?
«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые6 товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.
Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».
17.Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?
18.К чему может привести самовольный поступок?
«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».
Библиотекарь
После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном.
19. Кем же капитан Енакиев решил сделать Ваню после того, как его поставили на все виды довольствия?
(Енакиев взял его к себе связным, но на самом деле он решил научить Ваню выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта) (стр.173)
20. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?
(Правильно заворачивать портянки, как полагается каждому культурному воину).
Давайте смотреть(портянки и баня)
21. Разведчики и капитан Енакиев любили Ваню. Чем отличалась любовь разведчиков от любви Енакиева?
(разведчики любили Ваню как младшего брата, внёсшего разнообразие в их суровую боевую жизнь.Енакиев очень любил своего покойного сына. Ваня пробудил в душе Енакиева более глубокие чувства, чем братская любовь)
22.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии?
(Сохранить ему жизнь).
После ответов на вопрос фрагмент фильма «Бой».
23.Как погиб капитан Енакиев и что стало с дальнейшей судьбой Вани?
Биьлиотекарь
И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище — так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров
На прощание командир полка вручил Ване сверток.
24Что было тщательно завернуто в газету « Суворовский натиск»?(Погоны капитана Енакиева)
25.Что сказал полковник, отдавая сверток Ване Солнцеву? Какое было последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.
Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины»
26.Кто сопровождал Ваню в Суворовское училище? (Ефрейтор Биденко)
Давайте посмотрим, как произошло их прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Строки, опаленные войной"
Методическая разработка "Строки, опаленные войной"...
Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ЭОР "Поэзия, опаленная войной"
Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе,урок-презентация с применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и групповой формы работы....
Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ИКТ и ЭОР "Поэзия, опаленная войной"
Урок-презентация,интегрированный урок по литературе и историис применением ЭОР, ИКТ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Песни, опаленные войной»
Пояснительная записка "Там, где переходы и завалы,Рваная колючка на столбах,Умирали наши запевалыС недопетой песней на губах".М. Дудин Цель мероприятия: формирование исторической памяти о Ве...
Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"
Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...
Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"
1. Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...
Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной"
Методическая разработка устного журнала "Детство, опаленное войной", посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Большая часть материала посвящена презентации 2 тома книги "...