Использование проектной деятельности в работе классного руководителя
статья (8 класс)
В статье говорится об использовании проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly_prezentatsiya_1.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Ольга Сергеевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №416
Россия, Санкт-Петербург
СПРЯЖЕНИЕ РУССКОГО ГЛАГОЛА: В ЧЁМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАГОЛОВ-ИСКЛЮЧЕНИЙ?
В данной работе рассматриваются глаголы-исключения русского языка. Дается ответ на вопрос «почему в русском языке есть исключения и в чем особенность каждого глагола».
Глаголы-исключения из I спряжения на сегодняшний день остаются малоизученным. Эта работа представляет собой попытку систематизировать разрозненную информацию по этой проблеме. Цель работы: выявление момента, когда глаголы-исключения стали осознаваться как глаголы II спряжения.
В современных учебниках русского языка, вслед за академическими справочниками по грамматике русского языка, выделяют 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, дышать, слышать, относящихся ко II спряжению.
Перечисленные глаголы-исключения отличаются от глаголов I спряжения системой флексий. Мы знаем, что у исследуемых глаголов все флексии настоящего времени безударные. Можно ли говорить о том, что данные глаголы искони относились ко II спряжению или имел место «переход» в другое спряжение?
Известно, что спряжение глагола определяется 1) по характеру ударной флексии, 2) в случае безударности флексии – по конечному гласному основы инфинитива. Эти два показателя не позволяют нам понять, почему анализируемые 11 глаголов являются исключениями, ведь конечный гласный основы *ē (*а, если стоит после мягк.согл.).
Здесь речь идет о формальных признаках, которые как-то характеризуют глаголы.
Для того чтобы узнать, к какому спряжению относится глагол, мы должны знать: акцентную парадигму и показатель класса. Рассмотрим, как в современном русском языке были распределены по классам глаголы-исключения.
В «Русской грамматике-80» глаголы-исключения распределяются следующим образом: все 11 глаголов относятся к X словоизменительному классу (показатель класса — одно из соотношений гласного с нулем звука: «и — нуль», «е — нуль», «а —нуль» [7, с. 657]), но подклассы разные:
Терпеть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть – 2 подкласс (соотношение «е – нуль»). Сюда же относятся глаголы I спряжения на -еть, такие как: гореть, хрустеть, шуметь, скрипеть. Видим, что данные глаголы имеют одно соотношение «е – нуль» (Например, виде-л-а – вид-ят, горе-л-а – гор-ят).
Гнать, держать, слышать, дышать – 3 подкласс (соотношение «а – нуль»). Сюда же отнесем другие глаголы I спряжения на –ать (ворчать (ворча-л-а – ворч-ат), молчать, визжать, дрожать).
Стоит заметить, что акцентная парадигма у всех приведенных глаголов также позволяет разделить их на некоторые группы:
Обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть – акцентный тип А (характеризуется неподвижным ударением на одном и том же слоге основы. Возможно ударение на последнем или не на последнем слоге основы [7, с.680] (Например, зави́сеть – зави́шу, зави́сишь, -ят, зави́сь, зави́сел, -ла, -ло, -ли)). К этому же акцентному типу отнесем такие глаголы, как гуля́ть (гуля́ю, гуля́ешь, -ют, гуля́й, гуля́л,-ла, -ло, -ли) кома́ндовать, дви́гать.
Держать, гнать, терпеть, дышать, смотреть – акцентный тип С (характеризуется ударением в прош. вр. на последнем слоге основы, в наст. вр. на флексии в 1 л. ед.ч. и на основе в остальных формах; в повел. накл. ударение, как и в форме 1 л. ед.ч. на флексии [7, с.683] (Например, держа́ть – держу́, де́ржишь, -ут, держи́, держа́л, -ла, -ло, -ли). Сюда же отнесем: тону́ть, обману́ть, коло́ть (колю́, коле́шь, -ют, коли́, коло́л, -ла, -ло, -ли).
Отдельного внимания заслуживает слово вертеть – глагол колеблется между акцентным типом В (ударение на последнем слоге основы в прош. вр. и на флексии во всех формах наст. вр. и повел. накл. [7, с.681]) и С. В: верчу́, верти́шь, вертя́т (устар.). С: верчу́, ве́ртишь, ве́ртят, верти́, верте́л, -ла, -ло, -ли.
Мы видим, что акцентная парадигма глаголов-исключений такая же, как и у других глаголов.
Таким образом, современное состояние системы русского языка не позволяет объяснить логику объединения этой группы глаголов с глаголами II спряжения, поэтому обратимся к истории русского языка.
Все глаголы-исключения входили в древний лексический фонд русского языка; время их первой фиксации, по данным Словаря русского языка XI – XVII вв., относятся к XI – XIII вв. (за исключением глагола зависеть, он впервые появился в древнерусском языке в начале XVIII в.).
Напомним, что основы настоящего времени и основы инфинитива в ДРЯ не совпадали, личные формы настоящего времени образовывались от основы настоящего времени. Для их образования использовался тематический гласный –и, характерный для IV класса. В современном русском языке такие глаголы относятся ко II спряжению.
Так как в современном русском языке при безударности флексии спряжение определяется по показателю инфинитива, посмотрим, что представляли собой гласные основы инфинитива интересующих нас глаголов с точки зрения их происхождения.
По гласной в основе инфинитива мы можем объединить глаголы-исключения в 3 группы:
- Гласный ѣ > *ē (*а, если стоит после мягк.согл.)
Слышати (*slyhēti) [5, т.25, с.147]
Смотрѣти (= смотрити) (*sъmotrēti (*sъmotriti)) [5, Т.25, с.210]
Обидѣти ( =обидити) (*ublidēti (*ubliditi)) [5, т.12,с.50]
Видѣти (*vidēti) - [5, т.2, с.174]
Вертѣти (=врьтѣти) (*vьrtēti) - [5, т.2, с.98]
Ненавидѣти (*nenavidēti) - [5, т.11, с.180]
Дышати (=дыхати) (*duhēti) – [5, т.4, с.397]
Держати (*dьrgēti) – [5, т.4, с.224]
- Зависеть (*zavisēti) – распространилось не ранее начала XVIII века. «Старое ударение (на предпоследнем слоге: ср. ви́селица, ви́сельник), морфологическая изолированность этого слова, независимость его видового употребления, своеобразие его значения – все это намекает на давнишний отрыв слова зависеть от гнезда висеть и производных. Для ДРЯ глагол зависеть неизвестен. Примеров употребления нет до XVII-XVIII вв. Может быть, глагол возник под влиянием западнорусского языка (по Виноградову В.В.). Самое раннее употребление отмечено в «Письмах и бумагах имп. Петра Великого» под 1705 г.» [1, с.320].
- Гънати (*gъnati) – [5, т.4, с.40]. В говорах использовалась форма гони́ть, гоню́ (СРНГ, в. VII, 5). В старославянском языке было 2 формы этого слова: гънати (*gъnati) – глагол однонаправленный и гонити (*goniti) – глагол разнонаправленный. Здесь, вероятно, происходило влияние разнонаправленного глагола на однонаправленный. На определенном этапе глагол гонити выходит из употребления, и происходит своеобразная контаминация: сохраняется инфинитив гънати, а форма наст. вр. – от глагола гонити.
Таким образом, делаем вывод: к первой группе относятся глаголы, которые в основе инфинитива имели гласную *ē, ко второй группе – слово зависеть, к третьей – глагол, с основой инфинитива – суффиксальный *а (гънати).
Рассмотрим глаголы, относящиеся к I спряжению, сравним их с глаголами-исключениями, с тем, чтобы выявить их различия:
Нести (*nesti) – основа инфинитива на согласный. [5, т.11, с.307]
Стати (*stati) –основа инфинитива – суффиксальный *а. [5, т.28, с.22].
Получается, что гласные основ глаголов I спряжения не встречаются в основах глаголов-исключений.
В древнерусском языке основы инфинитива оканчивались на корневой гласный или согласный. Корень мог распространяться суффиксом, один из них *ē, который «изменился в -*а- после палатального согласного, и в -*ĕ- после иного согласного: bĕžati, slyšati; vidĕti, umĕti. Глаголы с таким инфинитивным суффиксом имели основу настоящего времени разного образования:
- Основа наст. вр. на i: vidi-ši, gori-ši, begi-ši.
- Основа наст. вр. на –je/jo (Это –глаголы, производные от имен прилагательных или существительных): nĕmъ – nĕmĕ-je-ši». [3, с.147].
Глаголы – исключения в древнерусском языке относились к основам наст. вр. на *i.
В древнерусском языке все эти слова относились к IV классу глаголов, в который также входили глаголы с показателем инфинитива –и-. Например:
Будити (*buditi) – в основе наст.вр. *i. [5, т.1, с.345]
Любити (*ljubiti) – в основе наст.вр. *i. [5, т.8, с.327]
Наше историческое исследование показало, что в употреблении глаголов, их акцентных и морфологических признаках не произошло каких-либо существенных изменений.
Получается, что дело не в формальных признаках глагола, а в их интерпретации. Вспомним, что в современном русском языке окончания глаголов состоят из 3 звуков, а в древнерусском языке они имели 2 звука: -ши, -ть, -мь, -те. С течением времени тематический гласный становится частью окончания (происходит переразложение основ).
В результате изначальный принцип отнесения глаголу к тому или иному спряжению был забыт, и на первое место вышли те формальные характеристики русского глагола, которые никак не объясняют внутренней логики действия языкового механизма.
Литература.
- Виноградов В.В «Исторический словарь русского языка», - М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.
- Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. «Историческая грамматика русского языка», - М.: Высш. школа, 1981.
- Селищев А.М. «Старославянский язык. Ч.2. тексты, словарь. Очерки морфологии», - М., 1952.
- Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) в 10 т. – М., 1988 - …
- Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 1-28, - М.: Наука, 1975-2008.
- Трубачев О.И. «Этимологический словарь славянских языков», - М.: Наука, 1974-2005.
- Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка» в 2 т., - М.: Русский язык, 1994.
- Шведова Н.Ю. «Русская грамматика», - М.: Наука, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....
«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»
Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя. 1. Понятие о социально-проектной деятельности2. Цели, задачи...
Проектная деятельность в работе классного руководителя
Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения....
Проектная деятельность в работе классного руководителя.
В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решен...
«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»
Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....
Доклад "Проектная деятельность в работе классного руководителя"
Теоретический материал, из опыта работы....
Использование проектной деятельности в работе классного руководителя
Проект "О вреде курения"10 Б класс...