Классный руководитель-online
статья

Левитская Алина Максимовна

Данная статья рассказывает об актуальных вопросах классного руководства в рамках  развития современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_rukovoditel_online.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель-online.

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.»

Макаренко А.С.

«Термины «онлайн» (англ. online — «на линии») и «офлайн» (англ. offline — «вне линии») употребляются в компьютерных технологиях и телекоммуникациях.» [1] 

 «Онла́йн (англ. online, от англ. on line — «на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») — «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи, типичным значением могло быть «не вешая трубку», то есть за один телефонный звонок, в режиме реального времени.         В отношении программного обеспечения почти всегда означает «подключённый к Интернету» или «функционирующий только при подключении к Интернету». Также — «происходящее в Интернете», «существующее в Интернете». К примеру, «онлайн-банкинг», «онлайн-магазин», «онлайн-кинотеатр», «онлайн-казино», «онлайн-кафе», «онлайн-школа», «онлайн-игра». Данное слово также часто используется для описания текущей посещаемости сайта (например, «1000 человек онлайн» означает, что в данный момент на сайте находится 1000 пользователей).» [2]

В рамках данной статьи, конечно же, мы будем рассматривать значение слова «онлайн» как «подключённый к Интернету» и «происходящее или существующее в Интернете». В данный момент времени Интернет плотно вошёл в жизнь почти каждого человека. Многие люди используют его для работы, другие для учёбы, третьи для поиска информации и т.д. Основное же, на мой взгляд, применение интернета в реалиях современной жизни сводится к тому, что люди используют его для быстрого обмена информацией и общения. Во многом общение между людьми перешло сейчас в онлайн формат, так как это удобно, функционально и эргономично. Мы без проблем отправляем письма, фотографии, документы, сообщения и другие виды информации посредством Интернета.

С развитием современных технологий применение интернет-ресурсов дошло и до образования, что не является для нас сейчас уже никаким новшеством. Мы используем онлайн ресурсы в методическом плане, готовясь к урокам, демонстрируя виде-ролики, создавая Интернет-ресурсы и т.д. Но в вопросе именно классного руководства онлайн формат до недавнего времени большой актуальности не имел. Пандемия, с которой мы впервые столкнулись два года назад, дала возможность в полной мере оценить необходимость использования онлайн ресурсов в образовании. Именно тогда широкую популярность приобрели онлайн-конференции на платформе «Zoom». Учителя приноровились вести уроки дистанционно за неимением другого выбора. Но если, интернет сегодня так плотно вошёл в нашу повседневную жизнь, то что мешает классному руководителю также вывести свою работу в онлайн формат, хотя бы частично.            

Говоря о роли классного руководителя, учителя в жизни ребёнка, никак нельзя пройти мимо одной из знаменитых цитат Антона Семёновича Макаренко о воспитании. Действительно, давайте задумаемся, что окружает современного школьника? Педагоги, родители, сверстники… Реалии нашего мира таковы, что с развитием современных технологий, происходит и модернизация человеческого общения, появляются новые возможности для общения между людьми, в том числе между ребёнком и сверстником, между родителями и детьми, между различными группами лиц, объединёнными общими интересами и так далее. Таким образом, у педагога появляется аналогичная возможность настроить данный канал связи с родителями, детьми, коллегами. Если вернуться к названию статьи, то по больше всего нас будет интересовать общение педагога с детьми и родителями.

 Большую часть свободного времени современные школьники коммуницируют посредством социальных сетей, мессенджеров и других ресурсов, подразумевающих виртуальное общение (WhatsApp, Telegram, Vk, Instagram и т.д.). Данный факт способствует тому, что классный руководитель также может в своей работе с учебным коллективом частично перейти в online-режим. Зачем это нужно? Во-первых, чтобы иметь представление о жизни и интересах своих воспитанников вне школьных стен, а также иметь возможность выявить на ранней стадии и предотвратить нежелательные контакты ребёнка в сети, ведь в сейчас в открытом доступе находится большое количество информации, которая может быть опасна для ребёнка, так же дети могут быть вовлечены в различные группировки посредством манипуляции и запугивания, что довольно распространено в сети Интернет.  Несколько лет назад большую популярность среди подростков набрала такая онлайн-игра как «Синий кит», в результате которой был большой процент подросткового суицида, так как целью игры было выполнение различных заданий, которые в различной степени вредили жизни и здоровью ребёнка. «Синий кит – задания, которые убивают, возникли в соцсетях в виде квеста реальной жизни. «Синий кит» – это суицидальная игра, неведомая ранее смертельная новинка, поразившая интернет и расползающаяся в социальных сетях из-за популярности среди молодежи «ВКонтакте». Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, при этом не вскрыв себе вены. А вот итоговым заданием всегда выступает суицид. Если подросток не лишит себя жизни, то организаторы смертельной игры грозятся уничтожить его близких людей.» [3] Вот почему был очень актуален вопрос мониторинга социальных сетей родителями и классными руководителями.

Это один из аспектов, в котором мы видим контролирующую функцию классного руководителя, которую он может иметь в Интернет-пространстве. Второй немаловажный аспект, это непосредственное общение с самими учениками. Изначально, когда социальные сети только начали набирать свои обороты, общение учителей и учеников в сети не являлось чем-то обыденным, наоборот учителя старались оградить своё личное пространство в сети от лишних взглядов учеников или родителей. Сегодня, конечно же, тоже не каждый второй готов поддерживать общение с учениками онлайн, но, если мы говорим о классном руководителе, то большая же часть учителей без проблем поддерживает общение с учениками как офлайн, так и онлайн. В рамках написания данной статьи, я провела опрос среди коллег, которые работают в нашей школе. Условно можно разделить опрошенных на две группы, одни «за» работу классного руководителя онлайн, другие соответственно – «против», что вполне логично, так как всегда есть противоположные мнения в рамках любого вопроса.  Классным руководителям было предложен ответить на несколько вопросов:

  1. Вы «за» или «против» работы онлайн?
  2. Пользуетесь ли в работе онлайн-сервисами? Какими?
  3. Плюсы и минусы работы онлайн
  4. Стаж работы классным руководителем, стаж работы онлайн.

Исходя из данных, полученных в результате опроса, можно сделать следующий вывод, что все те, кто высказался «за» работу классного руководителя онлайн, это коллеги, которые работают относительно недавно, в возрасте примерно от 25 до 35 лет. Из плюсов работы классного руководителя-онлайн опрошенными коллегами выделено: современность, удобство и быстрота передачи информации, возможность быть всегда на связи с родителями и учениками, а также возможность классного руководителя обучить детей этикету общения в сети, что немаловажно. Из минусов было отмечено то, что живое общение в решении каких-либо учебно-воспитательных вопросов играет куда более важную роль, нежели общение онлайн. Также из минусов было отмечено, что онлайн нет возможности отследить вовлечённость в процесс каждого ребёнка или родителя и отсутствие полноценного контроля со стороны классного руководителя. Большая часть старшего поколения учителей высказалась резко негативно к работе классного руководителя-онлайн. Одной из причин является разграничение рабочего и нерабочего времени, так как онлайн очень часто родители и дети обращаются к классному руководителю уже за рамками школьного расписания, в более позднее время, что допустимо далеко не каждым классным руководителем. Из наиболее часто используемых онлайн-сервисов были отмечены: WhatsApp и Zoom.

Таким образом, можно сделать о том, что в современных реалиях действительности работа классного руководителя-онлайн имеет довольно широкое применение, что способствует облегчению работы классного руководителя с одной стороны. Даёт дополнительные возможности и расширяет привычные рамки восприятия работы классного руководителя. Как и везде, в любом вопросе, можно выявить большой процент сторонников данной формы работы, но и находятся коллеги, которые высказываются негативно и не принимают данную форму работы. Со своей стороны, хочу заметить, что являюсь классным руководителем первый год. За столь небольшой промежуток времени я убедилась в том, что работа при помощи Интернет-ресурсов и мессенджеров очень ускоряет и облегчает мою работу. Я соглашусь с коллегами, что быстрота  передачи информации и возможность быть всегда на связи с родителями и детьми, способствуют повышению работы меня как классного руководителя.        

Дополнительные источники

  1. Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)
  2. Словари и энциклопедии на Академике (academic.ru)
  3. Психология и Психиатрия (psihomed.com)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...